Станислав Теофилович Шацкий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:18, доклад

Описание

Станислав Теофилович Шацкий принадлежал к педагогам, для которых теория и практика были неразрывно связаны между собой и дополняли друг друга. Нельзя пропагандировать идею, предварительно не проверив на практике ее ценности, жизненной эффективности, утверждал С.Т.Шацкий. Поэтому на всей деятельности С.Т.Шацкого лежит печать глубокого единства его идей и их практического воплощения..

Содержание

1. Личность С.Т. Шацкого
2. Факторы воздействия социальной среды на личность ребенка
3. Воспитательная система С.Т. Шацкого
4. Первая опытная станция по народному образованию

Работа состоит из  1 файл

С.Т.Шацкий.docx

— 21.54 Кб (Скачать документ)

С.Т. Шацкий

1. Личность  С.Т. Шацкого

Станислав Теофилович Шацкий принадлежал к педагогам, для которых теория и практика были неразрывно связаны между собой и дополняли друг друга. Нельзя пропагандировать идею, предварительно не проверив на практике ее ценности, жизненной эффективности, утверждал С.Т.Шацкий. Поэтому на всей деятельности С.Т.Шацкого лежит печать глубокого единства его идей и их практического воплощения..

С.Т.Шацкий, человек высокой культуры, владевший несколькими иностранными языками,  был чужд национальной и классовой ограниченности. Он всегда был в курсе отечественной и зарубежной педагогики, часто бывал заграницей и охотно использовал лучшие ее образцы в практике работы Первой опытной станции. Чрезвычайно занятый и перегруженный практической работой, С.Т.Шацкий, к сожалению, уделял мало времени обработке эмпирического материала, фиксации полученных результатов. После него осталось несколько педагогических произведений: «Бодрая жизнь», «Годы исканий», ряд статей. Но эти сочинения не дают полного представления о том большом влиянии, каким пользовался С.Т.Шацкий среди учительства, о том, как он создавал из своих соратников и последователей педагогов-энтузиастов и какое влияние оказал он на строительство советской школы.

2. Факторы воздействия социальной  среды на личность ребенка

Взгляды С.Т.Шацкого на взаимодействие школы социальной среды в основных положениях совпадают со взглядами Н.К.Крупской и А.Л. Луначарского. И это понятно, так как развитие педагогических взглядов С.Т.Шацкого в послеоктябрьский период проходило под непосредственным влиянием Н.К.Крупской. Еще до революции С.Т.Шацкий предпринимал попытки создать комплекс учреждений, где бы можно было изучать влияние социальной среды на детей и строить на этой основе процесс воспитания, но они окончились неудачей.

Научный подход к педагогике, согласно взглядам С.Т.Шацкого, начинается там, где воспитание строится на основе познанных фактов воздействия среды, где корни конфликтных ситуаций, возникших в школе, ищут не только в жизни детских коллективов но и в окружающей социальной среде. «С.Т.Шацкий, пожалуй, единственный из педагогов 20-х годов сделал попытку представить более или менее полную картину процесса социального формирования личности. Все воздействующие на формирование ребенка факторы С.Т.Шацкий разделил на природные (первичные и социальные (вторичные). К природным факторам он относил свет, тепло, воздух, сырую пищу, почву растительную и животную среду и другие. К социально-экономическим — орудия, инструменты, материалы, бюджет и организацию хозяйства и другие. К социально-бытовым факторам — жилище, пищу, одежду, речь, счет, обычаи, типичные суждения, общественный строй».

Классификация факторов воздействия  С.Т.Шацкого имеет ряд существенных недостатков. Сам С.Т.Шацкий писал, что его система факторов не претендует ни на полноту, ни на точность. Она была необходима ему как рабочая гипотеза для рассмотрения педагогических явлений.

«Воздух, тепло, свет, одежда являются важнейшими факторами биологического развития ребенка, утверждал С.Т.Шацкий. Педагогам и родителям надо научиться управлять этими факторами, разумно использовать их для укрепления здоровья детей. Только при условии тесного сотрудничества с населением и общественными организациями школа может эффективно решать воспитательные задачи.

Вторая группа факторов, влияющих на ребенка,— социально-экономические. К ним С.Т.Шацкий относил умения и способы обращаться с вещами, инструментами, материалами, сложные и простые организационные навыки, степень достатка в семье, материальную обеспеченность и т. д. Сотрудники станции пытались установить корреляционные связи между бюджетом семьи и затратами на детей, между совершенствованием средств производства и уровнем культурного развития сельского населения.».

Таково общее представление  С.Т.Шацкого о факторах воздействия социальной среды на личность ребенка, которые педагогу необходимо учитывать в своей работе. Во взглядах и деятельности С.Т.Шацкого особо ценным является его стремление опереться в воспитательной работе на факторы воздействия среды на личность, борьбу за создание условий, благоприятствующих физическому и духовному развитию детей.

3. Воспитательная система С.Т. Шацкого

Термин «воспитание» С.Т.Шацкий употреблял в широком и узком смысле. Воспитание, которое ребенок получал в стенах школы, он называл малым педагогическим процессом, а воздействие семьи, сверстников, взрослых и т. д. — большим педагогическим процессом. С.Т.Шацкий справедливо утверждал, что, занимаясь обучением и воспитанием детей только в стенах школы, мы обрекаем усилия педагогов на неудачу, так как воспитательные действия, не поддержанные самой жизнью, будут либо немедленно отброшены учащимися, либо будут способствовать воспитанию двуликих Янусов, на словах соглашающихся с установками педагогов, а поступающих вопреки им. Поэтому задача школы — изучить организованные и неорганизованные воздействия на ребенка для того, чтобы, опираясь на положительные влияния, бороться с отрицательными воздействиями среды. В этой работе школа выступала центром, координирующим и направляющим педагогические воздействия советских общественных организаций и населения района.

