Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:18, реферат
История российской дефектологии не менее разнообразна, не менее интересна. Она также имеет примеры самопожертвования, самоотверженного труда в деле преодоления психических и физических дефектов у ребенка, исправления аномалий в его развитии и поведении. Российская история коррекционной педагогики взаимосвязана с европейской дефектологической наукой, учитывает и использует ее обширный научный и практический опыт. В то же время в истории развития теории и практики коррекционной педагогической деятельности в России мы имеем некоторое своеобразие, отличительные особенности.
Становление российской дефектологической науки
История
российской дефектологии не менее разнообразна,
не менее интересна. Она также
имеет примеры
Глубокое
проникновение религии в жизнь
и быт русского народа, специфика
российского национального
Забота
и опека страждущих и обездоленных
на Руси нашла свое место как в
традициях и жизнедеятельности простого
народа, так и в официальных действиях
церкви и государственной власти. В Уставе
о православной церкви, утвержденном киевским
князем Владимиром Святославичем (996),
вменялось в обязанность церкви заботиться
об убогих, нищих и юродивых.
В XI в. Киево-Печерская
лавра становится прибежищем для
калек и слабоумных, то же самое
можно сказать о деятельности
монастырей и церквей по всей Киевской
Руси.
В начале
XII в. киевский князь Владимир Мономах
в поучении своим детям ("Поучение
князя Владимира Мономаха своим детям")
указывал: "Всего паче убогих не забывайте,
но елико могуше по силе кормите о подавайте
сироте и вдовицу оправдайте сами, а не
давайте сильным погубить человека".
На Руси,
так же как и в Европе, отношение
к убогим, нищим, калекам было неоднозначным.
Когда их становилось особенно много (после
войн, экологических катастроф), передвижение
их пытались ограничить. Для них при монастырях
открывали богадельни, первые учреждения
общественного призрения. В "Стоглавый
судебник" (1551) при Иване Грозном была
внесена статья о необходимости попечения
больных и нищих, "кои одержимы бесом
и лишены разума". Их рекомендовалось
помещать в монастыри, чтобы они не были
"пугалом для здоровых". В начале
XVIII в. Петром I был разработан указ
о создании госпиталей для душевнобольных,
в которые должны были помещаться ненормальные
заброшенные дети. Но ему не дано было
осуществиться. Зато Петр I вынужден был
принять меры против направления в монастыри
под видом "дураков" детей бояр, которые
хотели спасти своих детей от государственной
службы. Петр I повелел считать "дураками"
только тех, кто "отповеди учинить не
могут, не годятся ни в какую службу и науку;
недвижимое к пустому приводят, беспутство
расточают". Им было запрещено жениться
и наследовать имущество.
Изменения
в государственной политике
Наивысший
этап в истории российской
педагогики и специального
История
российской дефектологической
Всеволод
Петрович Кащенко (1870-1943) - известный
педагог, талантливый
В России,
так же как и за рубежом, был
период увлечения психометрией - изучением
личности ребенка с помощью тестов.
Григорий Иванович Россолимо (1860-1928), известный
невропатолог, в начале века предложил
свой оригинальный метод, который получил
название "метод психологических профилей",
по которому в отличие от европейских
психометрических методик предлагалось
исследовать восемь основных способностей
ребенка: стойкость памяти, быстроту запоминания,
толкование рисунков, обнаружение нелепостей,
способность комбинировать, состояние
моторики, воображение, наблюдательность.
Методика была интересной, давала богатый
материал для педагогов и психологов,
но как любой метод тестов имела недостатки:
искусственность условий проведения,
статичность, громоздкость в подведении
итогов исследования.
Большой
вклад в отграничение форм психического
недоразвития от детских неврозов и
психозов, от тех форм ненормальности,
которые являются следствием соматической
ослабленности ребенка или
Советская
дефектологическая наука
Новое
время потребовало изменения
взглядов на природу и сущность аномального
детства, на задачи и содержание деятельности
специальных образовательных учреждений,
потребовался и новый подход к теории
и практике изучения отклонений в развитии
и поведении детей. Это успешно удалось
сделать психологу-экспериментатору
Льву Семеновичу Выготскому (1896-1934), который
сумел разобраться в теоретическом хаосе
специальной педагогики того времени,
выделить самое важное и существенное
в природе дефективности, определить социальную
значимость помощи аномальным детям в
нашей стране. И хотя этот новый этап в
развитии дефектологии был подготовлен
всей предыдущей деятельностью отечественных
врачей, педагогов, психологов, личная
заслуга Л.С.Выготского несомненна.
