Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:49, реферат
Среднее профессиональное образование в России имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) и начального профессионального образования. Необходимость особой подготовки кадров средней квалификации выдвинута процессами специализации труда.
Среднее профессиональное образование в России имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) и начального профессионального образования. Необходимость особой подготовки кадров средней квалификации выдвинута процессами специализации труда.
Профессиональные
Произошедшая в России
в 1990-х гг. смена государственно-
В экономике и социальной сфере России занято около 21 млн специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 34% от общей численности занятых или 62% от общей численности занятых специалистов со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием.
Можно выделить следующие основные направления деятельности (функции) специалистов со средним профессиональным образованием в отраслях экономики, имеющие устойчивый характер:
1) подготовка и обработка
технической, технологической
2) обеспечение функционирования
сложных технических и
3) управление деятельностью
первичных трудовых
В отраслях социальной сферы специалисты со средним профессиональным образованием осуществляют деятельность в области образования, здравоохранения, права, физической культуры и спорта, культуры и искусства и др.
Специалисты со средним профессиональным
образованием экономического профиля
решают оперативные экономико-
В соответствии с особенностями современного исторического этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и функций, повышение требований к компетентности, технологической культуре и качеству труда.
Возрастает востребованность специалистов среднего звена в сервисном обслуживании населения (техническом, технологическом, информационном, транспортно-коммуникационном, социально-культурном сервисе), где они являются наиболее массовой и мобильной частью рабочей силы.
Развитие малого предпринимательства
не только расширяет сферу использования
специалистов среднего звена, но и предоставляет
им принципиально новые
Современные требования к среднему профессиональному образованию определяют необходимость согласованного взаимодействия всех субъектов образовательного пространства. В качестве основы такого взаимодействия выступает «Программа развития среднего профессионального образования России на 2000–2005 годы», которая является основным концептуальным документом в области среднего профессионального образования и представляет собой конкретизацию и расширение Федеральной программы развития образования в целях создания правовых, экономических, организационных, методических, научных условий для развития среднего профессионального образования.
Образовательные учреждения
все в большей мере реализуют
свои права в сфере академической
и хозяйственной автономности, расширяют
спектр не только образовательных, но
и других услуг, предоставляемых
населению, организациям и предприятиям
различных организационно-
Таким образом, среднее профессиональное образование обеспечивает условия не только для получения специальности, но и для дальнейшего продвижения личности в образовательной среде.
Относительно краткие сроки и низкая стоимость обучения по программам среднего профессионального образования делают его получение более экономичным как для отдельных граждан, так и в масштабах государства.
Среднее профессиональное образование
отнюдь не является образовательным
уровнем, имеющим место только в
российской образовательной системе.
Аналоги российскому среднему профессиональному
образованию (как по содержанию, так
и по типам образовательных
Основные профессиональные
образовательные программы
1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
2. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования подразделяются с учетом установленных уровней среднего профессионального образования на:
1) программы подготовки квалифицированных рабочих;
2) программы подготовки специалистов среднего звена.
Перечни специальностей среднего
профессионального образования
утверждаются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
выработку государственной
2. Программы подготовки квалифицированного рабочего реализуются в очной и очно-заочной формах получения образования.
Программы подготовки специалистов среднего звена реализуются в очной, очно-заочной и заочной формах получения образования.
Перечни специальностей среднего
профессионального образования
по программам подготовки квалифицированного
рабочего и программам подготовки специалистов
среднего звена, по которым не допускается
получение образования в очно-
3. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами с учетом формы получения образования и необходимости освоения основной образовательной программы основного общего и (или) среднего общего образования.
4. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования реализуются профессиональными образовательными организациями, а также могут быть реализованы образовательными организациями высшего образования.
Требования настоящей
главы распространяются на образовательные
организации высшего