Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:04, реферат
Значение воспитания детей в семье имеет огромное значение. Межличностные отношения в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды.
Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.
Введение 3
1 Семья - особая социальная группа и культурная общность,
сфера самоактуализации личности 5
2 История стилей семейного воспитания в соответствии со временем 7
3 Стили современного семейного воспитания:
авторитарный, либеральный, демократический 9
4 Типы отношений между взрослыми и детьми в семьях 12
5 Классификации неблагоприятных для ребенка
стилей семейного воспитания 14
Заключение 17
Библиографический список
По
данным исследования Д.В.Берко, воспитательные
стили родителей оказывают
Так, на уровне черт установлена значимая зависимость между воспитательными принципами обоих родителей и теми структурами личности, которые ответственны за уровень психологического здоровья, эмоциональное состояние, регуляцию поведения и социальную адаптацию. Девочки оказываются более чувствительными к агрессивному стилю материнского руководства. На уровне черт это выражается в повышенном уровне агрессивности, создающем предпосылки для импульсивного поведения. На уровне обыденного сознания – в появлении противоречивой картины мира, когда образ матери представляется как «хороший», но отталкивающий.
Роль отца оказывается решающей в принятии девушками ценностей самоактуализации, в принятии женской идентичности и инструментальных ценностей, позволяющих реализовать собственные цели, отстаивая собственные интересы. Директивный стиль отца оказывает наибольшее влияние на эффективное состояние девушек (повышение уровня депрессивности, лабильности эмоциональных состояний).
Девушки, негативно
В таблице
1 приведены данные о сравнительной
характеристике стилей семейного воспитания.
Таблица 1– Сравнительная характеристика стилей воспитания
Название стиля |
Положительное | Отрицательное |
Авторитарный – жесткий стиль управления, пресечения инициативы, отсутствие обсуждения принимаемых решений | Внимание к
контролю;
Оперативное принятие решения в экстренной ситуации; Планирование; Выполнение всех дел в соответствии со сроками. |
Формальность
отношений;
Большая социальная дистанция; Решения не обсуждаются. |
Демократический – совместное обсуждение проблем, поощрение инициативы членов группы, активный обмен информацией, принятие решений совместно. | Удовлетворенность
своей деятельностью и Благоприятный психологический климат; Обмен информацией и адекватное принятие решений. |
Контроль;
Медленное принятие решений; Родители должны обладать терпимостью по отношению к ребенку. |
Либеральный – добровольный отказ от руководства воспитанием ребенка | Ориентация членов семьи на самостоятельность | Отсутствие контроля и руководства. |
4
ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ
Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но, несмотря на все их разнообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях.
1) Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях;
2) Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными, часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться. Намечается «трещинка» в душевных связях детей и родителей. Подчас родители не поспевают за динамизмом развития детей. А дети уже выросли, уже имеют свое мнение. В таких случаях родительская отзывчивость должна быть увеличена;
3) Материально-ориентированные семьи. Главное внимание в семье уделяется материальному благополучию. Детей с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться с единственной целью – поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют, но это нельзя назвать социализацией в полном смысле этого слова. Родители стараются вникать в интересы и заботы детей, дети это понимают, но не принимают, так как высокие помыслы родителей разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Желая предостеречь детей от опасностей, обеспечить их будущее, родители обрекают детей на лишения и страдания;
4) Враждебные семьи. К детям проявляется неуважение, недоверие, слежка, телесные наказания. Они растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители. Такого рода ситуации связаны с возрастными особенностями детей, когда они не могут оценить опыта родителей, их усилий во благо семьи. У детей появляются увлечения вредящие учебе, в некоторых случаях с аморальными поступками. В таких ситуациях важно, чтобы родители стремились разобраться в мотивах поведения детей, проявляли уважение к их аргументам. Ведь дети убеждены в своей правоте, а родители не хотят и не могут их понять. При всей своей правоте, родителям важно знать, что существуют психологические барьеры общения: недостаточное знание друг друга, различие характеров, отрицательные эмоции;
5)
Антисоциальные семьи. Это, скорее, не
семьи, а временные пристанища для детей,
которых здесь не ждали, не любят, не принимают.
Родители ведут аморальный образ жизни:
пьянствуют, воруют, дерутся, угрожают
друг другу и детям. Родители занимают
конфликтную позицию, не желая подавлять
свои недостатки. Это проявляется в нервозности,
вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению.
Острые конфликты возникают из-за эмоциональной
глухоты родителей. Непонимание и неприятие
взрослыми переживаний детей ведет к обоюдному
отчуждению. Влияние таких семей крайне
негативное. Дети из таких семей обычно
берутся под опеку государства.
5 КЛАССИФИКАЦИИ
НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ДЛЯ РЕБЕНКА
СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
В настоящее время существуют различные классификации неблагоприятных для ребенка стилей семейного воспитания.
Так, Борис Николаевич Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению трудных детей:
1)
Семьи с недостатком
2)
Конфликтные семьи, где
3)
Нравственно неблагополучные
4)
Педагогически некомпетентные
Другим отрицательным примером может служить распространенное у многих родителей стремление сохранить у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся им образцы поведения предшествующих этапов развития, например, меньшую активность, послушность.
Рассмотрим классификацию Г.П. Бочкаревой.
Она выделяет:
1)
Семью с неблагоприятной
2)
Семью, в которой нет
3)
Семью с нездоровой
В основу этой классификации кладется содержание переживаний ребенка.
Вилен
Исаакович Гарбузов, Александр Иванович
Захаров и Дмитрий Николаевич
Исаев считают, что решающим фактором,
который формирует личностные черты,
предрасполагающие к
1) Отвергающее (непринятие). Суть его заключается либо в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля и попустительстве;
2)
Гиперсоциализирующее. Возникает на
почве тревожной мнительности
родителей в отношении
3) Эгоцентрическое. Наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление ``Я-большой'' в качестве самодовлеющей ценности для окружающих.
Но
определенного стиля семейного
воспитания в конкретной семье в
чистом виде не существует. Чаще всего
встречаются семьи со смешанным
стилем семейного воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Главные черты этого стиля определяются основными положениями гуманистической психологии.
Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. На стиль же воспитания, как показали результаты проведенного нами исследования, оказывают влияние личностные качества родителей.
Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, корректируя личностные качества родителей, относящейся главным образом к сфере «Я».
Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания способствовуют значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1 Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебник / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2007. – 453 с.
2 Бене Е. Детский тест: «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. – 2009. - №2. – С. 14 – 41.
3 Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 240 с.
4 Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Не только любовь / Р. Кэмпбелл. – М.: Знание, 2005. – 190 с.
5 Минияров В. М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – Воронеж, 2008. – 256 с.
6 Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Омега-Л, 2005. – 360 с.
7 Подласый И.П. Педагогика: Учебник / И.П. Подласый. – М.: Просвещение, 2006. – 432 с.