Становление российской дефектологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:18, реферат

Описание

История российской дефектологии не менее разнообразна, не менее интересна. Она также имеет примеры самопожертвования, самоотверженного труда в деле преодоления психических и физических дефектов у ребенка, исправления аномалий в его развитии и поведении. Российская история коррекционной педагогики взаимосвязана с европейской дефектологической наукой, учитывает и использует ее обширный научный и практический опыт. В то же время в истории развития теории и практики коррекционной педагогической деятельности в России мы имеем некоторое своеобразие, отличительные особенности.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 52.00 Кб (Скачать документ)

Становление российской дефектологической  науки

История российской дефектологии не менее разнообразна, не менее интересна. Она также  имеет примеры самопожертвования, самоотверженного труда в деле преодоления  психических и физических дефектов у ребенка, исправления аномалий в его развитии и поведении. Российская история коррекционной педагогики взаимосвязана с европейской дефектологической наукой, учитывает и использует ее обширный научный и практический опыт. В то же время в истории развития теории и практики коррекционной педагогической деятельности в России мы имеем некоторое своеобразие, отличительные особенности. 

Глубокое  проникновение религии в жизнь  и быт русского народа, специфика  российского национального менталитета  придают работе с аномальными  детьми гуманистическую направленность, построенную на сострадании, милосердии, защите убогих и юродивых. Крестьянская природа Российского государства отражается в общинности в принятии решения по сложным проблемам, в преодолении жизненных трудностей "всем миром сообща". Различные общественные движения в России во второй половине XIX в. формируют в среде интеллигенции подвижников, людей, увлеченных идеей помощи страждущим и обездоленным. 

Забота  и опека страждущих и обездоленных на Руси нашла свое место как в  традициях и жизнедеятельности простого народа, так и в официальных действиях церкви и государственной власти. В Уставе о православной церкви, утвержденном киевским князем  Владимиром Святославичем (996), вменялось в обязанность церкви заботиться об убогих, нищих и юродивых.  

В XI в. Киево-Печерская  лавра становится прибежищем для  калек и слабоумных, то же самое  можно сказать о деятельности монастырей и церквей по всей Киевской Руси. 

В начале XII в. киевский князь Владимир Мономах  в поучении своим детям ("Поучение князя Владимира Мономаха своим детям") указывал: "Всего паче убогих не забывайте, но елико могуше по силе кормите о подавайте сироте и вдовицу оправдайте сами, а не давайте сильным погубить человека". 

На Руси, так же как и в Европе, отношение  к убогим, нищим, калекам было неоднозначным. Когда их становилось особенно много (после войн, экологических катастроф), передвижение их пытались ограничить. Для них при монастырях открывали богадельни, первые учреждения общественного призрения. В "Стоглавый судебник" (1551) при Иване Грозном была внесена статья о необходимости попечения больных и нищих, "кои одержимы бесом и лишены разума". Их рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были "пугалом для здоровых". В начале XVIII в.  Петром I был разработан указ о создании госпиталей для душевнобольных, в которые должны были помещаться ненормальные заброшенные дети. Но ему не дано было осуществиться. Зато Петр I вынужден был принять меры против направления в монастыри под видом "дураков" детей бояр, которые хотели спасти своих детей от государственной службы. Петр I повелел считать "дураками" только тех, кто "отповеди учинить не могут, не годятся ни в какую службу и науку; недвижимое к пустому приводят, беспутство расточают". Им было запрещено жениться и наследовать имущество. 

 Изменения  в государственной политике России  в отношении душевнобольных произошли  во второй половине XVIII в. в  связи с изданием Екатериной II "Указа об учреждении Приказов  общественного призрения" (1775), по  которому в России создавались лечебные учреждения, благотворительные заведения и школы. 

 Наивысший  этап в истории российской  педагогики и специального образования  связан с периодом конца XIX - начала XX в. в связи с созданием  обществ и общественных организаций  по обучению и воспитанию анормальных детей. Вопросами обучения и воспитания умственно отсталых детей, исследованиями в области психологии аномального детства, проблемами педагогической коррекции недостатков развития и поведения занимались такие выдающиеся ученые-педагоги, психологи, медики, как Е.К.Грачева, В.П.Кащенко, Г.И.Россолимо, Г.Я.Трошин, А.Ф.Лазурский, А.В.Владимирский, Н.В.Чехов и др. 

