Структура этапов создания и разрешения проблемной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:29, контрольная работа

Описание

I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.
II этап - перевод педагогически орга

Содержание

Содержание
1.Структура этапов создания и разрешения проблемной ситуации (блок-схема)
2. Характеристика методов теоретического обучения.
3.Классификация уровней систем профессионального образования
4. список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

методика проффессионального обучения.docx

— 63.07 Кб (Скачать документ)

Содержание

1.Структура этапов создания и разрешения проблемной ситуации (блок-схема)

2. Характеристика методов теоретического обучения. 

3.Классификация  уровней систем профессионального  образования

4. список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Структура этапов создания и разрешения проблемной ситуации (блок-схема)

I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.  
II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.  
III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).  
IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учащихся.  
V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.  
VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.
 

2. Характеристика методов теоретического обучения. 

Теоретическое обучение в образовательных учреждениях  начального профессионального образования  включает три цикла предметов: общеобразовательный, общетехнический и специальный. Методы обучения общеобразовательным  предметам в общедидактическом, частнодидактическом и частнометодическом аспектах достаточно глубоко и всесторонне раскрыты в педагогической литературе. В этой связи методы теоретического обучения будут рассматриваться, прежде всего, применительно к изучению общетехнических и специальных предметов, представляющих в дидактическом плане единое целое.

Методы обучения общетехническим и специальным  предметам во многом определяются особенностями  их содержания:

·                   многокомпонентная структура, большое  разнообразие изучаемых объектов;

·                   значительный объем материала, связанного с формированием у учащихся умений применять знания в разнообразных  условиях;

·                   взаимосвязь с производственным обучением учащихся;

·                   органическое сочетание фактического и теоретического материала;

·                   значительный объем материала, требующего лабораторного исследования количественных и качественных зависимостей, свойств, практического изучения способов обслуживания, наладки, регулирования;

·                   необходимость оперативного приведения содержания учебного материала в  соответствие с развивающейся техникой и технологией, отражение «местного» материала.

Все это необходимо учитывать, проектируя и реализуя методы обучения.

Словесные методы.

Устное изложение. В процессе изучения общетехнических  и специальных предметов устное изложение учебного материала осуществляется с применением комплексного метода рассказ-объяснение, сочетающего изложение  учебного материала в повествовательной форме с подробными пояснениями, сравнениями и сопоставлениями, обоснованиями, выводами закономерностей, решением задач и т.д.

Из общих требований к устному изложению выделим  следующие основные:

·                   научно-техническая достоверность  содержания;

·                   логическая стройность и последовательность;

·                   доходчивость и доступность для  учащихся;

·                   доказательность и убедительность;

·                   четкость и ясность главной мысли  на каждом этапе;

·                   эмоциональность по форме и содержанию; образность;

·                   стимулирование внимания и активности учащихся.

Методические приемы устного изложения материала  общетехнических и специальных  предметов включают как общедидактические приемы, характерные для любого устного изложения, так и специфические, характерные только для этих предметов.

Основные из них  следующие:

·                   широкое сочетание дедуктивных  и индуктивных способов объяснений в связи с тем, что материал технических предметов, во-первых, в  значительной степени имеет нормативный  характер, во-вторых, характерен большой  вариативностью (например, при построении технологических процессов, разработке монтажных схем на основе принципиальной и т.п.);

·                   разнообразие видов деятельности учащихся на уроках (зарисовкой и составлением схем, графиков, таблиц, изучением иллюстраций  в учебниках и др.); широкое  сочетание слова с демонстрацией  средств наглядности (детали, инструмент, образцы, эталоны и др.), показом  кино-видеофильмов, проведением мини-бесед  с учащимися и т.п.;

·                   проблемное изложение материала, имеющего «естественную» проблемность (построение технологических процессов, выбор способов обработки, экономические обоснования, диагностика неисправностей, наладка оборудования и т.п.);

·                   широкое использование сравнений, обобщений, теоретических обоснований  с тем, чтобы не оторваться от общих  принципов и не свести изучение предмета только к изложению «местных»  фактов и примеров;

·                   осуществление тесных межпредметных связей с другими предметами и производственным обучением путем использования знаний учащихся из других предметов; единство трактовки понятий, сущности явлений, процессов; применение одних и тех же формулировок, терминологии, единиц измерения; объяснение технико-технологических явлений на основе естественнонаучных законов и теорий; рациональный отбор и регламентация глубины раскрытия аналогичного материала, изучаемого в различных предметах.

Беседа - вопросно-ответный метод организации и руководства  учебно-познавательной деятельности учащихся. Такую беседу называют эвристической. В системе методов обучения, выделяемых по характеру познавательной деятельности учащихся, это разновидность частично-поискового метода.

Дидактическая сущность такой беседы состоит в том, что  преподаватель путем постановки перед учащимися вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит учащихся к определенным выводам, составляющим сущность нового учебного материала. При этом преподаватель побуждает учащихся воспроизводить ранее полученные знания, наблюдения, жизненный и производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, повышает внимательность и интерес учащихся, стимулирует их активную работу, обеспечивает осознанное усвоение знаний на уроке и облегчает домашнюю работу.

