Стиль семейного воспитания как фактор формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:51, реферат

Описание

Данный реферат построен таким образом, чтобы рассмотреть семью как социальный институт.
Основные задачи реферата:
изложить понятие, сущность и основные характеристики социального института;
изучить понятие, сущность и функции семьи.
понять как семья влияет на формирование личности.

Содержание

Введение
Семья как социальный институт
Отношения в семье. Стили семейного воспитания
Нарушение отношений внутри семьи
Роль семьи
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 27.85 Кб (Скачать документ)

Воспитание детей  можно охарактеризовать определенными  сторонами отношения родителей  к детям:

В общении с  детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои нервные состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия, подавляя детей свои авторитаризмом и педантизмом.

Родители, не замечая  своих недостатков, требуют искоренения  подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины. Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик. Родители не могут  стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые отношения. В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания: непонимание своеобразия внутреннего мира детей, непринятие детей, их индивидуальности и особенностей, несоответствие требований и ожиданий родителей, негибкость родителей, неравномерность отношений с детьми в разные периоды их жизни, непоследовательность в обращении с детьми, несогласованность отношений между родителями, аффективность - раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх, тревожность, доминантность - безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей, гиперсоциальность - воспитание без учета индивидуальностей ребенка, недоверие к возможностям детей, нечуткость, противоречивость.

Роль  семьи

Отношения внутри семьи играют очень большую  роль в формировании личности. Они являются первым образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения. Внутрисемейные отношения  обладают такими характеристиками, которые делают семейное воспитание более  адекватной формой воспитания. Внутрисемейные отношения  предполагают непосредственный контакт индивидов.

Взаимоотношения родителей и детей прежде всего зависят от взаимоотношений самих супругов, согласия между ними, распределения обязанностей между мужем и женой, атмосферы дружбы, любви, симпатии.

Факторами влияния нВ воспитание ребенка являются:

ь состав семьи и ее структура характер взаимоотношений

ь распределение семейных ролей и поддержка порядка о сложившихся норм в доме

ь образовательный уровень родителей, их совместимость и психологическая обстановка в доме

ь отношение к детям, влияние отца и матери на ребенка.

Основным  путем влияния  взрослого на воспитание ребенка является донесение до него моральных норм, регулирующих поведение в обществе. Образцами поведения  служат взрослые, поэтому  они должны об этом не забывать. Для  формирования прочных  духовных контактов  между родителями и детьми необходимы доверие и уважение друг к другу, взаимопонимания  и дружеский стиль  общения. Отсутствие этих условий приводит ко многим отклонениям: низкая самооценка, раздражительность, негативная форма  поведения.

Патология семейных отношений  рождает широкий  спектр аномалий в  психическом и  нравственном развитии ребенка. Они могут  возникать под  влиянием ряда побочных явлений: пьянство родителей, их эгоизм и т.д.

При негативной оценки поведения  ребенка родителями может развиваться  комплекс неполноценности. В этом случае ребенок  становится робким, боится сделать что-то неправильно, испытывает неуверенность.

Говоря  об уверенности в  себе, то необходимо сказать, что она  исходит от родителей: в их похвале, положительной  оценки, поддержки  ребенка в различных  ситуациях. В настоящее  время появляется множество способов пополнять свой духовный мир, повышать степень  образования; поэтому  возрастают требования к семье, как источнику  развития личности ребенка. Необходимо отметить, что главным является то, какой путь выберут  родители для реализации своей цели. Мы должны помнить, что ребенок  попадает к нам  как чистый лист, а мы восполняем его  на свой лад.

Заключение

Итак, семья - ячейка общества, которая является составной частью общества. Жизнь общества характеризуется  теми же духовными  и материальными  процессами, как и  жизнь семьи. Чем  выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень  важны роли отца и  матери в семье, в  частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей  к труду, уважению к старшим, любви  к окружающей природе  и людям, зависит  то, каким будет  общество, в котором  будут жить наши дети.

Последствиями плохого общения  в семье могут  быть конфликты и  разводы. Они наносят  большой социальный вред обществу. Чем  меньше разводов в  семьях, тем здоровее общество.

Таким образом, общество (а  его тоже можно  назвать большой  семьей) прямо пропорционально  зависит от здоровья семьи, так же как  и здоровье семьи  от общества.

Семья - это один из механизмов самоорганизации  общества, с работой  которого связано  утверждение целого ряда общечеловеческих ценностей. Поэтому  семья сама имеет  ценностное значение и встроена в общественный прогресс. Конечно  же, кризисы обществ, цивилизаций не могут  не деформировать  семью: социальная апатия, нигилизм и другие социальные расстройства показывают нам, что  саморазрушение общества неизбежно касается семьи. Семья дает устойчивость в социуме: одинокий человек  либо замыкается в  себе, либо растворяется в обществе, в работе, в выполнении общественных дел, а семья делает человека носителем интересов многих половозрастных групп населения и даже полноценным потребителем.

Прав  был Э. Фромм, когда утверждал, что осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви это источник стыда и в то же время вины и тревоги. Во все времена, во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как выйти за пределы своей индивидуальной жизни и обрести единение. Любовь позволяет ответить на этот вопрос положительно: "Нередко можно найти двух людей, влюбленных друг в друга и не испытывающих любви больше ни к кому. На самом деле их любовь это эгоизм двоих. Любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит все человечество, все, что есть живого". В этих идеях нет ничего нового. Еще В. Соловьев полагал, что смысл любви в оправдании и спасении человеческой индивидуальности через жертву эгоизма, но аргументация Фромма лучше ориентирована на современного читателя.

Семья помогает раскрыться творческому потенциалу личности, способствует ее творческой самореализации. Она не позволяет  человеку забыть о  ценностях иного  рода. И естественно, что "в целом  люди, состоящие в  браке, счастливее тех, кто не женат (не замужем), разведен или одинок в результате смерти одного из супругов" Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви.

Сказанного  достаточно для основного  вывода: непреходящая значимость семьи  как завоевания общественного  прогресса, ее главное  предназначение заключается  в наделении людей  полноценностью как  социальной, так и  психологической.

Список  использованной литературы

1. Психология личности. (Учебное пособие). Под ред. Ермакова П.Н., Лабунской В.А. (2007,656с.)

2. Психология  семейных отношений с основами  семейного консультирования. (Учебное  пособие). Под ред. Силяевой Е.Г. (2005, 192с.)

3. Практикум  по конфликтологии. (Учебное пособие). Емельянов С.М. (2009, 384с.)

4. Психология  в вопросах и ответах. (Учебное  пособие). Тертель А.Л. (2005, 176с.)

Информация о работе Стиль семейного воспитания как фактор формирования личности