Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:21, реферат
Любое произведение научного характера можно условно разделить
на три части: вводную, основную и заключительную. Большинство учебно-научных работ студентов по своей композиционной структуре состоит
из следующих элементов:
1) титульного листа;
2) оглавления;
3) введения;
ТЕМА: СТРУКТУРА УЧЕБНО-НАУЧНОЙ РАБОТЫ
Любое произведение научного характера можно условно разделить
на три части:
вводную, основную и заключительную.
Большинство учебно-научных
из следующих элементов:
1) титульного листа;
2) оглавления;
3) введения;
4) основной части;
5) заключения;
6) списка использованных источников.
Некоторые работы
имеют седьмой элемент –
таблицы, графики
и другие дополнительные материалы.
Титульный лист – это первая страница рукописи, на которой указаны надзаголовочные данные, сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные данные, сведения о научном руководителе, место и год выполнения
работы.
К надзаголовочным данным относятся: полное наименование учебного заведения, факультета и кафедры, по которой выполнена работа. Далее указываются полностью фамилия, имя и отчество автора.
В средней части титульного листа пишется заглавие работы.
В подзаголовочных данных указывается вид работы (курсовая или
дипломная работа, магистерская диссертация).
Затем, ближе к правому краю титульного листа, пишутся ученая степень, ученое звание, полностью фамилия, имя, отчество научного руководителя.
В нижней части титульного листа указываются место и год написания
работы.
В некоторых учебных заведениях установлены другие формы титульного листа, например, предлагают сведения об авторе помещать после
заглавия и подзаголовка, а последний – впереди заглавия.
Оглавление раскрывает содержание работы путем обозначения глав,
параграфов и других рубрик рукописи с указанием страниц, с которых они
начинаются (см. прил. 12). Оно может быть в начале либо в конце работы.
Названия глав и параграфов должны точно повторять соответствующие заголовки в тексте.
Введение призвано ввести читателя в круг затрагиваемых в работе проблем и вопросов. В нем определяются актуальность, новизна, научная и практическая значимость темы, показывается степень ее разработанности, то есть тем самым обосновывается выбор темы научного исследования. Здесь же формулируются цели и задачи, которые ставились автором, описываются методы и практическая база исследования. В диссертационных исследованиях, кроме того, указывают объект и предмет исследования, положения, выносимые на защиту, теоретическую и практическую ценность полученных результатов и сведения об их апробации.
Обычно объем введения не превышает 5 – 7% объема основного текста.
Основная часть состоит из нескольких глав, разбитых на параграфы.
Первый параграф студенты нередко посвящают истории или общетеоретическим вопросам рассматриваемой темы, а в последующих параграфах раскрывают основные ее аспекты. В них рассматривается действующее законодательство, излагаются теоретические положения, дается анализ спорных точек зрения, высказывается и аргументируется свое мнение по ним, излагаются результаты обобщения собранного фактического мате-
риала, анкетирования, изучения документов и т.д. Некоторые научные руководители рекомендуют в конце каждой главы делать краткие выводы.
Но если они будут отражены в заключении, то повторяться не следует.
В заключении в логической последовательности излагают полученные результаты исследования, указывают на возможность их внедрения в
практику, определяют дальнейшие перспективы работы над темой. В студенческих учебно-научных работах кратко должны быть изложены выводы по каждой главе, а также предложения и рекомендации, направленные на совершенствование законодательства, практики его применения, развитие определенной отрасли науки и учебного процесса в вузе.
Объем заключения не должен превышать 5÷7% объема основного текста. В список литературы включаются только те литературные источники,
которые были использованы при написании работы и упомянуты в тексте или сносках. Список составляется по разделам с учетом требований государственного стандарта.
В приложения включаются извлечения из отдельных нормативных
актов, копии подлинных документов, выдержки из справок, отчетов,
обобщений, образцы анкет, таблицы, графики и другие вспомогательные
или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть
работы и увеличивают ее объем. При подсчете объема научной работы
приложения не
учитываются.
§ 2. РУБРИКАЦИЯ
Рубрикация – это деление текста на составные части с использованием
заголовков, нумерации и прочих средств. Система рубрик включает заголовки частей, разделов, глав и параграфов, которые, как правило, нумеруются.
Каждый из названных членов деления текста, в свою очередь, подразделяется
на абзацы. Под абзацем понимается отступ вправо в начале первой строки
определенной части текста. Понятием «абзац» обозначают также ту часть
текста, которая находится между двумя такими отступами. Обычно абзац состоит из нескольких предложений, связанных между собой определенной
мыслью, предметом изложения.