Выготский
сумел определить ведущие тенденции
в предупреждении и преодолении
аномального детства, выявить, систематизировать
и увязать их с общими закономерностями
развития личности и общества. Им были
сформулированы новые задачи специальной
педагогики и специальной школы, основные
теоретические предпосылки для перестройки
работы в области аномального детства.
Суть их сводилась к тому, чтобы "связать
педагогику дефективного детства (сурдо-,
тифло-, олиго- и т.п. педагогику) с общими
принципами и методами социального воспитания,
найти такую систему, в которой удалось
бы органически увязать специальную педагогику
с педагогикой нормального детства".
Идея
интеграции, взаимосвязи общих и специальных
психолого-педагогических вопросов проходит
через все творчество ученого. Им были
выявлены и сформулированы основные законы
психического развития ребенка: закон
развития высших психических функций,
закон неравномерности детского развития,
закон метаморфозы в детском развитии
и др. Он выдвинул идею своеобразия развития
личности аномального ребенка, которая
формируется, как и у обычного ребенка,
в процессе взаимодействия биологического,
социального и педагогического факторов.
Л.С.Выготским
были разработаны и научно обоснованы
основы социальной реабилитации аномального
ребенка. В противовес лечебной педагогике,
которая тогда опиралась на "психологическую
ортопедию" и "сенсорное воспитание",
он разработал социальную педагогику,
снимающую отрицательные социальные наслоения
в процессе формирования личности ребенка
в игровой, учебной, трудовой и других
видах деятельности.
Им был
предложен динамический подход к
дефекту. Он считал, что симптом не
признак, не первопричина аномального
развития ребенка, а результат, следствие
своеобразия его развития, за ним скрываются,
как правило, сложные патологические процессы
этиологического и анатомо-клинического
характера.
Выготский
разработал учение о
Им
активно разрабатывалась мысль
о компенсаторных возможностях
организма аномального ребенка.
Идея
педагогического оптимизма была
присуща работе многих учеников и последователей
Л.С.Выготского. Однако как для общей педагогики
и психологии, так и для специальной (коррекционной)
педагогики известное постановление "О
педологических извращениях в системе
Наркомпроса" (1936) не прошло бесследно,
затормозив, а в некоторых случаях остановив
и целенаправленные психолого-педагогические
исследования, и практику развития работы
специальных школ.
Вместе
с тем в 60-70-е гг. нашего столетия
в дефектологии (коррекционной педагогике),
как и во многих других отраслях
научных знаний, были сделаны существенные
шаги по активизации специальных исследований,
разработке новых подходов в современной
коррекционно-педагогической деятельности
с детьми и подростками с недостатками
в развитии и отклонениями в поведении.
Психоневрологи
Г.Е.Сухарева и М.С.Певзнер
М.С.Певзнер
(1901-1991) разработала классификацию олигофрении
по показателям недоразвития познавательной
деятельности, по степени подвижности
и уравновешенности процессов торможения
и возбуждения. Она отмечала, что группа
генетически обусловленных олигофрении
не осложнена нарушениями поведения, зато
все остальные формы выступают как осложненные,
сочетающиеся с нарушениями поведения,
со снижением работоспособности, с локальными
западениями слухоречевых функций, с грубыми
нарушениями личности, психопатоподобным
поведением.
В
последние годы проблема коррекционной
педагогики значительно расширилась,
захватив сферу не только специальных
школ, но и специальных классов, отдельных
групп детей в общеобразовательной школе.
Проблеме неуспевающих и недисциплинированных
детей и индивидуальному подходу были
посвящены исследования психолога
Л.С.Славиной (начало 60-х годов). Проблема
дифференциации обучения аномальных детей
и выделения среди них неуспевающих учащихся
массовой школы с задержкой психического
развития послужила предметом глубоких
научных исследований Т. А. Власовой. Сегодня
в связи с функционированием в общеобразовательных
школах классов компенсирующего и коррекционно-развивающего
обучения встал вопрос о дифференциации
содержания обучения и характере воспитания
учащихся этих классов (Г.Ф.Кумарина, С.Г.Шевченко).
Не
менее глубоко прорабатываются
вопросы школьной дезадаптации
детей и подростков, отклоняющегося
поведения несовершеннолетних, что
вызывает необходимость не
Информация о работе Становление российской дефектологической науки