 История  российской дефектологической науки  и практики тесно связана с  именем  Екатерины Константиновны  Грачевой (1866-1934), которая стояла у истоков создания новых в России учреждений для умственно отсталых детей, ей принадлежит издание первых руководств по работе с глубоко отсталыми детьми. Делу обучения, развития и воспитания глубоко отсталых детей она отдала почти сорок лет своей жизни. 

 Всеволод  Петрович Кащенко (1870-1943) - известный  педагог, талантливый организатор  научных исследований в области  дефектологии и дефектологического  образования. Им была создана  школа-санаторий для дефективных  детей, которая переросла в  Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук (1943), а затем в Институт коррекционной педагогикиРАО. Его книга "Педагогическая коррекция", изданная в 20-е годы, является и в настоящее время практическим руководством в коррекционной педагогике. 
 

В России, так же как и за рубежом, был  период увлечения психометрией - изучением  личности ребенка с помощью тестов.  Григорий Иванович Россолимо (1860-1928), известный  невропатолог, в начале века предложил  свой оригинальный метод, который получил название "метод психологических профилей", по которому в отличие от европейских психометрических методик предлагалось исследовать восемь основных способностей ребенка: стойкость памяти, быстроту запоминания, толкование рисунков, обнаружение нелепостей, способность комбинировать, состояние моторики, воображение, наблюдательность. Методика была интересной, давала богатый материал для педагогов и психологов, но как любой метод тестов имела недостатки: искусственность условий проведения, статичность, громоздкость в подведении итогов исследования. 

Большой вклад в отграничение форм психического недоразвития от детских неврозов и  психозов, от тех форм ненормальности, которые являются следствием соматической ослабленности ребенка или неблагоприятных  условий жизни и их воспитания внес известный психиатр Георгий Яковлевич Трошин (1874-1938). Он в своих взглядах на слабоумие исходил из того, что законы развития детей как нормальных, так и ненормальных идентичны, имеют одну и ту же природу. В то же время исследователи как в России, так и за рубежом все более убеждались в том, что типологию слабоумия дать только на основе этиологических и анатомо-физиологических показателей становится все сложнее. Большинство ученых сходилось на мысли, что классификация должна быть характерологической, когда в ней дается описание качественного своеобразия различных типов отклонений у детей. 

Советская дефектологическая наука попыталась найти комплексное решение проблемы отклоняющегося развития и поведения  детей и подростков. На одном из первых Всероссийских съездов деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью (1920) ставились задачи: вскрыть причины дефективности, наметить меры борьбы с ней, определить типы учреждений для аномальных детей и характер обучения и воспитания детей в них, решить вопрос о судьбе выпускников специальных учреждений, определить пути подготовки кадров дефектологов. В работе съезда приняли участие многие специалисты, занимавшиеся проблемой аномального детства в дореволюционной России. Несмотря на экономические трудности в стране, съезд дал ощутимый импульс в активизации работы по данной проблеме, обозначив ее как общегосударственную, общенародную. 

Новое время потребовало изменения  взглядов на природу и сущность аномального  детства, на задачи и содержание деятельности специальных образовательных учреждений, потребовался и новый подход к теории и практике изучения отклонений в развитии и поведении детей. Это успешно удалось сделать психологу-экспериментатору  Льву Семеновичу Выготскому (1896-1934), который сумел разобраться в теоретическом хаосе специальной педагогики того времени, выделить самое важное и существенное в природе дефективности, определить социальную значимость помощи аномальным детям в нашей стране. И хотя этот новый этап в развитии дефектологии был подготовлен всей предыдущей деятельностью отечественных врачей, педагогов, психологов, личная заслуга Л.С.Выготского несомненна. 

Выготский сумел определить ведущие тенденции  в предупреждении и преодолении  аномального детства, выявить, систематизировать  и увязать их с общими закономерностями развития личности и общества. Им были сформулированы новые задачи специальной педагогики и специальной школы, основные теоретические предпосылки для перестройки работы в области аномального детства. Суть их сводилась к тому, чтобы "связать педагогику дефективного детства (сурдо-, тифло-, олиго- и т.п. педагогику) с общими принципами и методами социального воспитания, найти такую систему, в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства". 

Идея  интеграции, взаимосвязи общих и специальных психолого-педагогических вопросов проходит через все творчество ученого. Им были выявлены и сформулированы основные законы психического развития ребенка: закон развития высших психических функций, закон неравномерности детского развития, закон метаморфозы в детском развитии и др. Он выдвинул идею своеобразия развития личности аномального ребенка, которая формируется, как и у обычного ребенка, в процессе взаимодействия биологического, социального и педагогического факторов. 

