Среднее профессиональное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:49, реферат

Описание

Среднее профессиональное образование в России имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) и начального профессионального образования. Необходимость особой подготовки кадров средней квалификации выдвинута процессами специализации труда.

Работа состоит из  1 файл

Среднее профессиональное образование в России имеет целью подготовку специалистов среднего звена.docx

— 15.84 Кб (Скачать документ)

Среднее профессиональное образование  в России имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) и начального профессионального  образования. Необходимость особой подготовки кадров средней квалификации выдвинута процессами специализации  труда.

Профессиональные образовательные  учреждения средней школы возникли еще в XVII в., однако как особая ступень  в системе профессионального  и общего образования они сформировались в конце XIX – начале XX в. под влиянием усложнения труда и его организации  в условиях развитого крупного машиностроительного  производства. Становление системы среднего профессионального образования связано с развитием и перестройкой содержания как профессионального, так и общего образования. Соотношение профессиональных и общеобразовательных аспектов подготовки обусловливалось в основном социально-экономическими и организационно-производственными факторами.

Произошедшая в России в 1990-х гг. смена государственно-политического  устройства создала принципиально  новую ситуацию в сфере образования. Документами, определяющими деятельность средней профессиональной школы  стали Закон Российской Федерации  «Об об-разовании» и Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования. В настоящее время среднее профессиональное образование играет значительную роль при удовлетворении образовательных потребностей личности, общества и государства: на сегодня 22% населения России имеют среднее профессиональное образование.

В экономике и социальной сфере России занято около 21 млн специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 34% от общей численности занятых или 62% от общей численности занятых специалистов со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием.

Можно выделить следующие  основные направления деятельности (функции) специалистов со средним профессиональным образованием в отраслях экономики, имеющие устойчивый характер:

1) подготовка и обработка  технической, технологической и  другой информации в целях  обеспечения принятия инженерных  решений; 

2) обеспечение функционирования  сложных технических и технологических  систем и управление ими;

3) управление деятельностью  первичных трудовых коллективов. 

В отраслях социальной сферы  специалисты со средним профессиональным образованием осуществляют деятельность в области образования, здравоохранения, права, физической культуры и спорта, культуры и искусства и др.

Специалисты со средним профессиональным образованием экономического профиля  решают оперативные экономико-организационные  задачи в экономических и финансовых службах предприятий и организаций, подразделениях, ответственных за статистическую отчетность и бухгалтерский учет.

В соответствии с особенностями  современного исторического этапа  и перспективами развития экономики  и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и  функций, повышение требований к  компетентности, технологической культуре и качеству труда.

Возрастает востребованность специалистов среднего звена в сервисном обслуживании населения (техническом, технологическом, информационном, транспортно-коммуникационном, социально-культурном сервисе), где они являются наиболее массовой и мобильной частью рабочей силы.

Развитие малого предпринимательства  не только расширяет сферу использования  специалистов среднего звена, но и предоставляет  им принципиально новые возможности  по самостоятельному созданию рабочих  мест для себя и других.

Современные требования к  среднему профессиональному образованию  определяют необходимость согласованного взаимодействия всех субъектов образовательного пространства. В качестве основы такого взаимодействия выступает «Программа развития среднего профессионального  образования России на 2000–2005 годы», которая является основным концептуальным документом в области среднего профессионального  образования и представляет собой  конкретизацию и расширение Федеральной  программы развития образования  в целях создания правовых, экономических, организационных, методических, научных  условий для развития среднего профессионального  образования.

Образовательные учреждения все в большей мере реализуют  свои права в сфере академической  и хозяйственной автономности, расширяют  спектр не только образовательных, но и других услуг, предоставляемых  населению, организациям и предприятиям различных организационно-правовых форм. Усиливается взаимодействие системы  среднего профессионального образования  с региональными социально-экономическими структурами.

Таким образом, среднее профессиональное образование обеспечивает условия  не только для получения специальности, но и для дальнейшего продвижения  личности в образовательной среде.

Относительно краткие  сроки и низкая стоимость обучения по программам среднего профессионального образования делают его получение более экономичным как для отдельных граждан, так и в масштабах государства.

Среднее профессиональное образование  отнюдь не является образовательным  уровнем, имеющим место только в  российской образовательной системе. Аналоги российскому среднему профессиональному  образованию (как по содержанию, так  и по типам образовательных учреждений) существуют в образовательных системах всех экономически развитых стран. Востребованность данного образовательного уровня подтверждается мировой практикой.

Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования

 

1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

2. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования подразделяются с учетом установленных уровней среднего профессионального образования на:

1) программы подготовки квалифицированных рабочих;

2) программы подготовки специалистов среднего звена.

Перечни специальностей среднего профессионального образования  утверждаются федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование  в сфере образования.

2. Программы подготовки квалифицированного рабочего реализуются в очной и очно-заочной формах получения образования.

Программы подготовки специалистов среднего звена реализуются в  очной, очно-заочной и заочной формах получения образования.

Перечни специальностей среднего профессионального образования  по программам подготовки квалифицированного рабочего и программам подготовки специалистов среднего звена, по которым не допускается  получение образования в очно-заочной и (или) заочной формах, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.

3. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами с учетом формы получения образования и необходимости освоения основной образовательной программы основного общего и (или) среднего общего образования.

4. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования реализуются профессиональными образовательными организациями, а также могут быть реализованы образовательными организациями высшего образования.

Требования настоящей  главы распространяются на образовательные  организации высшего образования  при реализации ими основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.


Информация о работе Среднее профессиональное образование