Стили педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:58, реферат

Описание

Общение является чрезвычайно сложным и емким понятием. Часто оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции отечественного деятельностного подхода, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека

Содержание

Определения понятия общения
Специфика педагогического общения
2,1Особенности педагогического общения
2,2Направленность педагогического процесса
2,3Модели педагогического общения
Модели педагогического общения
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Стили педагогического общения.doc

— 54.50 Кб (Скачать документ)

Стили педагогического  общения.

План:

  1. Определения понятия общения
  2. Специфика педагогического общения

    2,1Особенности педагогического общения

     2,2Направленность педагогического процесса

    2,3Модели педагогического общения

  1. Модели педагогического общения
  2. Заключение
 
 
 

Определения понятия  общения 

Общение является чрезвычайно сложным и емким  понятием. Часто оно трактуется как  взаимодействие двух и более людей  с целью установления и поддержания  межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции отечественного деятельностного подхода, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Психология…, 1996. С. 224)         

Человеческое  общение может рассматриваться  не только как акт осознанного, рационально  оформленного речевого обмена информацией, но и в качестве непосредственного эмоционального контакта между людьми. Оно многообразно как по содержанию, так и по форме проявления. Общение может варьировать от высоких уровней духовного взаимопроникновения партнеров до самых свернутых и фрагментарных контактов (Станкин М.И., 2000; см. аннотацию).

Общение является достаточно многогранным явлением . Оно представляет собой и отношение людей к друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, их духовное взаимопроникновение. Аспект личностного отношения - лишь один из компонентов, одна из граней этого явления. 

Специфика педагогического  общения 

Особенности педагогического  общения

Педагогическое  общение - специфическое межличностное  взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе (Педагогическая…, 1993-1996. Т.2). Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания . В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения (рис. 4). Приведем некоторые из них. Например, А.Н. Леонтьев педагогическое общение определяет как "профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива». И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение "как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся".

 Педагогическое  общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения. Можно выделить соответствующие уровни педагогического общения .

 Основная  цель педагогического общения  состоит как в передаче общественного  и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными  смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом . В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов.

Кроме информационной функции, можно выделить и ряд  других, например:

  • контактную - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
  • побудительную - стимуляцию активности учащегося, направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий;
  • амотивную - побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др. Педагогическое общение создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса.

 Высшая ценность  педагогического общения - индивидуальность  педагога и учащегося. Собственное  достоинство и честь педагога, достоинство и честь учащихся - важнейшая ценность педагогического  общения.

 В связи  с этим ведущим принципом педагогического общения может быть принят императив И. Канта: всегда относиться к себе и учащимся как цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности. Императив - безусловное требование. Именно это восхождение к индивидуальности в процессе общения и является выражением чести и достоинства субъектов общения.

 Педагогическое  общение должно ориентироваться  не только на достоинство человека  как важнейшую ценность общения.  Большое значение для продуктивного  общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову

Специфика педагогического  общения

Специфика педагогического  общения, прежде всего, проявляется  в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, - на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью - на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения) (Ершов П.М., 1998; см. аннотацию).

          В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов: личностной, социальной и предметной. Это происходит в силу того, что учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует ее результат на всех, присутствующих в классе, т.е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь во всей совокупности названных характеристик, выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения (Митина Л.М., 1996; см. аннотацию).

          Качество педагогического общения  определяется, прежде всего, тем,  что оно реализует специфическую  обучающую функцию, которая включает  в себя воспитывающую. Ведь  исходной позицией для организации  оптимального образовательного  процесса является воспитывающий и развивающий характер обучения. Обучающая функция может быть соотнесена с трансляционной функцией общения, по А.А. Брудному, но только в общем плане. Обучающая функция педагогического общения является ведущей, но она не самодовлеющая, она естественная часть многостороннего взаимодействия учителя - учеников, учеников между собой. Педагогическое общение отражает специфику характера взаимодействия людей, описываемого схемой "человек - человек" (по Е.А. Климову).