Л.С.Выготским  были разработаны и научно обоснованы основы социальной реабилитации аномального  ребенка. В противовес лечебной педагогике, которая тогда опиралась на "психологическую  ортопедию" и "сенсорное воспитание", он разработал социальную педагогику, снимающую отрицательные социальные наслоения в процессе формирования личности ребенка в игровой, учебной, трудовой и других видах деятельности. 

Им был  предложен динамический подход к  дефекту. Он считал, что симптом не признак, не первопричина аномального развития ребенка, а результат, следствие своеобразия его развития, за ним скрываются, как правило, сложные патологические процессы этиологического и анатомо-клинического характера. 

 Выготский  разработал учение о первичности  и вторичности дефекта, о социальной природе вторичного дефекта, обосновал идею единства интеллекта и аффекта; мышление, так же как и действие, имеет мотивационную основу и в абстрактных условиях развиваться не может. Он сформулировал понятие "зона ближайшего и актуального развития ребенка", выявив взаимосвязь психического развития и обучения, где обучение служит движущей силой развития. 

 Им  активно разрабатывалась мысль  о компенсаторных возможностях  организма аномального ребенка.  Исходной точкой в коррекционно-педагогической  работе с аномальными детьми он считал сохранное, наименее подвергшееся аномалии или не затронутое ею состояние организма ребенка. С опорой на здоровое, положительное и следует работать с ребенком, - утверждал Л.С.Выготский. 

 Идея  педагогического оптимизма была присуща работе многих учеников и последователей Л.С.Выготского. Однако как для общей педагогики и психологии, так и для специальной (коррекционной) педагогики известное постановление "О педологических извращениях в системе Наркомпроса" (1936) не прошло бесследно, затормозив, а в некоторых случаях остановив и целенаправленные психолого-педагогические исследования, и практику развития работы специальных школ. 

 Вместе  с тем в 60-70-е гг. нашего столетия  в дефектологии (коррекционной педагогике), как и во многих других отраслях научных знаний, были сделаны существенные шаги по активизации специальных исследований, разработке новых подходов в современной коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. 

 Психоневрологи  Г.Е.Сухарева и М.С.Певзнер провели  глубокое клиническое исследование  умственно отсталых детей.  Г.Е.Сухарева (1892-1981) разработала систематику  олигофрении, которая учитывала  время и причины повреждения  нервной системы. В рамках дифференциальной диагностики олигофрении ею было проведено отграничение олигофрении от задержек темпа развития, от патологий речи и иных состояний, которые характерны для нарушений неолигофренического характера. 

 М.С.Певзнер  (1901-1991) разработала классификацию олигофрении по показателям недоразвития познавательной деятельности, по степени подвижности и уравновешенности процессов торможения и возбуждения. Она отмечала, что группа генетически обусловленных олигофрении не осложнена нарушениями поведения, зато все остальные формы выступают как осложненные, сочетающиеся с нарушениями поведения, со снижением работоспособности, с локальными западениями слухоречевых функций, с грубыми нарушениями личности, психопатоподобным поведением. 

 В  последние годы проблема коррекционной педагогики значительно расширилась, захватив сферу не только специальных школ, но и специальных классов, отдельных групп детей в общеобразовательной школе. Проблеме неуспевающих и недисциплинированных детей и индивидуальному подходу были посвящены исследования психолога  Л.С.Славиной (начало 60-х годов). Проблема дифференциации обучения аномальных детей и выделения среди них неуспевающих учащихся массовой школы с задержкой психического развития послужила предметом глубоких научных исследований Т. А. Власовой. Сегодня в связи с функционированием в общеобразовательных школах классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения встал вопрос о дифференциации содержания обучения и характере воспитания учащихся этих классов (Г.Ф.Кумарина, С.Г.Шевченко). 

 Не  менее глубоко прорабатываются  вопросы школьной дезадаптации  детей и подростков, отклоняющегося  поведения несовершеннолетних, что  вызывает необходимость не только  диагностировать это явление,  но и искать пути его предупреждения  и психолого-педагогической коррекции недостатков в развитии и поведении детей и подростков (С.А.Беличева, С.А.Бадмаев). 

Информация о работе Становление российской дефектологической науки