Своеобразие детского творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 08:34, реферат

Описание

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Но прежде чем говорить о своеобразие детского творчества, нужно сначала определить понятие творчества в целом с позиций различных наук.

Работа состоит из  1 файл

Своеобразие детского творчества.docx

— 32.71 Кб (Скачать документ)

Своеобразие детского творчества

Способность к  творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность  не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Но прежде чем  говорить о своеобразие детского  творчества, нужно сначала определить понятие творчества в целом с позиций различных наук.

Творчество рассматривается  учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального  мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и  сам человек (формы и способы  его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

Творчество в  широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому  основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный  характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется  индивидуальность творца.

С точки зрения философской науки, творческая деятельность - это многокомпонентный процесс, направленный на создание новых реальностей  и ценностей, в котором объединяются объективное и личностное, т.е. субъективное.

Важно выделять еще и социальную сущность творчества, так как в условиях стремительных  изменений в социально - экономической  жизни общества возникает много  вопросов, решить которые способны только творчески одаренные люди. А. Лилов считает, что социальная сущность творчества заключается в создании общественно необходимых и общественно полезных ценностей, которые и будут способствовать формированию творческого потенциала личности.

В педагогической литературе можно встретить следующее  определение понятия творчества: деятельность, результатом которой  является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной  или субъективной значимостью.

Творческая личность в педагогике определяется как личность, обладающая творческой направленностью, творческими способностями и  создающая путем применения оригинальных способов деятельности материальные и  духовные ценности, отличающиеся личной или общественной значимостью.

С позиции эстетики творчество (художественное) - это самовыражение  внутреннего мира художника, который  не только познает, но и выражает свое видение, понимание окружающего. Результатом  его творческой деятельности является художественный образ, как особый вид освоения и выражения действительности, форма мышления, существования в искусстве. Своеобразной чертой изобразительного творчества считается особая эмоциональная окрашенность, индивидуальность образного видения.  Психологи о творчестве говорят как о деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Обращаясь к детскому возрасту, естественно поставить вопрос о том, способен ли ребенок-дошкольник к процессу творчества - ведь многие из компонентов, присущих этому феномену в период дошкольного детства, только начинают развиваться. Но любой взрослый, сколько-нибудь знакомый с детским поведением или деятельностью, не может усомниться в том, что все оно пронизано творчеством: субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое, даже репродуцируя уже известное другим людям. Так, В.В. Давыдов в послесловии к книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

Однако при  этом важно учесть две позиции:

креативность в детском возрасте следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, его опыта, его личности.

очевидно, что компоненты творчества в рассматриваемый нами период жизни будут носить особый характер и иметь специфическую структуру.

Дети делают множество открытий и создают  интересный, порой оригинальный продукт  в виде рисунка, конструкции, стихотворения  и т.п. (Е.А. Флёрина, Г.В.Лабунская, М.П. Сакулина, К.И. Чуковский, Дж. Родари, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна - это первая важная особенность детского творчества.

При этом процесс  создания продукта для дошкольника  имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой  эмоциональной включенностью, стремлением  искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого  особое удовольствие, подчас гораздо  большее, чем от достижения конечного  результата (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, О.А. Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.

Для взрослого  человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок  же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и, прежде всего, практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских). И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

В психологической  литературе детское творчество рассматривается  в связи с рядом проблем  психического развития ребенка, таких, как детское воображение и  мышление, детская одаренность и  др. Здесь крайне неоднозначно определяется категория творчества вообще и детского творчества в частности. В самом  деле, с одной стороны, творчество является характеристикой деятельности: особого ее вида (творческая деятельность - искусство, литература, наука) или  любой деятельности, если речь идет о ее развитии, совершенствовании, переходе на новый уровень  . С другой стороны, проблема связана с психологическими характеристиками творчества и, следовательно, сопряжена с проблемой способностей. Известное понятие творчества как механизма развития деятельности в значительной степени увязывает две эти стороны проблемы.

Большая роль в  формировании творчества принадлежит  воображению, поэтому, прежде всего, следует  использовать те средства, которые  способствуют его развитию. Л.С. Выготский видит силу творчества в многообразных формах связи воображения с действительностью. Каждой из форм связи он дает диалектическое определение:

образы воображения  строятся из элементов действительности.

воображение направляется чужим опытом, историческим или социальным.

чувство влияет на воображение и, наоборот, воображение  влияет на чувство.

продукты воображения  реализуются в конкретные вещи, результаты детского творчества, которые снова  воздействуют на воображение.

В научных исследованиях  по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие  творческих начал в деятельности ребенка. Это – проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов  работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении  своих чувств при помощи различных изобразительных средств.

Главной же чертой творческой личности исследователи  называют креативность, эстетическое отношение к действительности, интеллектуальную активность.

Делается также  попытка определить и основные компоненты креативности (творчества). Выделяются, в частности:

перцептивный компонент (наблюдательность, особая концентрация внимания);

интеллектуальный (интуиция, воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстрота мышления и т.д.);

характерологический (стремление к открытиям, к обладанию фактами, способность удивляться, непосредственность) [6].

Становление детской  креативности – это не движение от «нетворчества» к «творчеству». В его основе – конструктивное овладение ребенком всеобщей «силой» человеческого воображения и мышления.

