Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:48, реферат
ДИЗАРТРИЯ - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.
Дизартрия
ДИЗАРТРИЯ
- нарушение произносительной стороны
речи, обусловленное недостаточной
работой нервов, обеспечивающих связь
речевого аппарата с центральной
нервной системой, то есть недостаточной
иннервацией.
Основные проявления дизартрии:
-
расстройство артикуляции
- нарушение голосообразования
- изменение темпа и ритма речи
-
изменение интонации.
Выше
перечисленные проявления дизартрии
проявляются в разной степени
и в различных комбинациях
в зависимости от локализации
поражения в центральной или
периферической нервной системе, от
тяжести нарушения, от времени возникновения
дефекта.
Выделяют так называемую
При
данных дефектов логопеды встречаются
с большими трудностями и период
постановки и автоматизации звуков
в речи. Дети, имеющие стертую
дизартрию, нуждаются в длительной,
систематической индивидуальной логопедической
помощи.
СТЕРТАЯ
ФОРМА ДИЗАРТРИИ
Такая
форма дизартрии встречается
очень часто в логопедической
практике. Основные жалобы при стертой
дизартрии: невнятная невыразительная
речь, плохая дикция, искажение и
замена звуков в сложных по слоговой структуре
слов.
Дети,
имеющие стертую дизартрию, нуждаются
в длительной, систематической индивидуальной
логопедической помощи.
Стертая
дизартрия по своим проявлениям
очень похожа на сложную дислалию.
Чаще
всего стертая дизартрия
Для
раннего выявления этой формы
дизартрии и правильной организации
комплексного воздействия необходимо
знать симптомы и причины возникновения,
характеризующие это нарушение .
Причинами
возникновения стертой
отклонения во внутриутробном
развитии (токсикозы, гипертония (повышенное
давление) нефропатия во время
беременности и др;
инфекционные
заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр) перенесенные
во время беременности
асфиксия
новорожденных;
стремительные
или затяжные роды;
длительный
безводный период;
механическое
родовспоможение (щипцы, вакуум).
В
первый год жизни такие дети наблюдаются
у невролога, им назначаются медикаментозное
лечение и массаж. В диагнозе до
года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия).
А после года диагноз либо снимают,
либо ставят ММД (минимальная мозговая
дисфункция).
Развитие
после года, как правило, у всех
бывает благополучным, невропатологи
больше не наблюдают этих детей, и
ребенок считается здоровым.
При
обследовании детей 5-6 лет со стертой
дизартрией выявляются следующие симптомы:
Общая
моторика: дети неловкие, ограничен
объем активных движений, быстро утомляемость
при нагрузках. Неустойчиво стоят
на одной ноге. Плохо подражают
при имитации движений: как идет
солдат, как летит птица, как режут
хлеб и т.д. Особенно заметна моторная
несостоятельность на физкультурных
и музыкальных занятиях, где дети
отстают в темпе, ритме движений,
а так же при переключаемости
движений.
Мелкая
моторика рук: Дети со стертой дизартрией
поздно и с трудом овладевают навыками
самообслуживания: не могут застегнуть
пуговицу, развязать шарф и т.д. На
занятиях по рисованию плохо держат
карандаш, руки бывают напряжены. Многие
не любят рисовать. Особенно заметна
моторная неловкость рук на занятиях
по аппликации и с пластилином. В
работах по аппликации прослеживаются
трудности пространственного
Со
слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются
играми с конструктором, не умеют
играть с мелкими игрушками, не собирают
пазлы.
У
детей школьного возраста в первом
классе отмечаются трудности при
овладении графическими навыками 9плохой
подчерк, медленный темп письма, «зеркальное»
письмо, замены букв).
Особенности
артикуляторного аппарата:
У
детей со стертой формой дизартрии
наблюдаются следующие
Паретичность
мышц органов артикуляции проявляются
в следующем: вялые губы, углы рта опущены,
во время речи губы остаются вялыми. Язык
при паретичности тонкий, находиться на
дне рта, вялый, кончик языка мало активный.
При нагрузках (логопедической гимнастике)
мышечная слабость увеличивается.
Спастичность
мышц проявляется в следующем: лицо амимично,
мышцы лица на ощупь твердые, напряженные.
Губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается
к деснам. Многие дети не могут сделать
трубочку из губ. Язык при спастическом
симптоме чаще изменен по форме: толстый,
без выраженного кончика, малоподвижный.
Гиперкинезы
при стертой дизартрии
Апраксия
проявляется в невозможности
выполнения определенных движений артикуляторного
аппарата или переключении от одного
движения к другому. У некоторых
детей отмечается кинестетическая
апраксия, когда ребенок производит
хаотичные движения, «нащупывая»
нужную артикуляционную позу.
Девиация,
т.е. отклонения языка от средней
линии, проявляется при логопедической
гимнастике (при удержании позы,
переключении с одного упражнения на
другое)
Гиперсаливация
(повышенное слюноотделение) определяется
лишь во время речи. Дети не справляются
саливацией, не сглатывают слюну.
Дети
со стертой формой дизартрии по заданию
выполняют все движения из логопедической
гимнастики, но качество этих движений
страдает: смазанность, нечеткость движений,
слабость напряжения мышц, аритмичность,
снижение амплитуды движений, быстрая
утомляемость мышц и др. Это и приводит
во время речи к искажению звуков, смешению
их и ухудшению в целом просодической
стороны речи.
Звукопроизношение
при стертой дизартрии
Просодика.
Интонационно-выразительная
У
некоторых детей речевой выдох
укорочен, и они говорят на вдохе.
В этом случае речь становиться захлебывающейся.
Довольно часто выявляются дети (с
хорошим самоконтролем), у которых
при обследовании речи отклонений в
звукопроизношении не проявляется,
т . к. произносят слова они скандировано,
т.е по слогам, а на первое место выступает
только нарушение просодики.
Логопедическая
работа при стертой дизартрии
предусматривает обязательное включение
родителей в коррекционную работу
с ребенком.
На
начальных этапах предусматривается
работ по нормализации моторики артикуляторного
аппарата - логопедический массаж., логопедическая
гимнастика. Обязательна работа по укреплению
голоса и дыхания.
Обязательным
элементом логопедической работы является
развитие мелкой моторики рук.