Напомним, что  среди основных характеристик этой группы профессий выделяются следующие:

Умение руководить, учить, воспитывать, "осуществлять полезные действия по обслуживанию различных  потребностей людей".

Умение слушать  и выслушивать.

Широкий кругозор.

Речевая (коммуникативная) культура.

"Душеведческая  направленность ума, наблюдательность  к проявлениям чувств, ума и  характера человека, к его поведению,  умение и способность мысленно  представлять, смоделировать именно  его внутренний мир, а не  приписывать ему свой собственный  или иной, знакомый по опыту".

"Проектировочный  подход к человеку, основанный  на уверенности, что человек  всегда может стать лучше".

Способность сопереживать.

Наблюдательность  и др. 

Модели  педагогического  общения 

Общение - это  процесс развития и становления  отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Речь учителя является основным средством, которое позволяет ему приобщить учеников к своим способам мышления.

Если рассматривать  общение как сквозной процесс  в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:

  • учебно-дисциплинарную;
  • личностно-ориентированную.

1. Учебно-дисциплинарная  модель общения. Она складывалась  в нашей стране десятилетиями  и несет на себе отпечаток  второй половины 70-х гг. прошлого  столетия, когда целью обучения  являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было "Делай как я". Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения (рис. 7; рис. 8), где:

Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.

Тактика общения: диктат или опека.

Личностная позиция: удовлетворить требования руководства  и контролирующих инстанций.  

В результате такой  модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка. Альтернативу этой модели составляет личностно-ориентированная модель общения .

 Традиционно  обучение и воспитание рассматривались  как односторонне направленные  процессы, механизмом которых являлась  трансляция учебной информации  от её носителя - педагога к получателю - учащемуся. Педагогический процесс, построенный на основе таких представлений, в современных условиях демонстрирует низкую эффективность. Учащийся как пассивный участник этого процесса оказывается способен лишь усвоить (по сути, запомнить) ту ограниченную информацию, которая предоставляется ему в готовом виде. У него не формируется способность самостоятельно овладевать новой информацией, использовать её в нестандартных условиях и сочетаниях, находить новые данные на основе уже усвоенных. Односторонне направленный учебно-воспитательный процесс практически не достигает основной цели образования - становления зрелой, самостоятельной, ответственной личности, способной к адекватным шагам в противоречивых и меняющихся условиях современного мира. Личность под влиянием авторитарного директивного воздействия приобретает черты зависимости, конформности (Анцупов А.Я., 1996).

2. Личностно-ориентированная  модель общения. Цель личностно-ориентированной  модели общения - обеспечить чувства  психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения (Павлова Л.Г., 1991; см. аннотацию).

  Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процесс общения.Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.

Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся  у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и  не игнорировать его чувства и эмоции).

Тактика общения: сотрудничество, создание и использование  ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.

Личностная позиция  педагога: исходить из интересов ребенка  и перспектив его дальнейшего развития.

В связи с  этим, в современной науке и  практике все большее признание  приобретает концепция педагогического  процесса как диалога, предусматривающего взаимно направленное и этим обусловленное  взаимодействие участников этого процесса, а также методы групповой дискуссии (рис. 9, анимация). (Курганов С.Ю., 1989; см. аннотацию). В этом плане педагогическое общение выступает как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания 

Заключение:

Эффективность педагогического общения в немалой степени определяется личностными качествами учителя. Среди них можно выделить четыре группы: показатели коммуникативного плана; показатели индивидуально-личностного плана; показатели общего социально-психологического плана; показатели морально-этического плана.

Коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие  в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием  детей.

Исходя из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной) можно выделить три группы базовых коммуникативных умений педагога: умения межличностной коммуникации; умения восприятия и понимания друг друга; умения межличностного взаимодействия. 

Информация о работе Стили педагогического общения