Однако беседа, как метод обучения, по исполнению гораздо сложнее устного изложения. Она требует особой подготовки преподавателя: расчленения изучаемого материала на логически связанные части, формулировки «продуктивных» вопросов, расположения их в соответствии с логикой учебного материала, продумывания возможных ответов учащихся и основных выводов.

Можно выделить некоторые  условия применения эвристической  беседы при изучении общетехнических  и специальных предметов:

·                   содержание учебного материала должно быть логически стройным и четким;

·                   при изучении учебного материала  должно быть уделено большое внимание разбору технической и технологической  документации;

·                   проведение беседы должно проходить  в сочетании с другими методами и видами учебной работы: объяснением, работой с книгой, самостоятельными наблюдениями учащихся и др.

По своему характеру  вопросы, применяемые при проведении эвристической беседы, крайне разнообразны. Можно выделить следующие группы вопросов:

·                   на сравнение и сопоставление  предметов, их изображений, явлений, процессов, фактов и т.п.;

·                   на обобщение и выделение существенных признаков изучаемых фактов, явлений, процессов и формулировку понятий;

·                   на выявление умения использовать знания в различных ситуациях;

·                   на объяснение причины - диагностические;

·                   на выяснение последствий действия, процесса, способа и т.п. - прогностические;

·                   на доказательство, приведение доводов  «за» и «против»;

·                   на установление межпредметных связей.

При ведении беседы необходимо строго выдерживать ее логический план. Чередование вопросов и ответов  должно быть таким, что бы учащиеся все время чувствовали последовательность развития темы.

Беседу следует  заканчивать подведением итогов: преподаватель дает точные определения  по вопросам, обсуждаемым в процессе беседы.

Работа учащихся с книгой. Педагогической наукой и  практикой предложен ряд методических приемов обучения учащихся работе с  книгой: беглое чтение, конспектирование, выделение главного и составление  плана прочитанного, разбор задач, ответы на контрольные вопросы и т.д.

Однако эти приемы не полностью применимы при работе с книгой, освещающей технику и  технологию. Зачастую материал таких  книг не имеет логической стройности, позволяющей выделять главные мысли и составлять план прочитанного.

Основными приемами работы учащихся с учебниками и учебными пособиями по техническим предметам  является выполнение заданий по изучению технического и технологического материала. Такие задания выполняются путем  заполнения таблиц, которые, с одной  стороны, являются формой предъявления задания, с другой - алгоритмом изучения материала книги. Так, при изучении материала о технике таблица  включает такие графы: назначение машины, механизма, прибора; составные части; назначение частей. При изучении материала  о технологии выполнения работы, процесса, действия и т.п. таблицы-задания содержат графы: виды и способы выполнения процесса; последовательность выполнения процесса; условия и нормативные  данные.

Наглядные методы.

Важнейшим из органов  чувств, с помощью которого человек  воспринимает окружающую действительность, является зрение. Учеными установлено, что через органы зрения в мозг поступает от 80 до 90% информации из окружающего  мира. До 80% всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем.

Все это определяет необходимость умелого включения  в процесс восприятия средств  обучения, связанных с органами зрения, прежде всего средств наглядности.

Все средства наглядности, используемые в процессе обучения общетехническим  и специальным предметам, можно  условно разделить на натуральные (инструменты, приборы, детали и узлы оборудования, образцы материалов, изделий и т.п.) и изобразительные (плакаты, модели, макеты, схемы, кино-видеофильмы, слайды, кодопроекции, изображения на дисплее компьютера (мультимедиа и др.).

Функции средств  наглядности могут быть различными. В одних случаях они являются иллюстрацией к объяснению преподавателя, в других - средством для создания у учащихся конкретных наглядных  представлений об изучаемых предметов, явлениях или событиях, которые учащиеся не наблюдали. Средства наглядности  могут выступать как самостоятельный  источник новой информации. Чем шире эта функция средств наглядности, тем более активной должна быть работа учащихся с ними.

Используя средства наглядности в учебном процессе, нужно исходить из дидактического правила  о том, что использование средств  наглядности не цель, а средство достижения цели. Поэтому учащихся необходимо обучать умениям рассматривать и анализировать наблюдаемое, извлекать из него необходимую информацию.

Эффективным методическим приемом повышения качества использования средств наглядности является установка на контроль. С этой целью перед самостоятельной работой с наглядными пособиями, проведением демонстрационного эксперимента, показом кино-видеофильма или учебного телефильма учащимся сообщаются вопросы, по которым будут подводиться итоги демонстрации или самостоятельной работы, выдаются специальные задания на опознание, выделение, сравнение, обоснование, которые учащиеся выполняют на основе анализа увиденного. 
 
 
 

3.Классификация уровней систем профессионального образования 

Профессиональное  образование (также профессионально-техническое образование) — система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве. 
 
Начальное и среднее профессиональное образование является одним из ключевых векторов модернизации всей образовательной системы в современной России. 

Информация о работе Структура этапов создания и разрешения проблемной ситуации