Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:51, реферат
Данный реферат построен таким образом, чтобы рассмотреть семью как социальный институт.
Основные задачи реферата:
изложить понятие, сущность и основные характеристики социального института;
изучить понятие, сущность и функции семьи.
понять как семья влияет на формирование личности.
Введение
Семья как социальный институт
Отношения в семье. Стили семейного воспитания
Нарушение отношений внутри семьи
Роль семьи
Заключение
Список использованной литературы
Воспитание детей можно охарактеризовать определенными сторонами отношения родителей к детям:
В общении с детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои нервные состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия, подавляя детей свои авторитаризмом и педантизмом.
Родители, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины. Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик. Родители не могут стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые отношения. В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания: непонимание своеобразия внутреннего мира детей, непринятие детей, их индивидуальности и особенностей, несоответствие требований и ожиданий родителей, негибкость родителей, неравномерность отношений с детьми в разные периоды их жизни, непоследовательность в обращении с детьми, несогласованность отношений между родителями, аффективность - раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх, тревожность, доминантность - безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей, гиперсоциальность - воспитание без учета индивидуальностей ребенка, недоверие к возможностям детей, нечуткость, противоречивость.
Роль семьи
Отношения внутри семьи играют очень большую роль в формировании личности. Они являются первым образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения. Внутрисемейные отношения обладают такими характеристиками, которые делают семейное воспитание более адекватной формой воспитания. Внутрисемейные отношения предполагают непосредственный контакт индивидов.
Взаимоотношения родителей и детей прежде всего зависят от взаимоотношений самих супругов, согласия между ними, распределения обязанностей между мужем и женой, атмосферы дружбы, любви, симпатии.
Факторами влияния нВ воспитание ребенка являются:
ь состав семьи и ее структура характер взаимоотношений
ь распределение семейных ролей и поддержка порядка о сложившихся норм в доме
ь образовательный уровень родителей, их совместимость и психологическая обстановка в доме
ь отношение к детям, влияние отца и матери на ребенка.
Основным путем влияния взрослого на воспитание ребенка является донесение до него моральных норм, регулирующих поведение в обществе. Образцами поведения служат взрослые, поэтому они должны об этом не забывать. Для формирования прочных духовных контактов между родителями и детьми необходимы доверие и уважение друг к другу, взаимопонимания и дружеский стиль общения. Отсутствие этих условий приводит ко многим отклонениям: низкая самооценка, раздражительность, негативная форма поведения.
Патология семейных отношений рождает широкий спектр аномалий в психическом и нравственном развитии ребенка. Они могут возникать под влиянием ряда побочных явлений: пьянство родителей, их эгоизм и т.д.
При негативной оценки поведения ребенка родителями может развиваться комплекс неполноценности. В этом случае ребенок становится робким, боится сделать что-то неправильно, испытывает неуверенность.
Говоря об уверенности в себе, то необходимо сказать, что она исходит от родителей: в их похвале, положительной оценки, поддержки ребенка в различных ситуациях. В настоящее время появляется множество способов пополнять свой духовный мир, повышать степень образования; поэтому возрастают требования к семье, как источнику развития личности ребенка. Необходимо отметить, что главным является то, какой путь выберут родители для реализации своей цели. Мы должны помнить, что ребенок попадает к нам как чистый лист, а мы восполняем его на свой лад.
Заключение
Итак, семья - ячейка общества, которая является составной частью общества. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети.
Последствиями плохого общения в семье могут быть конфликты и разводы. Они наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.
Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.
Семья - это один из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценностей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в общественный прогресс. Конечно же, кризисы обществ, цивилизаций не могут не деформировать семью: социальная апатия, нигилизм и другие социальные расстройства показывают нам, что саморазрушение общества неизбежно касается семьи. Семья дает устойчивость в социуме: одинокий человек либо замыкается в себе, либо растворяется в обществе, в работе, в выполнении общественных дел, а семья делает человека носителем интересов многих половозрастных групп населения и даже полноценным потребителем.
Прав был Э. Фромм, когда утверждал, что осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви это источник стыда и в то же время вины и тревоги. Во все времена, во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как выйти за пределы своей индивидуальной жизни и обрести единение. Любовь позволяет ответить на этот вопрос положительно: "Нередко можно найти двух людей, влюбленных друг в друга и не испытывающих любви больше ни к кому. На самом деле их любовь это эгоизм двоих. Любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит все человечество, все, что есть живого". В этих идеях нет ничего нового. Еще В. Соловьев полагал, что смысл любви в оправдании и спасении человеческой индивидуальности через жертву эгоизма, но аргументация Фромма лучше ориентирована на современного читателя.
Семья помогает раскрыться творческому потенциалу личности, способствует ее творческой самореализации. Она не позволяет человеку забыть о ценностях иного рода. И естественно, что "в целом люди, состоящие в браке, счастливее тех, кто не женат (не замужем), разведен или одинок в результате смерти одного из супругов" Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви.
Сказанного достаточно для основного вывода: непреходящая значимость семьи как завоевания общественного прогресса, ее главное предназначение заключается в наделении людей полноценностью как социальной, так и психологической.
Список использованной литературы
1. Психология личности. (Учебное пособие). Под ред. Ермакова П.Н., Лабунской В.А. (2007,656с.)
2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. (Учебное пособие). Под ред. Силяевой Е.Г. (2005, 192с.)
3. Практикум по конфликтологии. (Учебное пособие). Емельянов С.М. (2009, 384с.)
4. Психология в вопросах и ответах. (Учебное пособие). Тертель А.Л. (2005, 176с.)
Информация о работе Стиль семейного воспитания как фактор формирования личности