В абзац объединяют предложения, связанные между собой по смыслу. Абзацы одного параграфа или главы также должны быть по смыслу
связаны между
собой и расположены в
При делении текста на главы и параграфы используются логические
правила деления понятий. Под делением понятия понимается мыслительный процесс раскрытия объема понятия посредством выделения в нем видовых понятий. Операция деления должна производиться по следующим
правилам:
1. Деление должно быть соразмерным, т.е. объем всех членов деления должен равняться объему делимого понятия. При нарушении этого
правила могут возникнуть ошибки, называемые в логике «неполное деление» и «деление с излишними членами». Примером первой ошибки при
раскрытии содержания главы «Виды стадий совершения преступления»
будет ее деление на два параграфа: 1) приготовление к преступлению;
2) покушение
на преступление. Здесь пропущен
член деления «оконченное
«Виды причинения вреда здоровью» параграфа о побоях (побои не составляют самостоятельного вида повреждений).
2. Деление должно
осуществляться по одному
деление». Пример такой ошибки: в главе «Формы соучастия» сделаны
рубрики: 1) сложное соучастие; 2) соисполнительство; 3) преступная
группа; 4) преступное сообщество. Здесь сложное соучастие не является
групповым преступлением,
а соисполнительство и
согласно ст. 35 УК РФ – это формы (виды) группового совершения преступления.
3. Члены деления не должны соотноситься между собой как часть и
целое. В одной из курсовых работ, посвященной формам вины, автор выделил параграфы: 1) умысел; 2) неосторожность; 3) виды умысла, различаемые в теории. Последний параграф пересекается с первым и является его частью.
4. Деление должно
быть последовательным, непрерывным.
Нарушение этой
в делении». Например, в работе «Преступления против жизни» автор в начале выделил параграфы об убийстве без предварительного рассмотрения
вопроса о делении всех посягательств на жизнь на убийство (ст. 105 – 108
УК РФ), причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ), доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ).
Рубрикация текста обычно связана с нумерацией – числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей. Для этого используются римские и арабские цифры, прописные и строчные буквы. Порядковые номера частей указывают словами,
разделов – прописными буквами русского алфавита, глав – римскими
цифрами, параграфов – арабскими цифрами. Наиболее распространена в
научных работах пораздельная нумерация.
Например:
Часть первая Часть вторая
Глава I Глава I
§ 1 § 1
§ 2 § 2
Глава II Глава II
§ 1 § 1
§ 2 § 2
В последнее
время в научных текстах
нумерация.
Например:
1. Формы государственного правления.
1.1. Монархия.
1.1.1. Абсолютная монархия.
1.1.2. Ограниченная монархия.
1.2. Республика.
1.2.1. Парламентская республика.
1.2.2. Президентская республика.
Рубрикация текста зачастую связана с построением перечней. Перечни бывают внутриабзацными и с элементами-абзацами.
Внутриабзацные перечни применяют: а) когда элементы перечня состоят из одного или нескольких слов и не требуется их подчеркнуто выделить; б) когда к работе предъявляются требования особой компактности. Они могут быть с простыми и расширенными элементами. Между простыми элементами внутриабзацного перечня обычно ставят запятую.
Например:
Существуют две основные формы вины: 1) умысел, 2) неосторожность.
Различают три
формы множественности
Между расширенными элементами внутриабзацного перечня со своими знаками препинания ставят точку с запятой или точку.
Например:
Рецидив преступления
признается опасным: а) при совершении
лицом умышленного
свободы, если ранее это лицо два раза было осуждено к лишению свободы
за умышленное преступление; б) при совершении лицом умышленного
тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено к лишению свободы за умышленное тяжкое преступление.
В тех случаях, когда элементы перечня сложны, состоят из законченных фраз и (или) требуется их подчеркнуто выделить, составляют перечни с элементами-абзацами.
Между абзацами, являющимися элементами перечня, ставят:
1) точку с
запятой, если элементы
обозначены цифровым номером или строчной буквой с закрывающейся
скобкой;
2) точку, если
элементы начинаются с
с закрывающейся скобкой.
При этом после предшествующего перечню текста ставят следующие знаки препинания: 1) двоеточие, если в этом тексте содержится слово
(словосочетание), указывающее на то, что дальше последует перечень;
2) точку, если связь предшествующего перечню текста с самим текстом
ослаблена.
Например:
В ст. 45 УК РФ наказания разделены на следующие виды:
1. Основные: а) обязательные работы; б) исправительные работы;
в) ограничение по военной службе; г) ограничение свободы; д) арест;
е) содержание в дисциплинарной воинской части; ж) лишение свободы на
определенный срок; з) пожизненное лишение свободы; и) смертная казнь.
2. Дополнительные: а) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; б) конфискация