«С точки зрения связи  школы с окружающей средой С.Т.Шацкий выделял три возможных типа школы:

1.  Школа, изолированная от окружающей среды.

2. Школа, интересующаяся воздействиями  среды, но не сотрудничающая с ней.

3.  Школа, выступающая организатором,  контролером и регулятором воздействий среды на ребенка».

Школы первого типа организуют учебно-воспитательный процесс в  рамках учебного учреждения, считая, что  социальная среда обычно учит детей  только плохому, а задача школы — выправить эти воздействия и сформировать детей по старым представлениям школьной педагогики.

Для школ второго типа характерен определенный интерес к среде, который  выражается в привлечении жизненного материала к обучению. Такая иллюстративная школа широко пользуется лабораторными  методами, она активизирует мышление ребенка, но на этом ее связь со средой обрывается.

Школа третьего типа, над  практическим воплощением которой  С.Т.Шацкий работал в Первой опытной станции по народному образованию, в окружающей социальной среде выполняла функции организатора, регулятора и контролера детской жизни.

Во-первых, такая школа  организовывала учебно-воспитательный процесс, учитывая жизненный опыт ребенка, его возрастные особенности. Дети получали глубокие и прочные знания, которые  широко использовались в общественно-полезной деятельности. Во-вторых, взяв на себя функции центра воспитательной работы с детьми, школа «связывалась»  с теми сферами среды, где проходил процесс формирования ребенка (семья, улица, деревня и т. д.), внимательно  изучала средства воздействия среды  на ребенка, их эффективность и, реконструируя  их, добивалась усиления положительных  влияний среды и нейтрализации  отрицательных. И, наконец, школа выступала  в окружающей среде как проводник влияния партии на полупролетарские и непролетарские слои населения, активный фактор переустройства жизни на социалистических началах. Вместе с советскими и партийными организациями школа работала над повышением культуры местного населения, улучшением быта, созданием благоприятных условий для достижения целей социалистического воспитания.

При такой постановке вопроса  школа ставила перед собой  сложные задачи, и было бы ошибкой  утверждать, что все школы справлялись  с этими требованиями. Только передовым  учреждениям, в основном входившим  в число опытно-показательных  учреждений, это было под силу. Они  имели хорошо подготовленные кадры, опыт работы, материальное снабжение  выше среднего и, что особенно важно, значительное число разнотипных  учреждений, расположенных на одной  территории.

4. Первая опытная станция по народному образованию

Для изучения процесса взаимодействия школы и социальной среды, а также  разработки других актуальных вопросов школы были организованы учреждения определенного типа — опытные станции. Эффективно работающая школа, по С.Т.Шацкому, глубоко связана, прежде всего, с семьей. Для того, чтобы превратить семью в союзника школы, нужно хорошо изучить ее традиции и обычаи и использовать их в процессе воспитательной деятельности.

В третьем томе педагогических сочинений С.Т.Шацкого приведена схема обследования семьи, которая впоследствии неоднократно совершенствовалась. Схема ориентирует исследователя на сбор сведений о материальном благосостоянии, условиях проживания, одежде, питании и т. д. Так как школы станции уделяли много внимания росту сознания и культуры семьи, то значительное место в схеме отводилось грамотности, интересам, религиозности. Самому тщательному анализу подвергались отношения в семье: взаимоотношения отца с матерью, а также между другими членами семьи, отношение родителей и остальных членов семьи к поступкам, интересам ребенка и т. д. Накопленные знания для семьи и педагогики служили фундаментом организации совместной работы со школой над вопросами воспитания детей. Имея объективную картину положения детей в семье, учителя строили свою педагогическую деятельность не вслепую, а сознательно и благодаря это­му добивались серьезных успехов в работе.

Родительские собрания и школьные комитеты играли роль проводников  влияния школы на население. Они  решали широкий круг вопросов, связанных  с хозяйственной и педагогической деятельностью школ, и при необходимости  помогали школе материально, из средств, собранных родителями. К работе в  школьных комитетах привлекались широкие  круги общественности: делегаты населения, выбранные на сходках, представители  общественных организаций, родители. Пропаганда прогрессивных педагогических идей, распространение знаний и правил обращения с детьми с помощью  актива проходили намного быстрее  и эффективнее. В Первой опытной  станции систематически проводились  съезды школьных комитетов, где представители  общественности обсуждали насущные вопросы жизни школы и деревни.

Однако, кроме работы с  семьей, необходимо было тесное сотрудничество с общественными организациями. Поэтому, педагоги, прежде всего, стремились укрепить школьные пионерские и комсомольские  организации. Содержание и цели работы пионеров и школьников совпадали: для  тех и других главной задачей  была учеба и участие в строительстве  новой жизни — различие же заключалось  в степени организованности, дисциплины, ответственности.

Все общественные организации  деревни — сельсоветы, жилищные товарищества, профсоюзы и т. д. —  также планировали воспитательную работу с детьми. Задача школы заключалась  в объединении усилий этих организаций. Наиболее тесно школы Первой опытной  станции были связаны с сельсоветами. Как представители Советской  власти в деревне, сельсоветы проводили  большую хозяйственную, организационную  работу с населением и были, естественно, особо заинтересованы в совместной деятельности. Школы же видели в  сельсовете союзника в деле совместного  воспитания детей и повышения культуры населения.

Совместная работа школ Первой опытной станции с общественными  организациями достигла высоких  результатов, так как она строилась  на хорошем знании жизни, удовлетворяла  запросам как общественных учреждений, так и организации воспитательного процесса. Работа станции в этом направлении может служить образцом связи школы с жизнью и заслуживает самого внимательного изучения.


Информация о работе Станислав Теофилович Шацкий