Значительное  влияние на развитие детского творчества оказывает восприятие произведений искусства. При восприятии окружающего, произведений изобразительного искусства, а также в процессе создания образа, дети овладевают обобщенными способами  действий, которые в последующем  могут переносить и в собственное  изобразительное творчество. Среди  таких способов можно выделить следующие:

Способ всматриваться  в предметы, явления окружающей действительности, как первая ориентировка

Способы ориентировки в формах, пропорциях, цвете в  процессе изобразительной деятельности

Способы самостоятельных  действий при выборе материалов, выразительно-изобразительных  средств

Способы технических  действий при создании образа в рисунке, лепке, аппликации и т.д.

Виды  художественной деятельности

К детскому творчеству психологи относят: хореографию, изобразительное, музыкальное творчество, игру, сочинение сказок и стихов, фантазию.

Раньше всего  у ребенка начинают проявляться  способности к движениям под  музыку. В первые два года жизни  основное, на что необходимо обращать внимание педагогам и родителям, - это развитие психомоторики. Однако в последние годы наблюдается слишком сильный крен в сторону развития мышления раньше, чем движения. Дети очень мало двигаются, тем более под музыку. А ведь это основа для развития всех видов детского творчества.

Благодаря движениям  под музыку у ребенка развиваются  слухомоторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом. А значит, активизируется работа моторной зоны мозга - основы для нормального развития речи. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, на эмоции танцующего малыша способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости, переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С самого раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества, а не контролирующей функции сознания, которая развивается в достаточной степени только к 8-10 годам, а окончательно - к 18-20 годам.

Однако занятия  хореографией дети часто начинают только в 4-5 лет, когда сензитивный период упущен. Занятия превращаются в формальное выполнение достаточно сложных движений, редко отличающихся той гибкостью и пластичностью, которые доступны младенцу.

Следующим видом  детского творчества, имеющим огромное значение для развития художественных способностей в онтогенезе, является изобразительное творчество: рисование, лепка, аппликация. К сожалению, практика детских садов показывает, что  наибольшее место в изобразительной  деятельности детей отдано лепке  и аппликации. Тогда как основой  для этих более сложных видов  детского творчества являются движения под музыку и рисование. Благодаря  первым развиваются общие движения малыша, благодаря второму начинается перенос этих, пока еще не совсем координированных движений на лист бумаги, стену, на пол, в зависимости от того, что является для ребенка более  удобным для самовыражения.

Многим родителям  непонятно, почему ребенок не хочет  рисовать на листе бумаги, не пачкая стены, пол, стол. Начинается "битва" с развивающимися художественными  способностями за аккуратность. Или  ребенок усаживается за парту  и занимается менее "опасными" занятиями: лепкой и аппликацией, тогда  как рисовать для ребенка так  же важно, как и говорить.

На самом деле лепку и аппликацию необходимо вводить  не как отдельные виды занятий, а  как дополнение к рисованию. На одном  и том же листе бумаги можно  расположить изображения, выполненные  с помощью кистей и красок, пластилина, кусочков материи, картона, природных  материалов. Тогда ребенку будет  понятен смысл лепки и аппликации как дополнительных изобразительных  средств для создания той единой картины, которую он творит в сотрудничестве со взрослым. Но приступать к этому надо постепенно, осторожно, когда ребенок сам захочет использовать эти дополнительные изобразительные средства.

Особое место  в развитии творческих способностей детей занимает музыкальное искусство. Однако многие родители и воспитатели  игнорируют использование классической музыки (хотя в последнее время  продается множество прекрасных записей классической музыки, аранжированной специально для малышей) во время  занятий.

Рисование под  музыку по степени положительного воздействия  на эмоции малыша превышает все остальные  виды детской деятельности. Эмоциональное  воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными и  в то же время уверенными. Ребенок  не боится сделать неправильно, так  как его сознание подчинено более  высокому закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика  увлекают малыша в свой волшебный  мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а  движения руки подчиняются работе "очарованного" музыкой мозга.

Таким образом, естественная потребность каждого  малыша в движении и художественном самовыражении находит свое разрешение в непроизвольном переходе образных представлений, возникающих в результате восприятия музыкального произведения, в движения тела (танец) и руки (рисование) ребенка. В пластическом рисунке танца и живописного произведения малыша отражается то огромное удовольствие (мышечная радость), которое ребенок получает от движения.

По мере взросления с удовольствием от общей эмоциональной  активности, свободы инициативы и  развития воображения и речи в  сознании ребенка начинает ассоциироваться  игра. Использование взрослыми игрового момента в совместном выполнении творческих заданий проявляется  в том, что художественная деятельность малыша освобождается от понятных только взрослому целевых установок, норм и запретов, ограничивающих свободное  творческое развитие ребенка. А выполнение творческих заданий (например, выбрать  краски для изображения Доброй Волшебницы Стеллы и Злой Волшебницы Гингемы) помогает снять противоречие между "игрой без обучения" и "обучением без игры".

Развивающееся воображение ребенка в период младшего детства способствует тому, что ребенок может принять  любую роль в игре, выразить (движением, рисунком, словом) свое отношение к  другим персонажам, может планировать  сюжет сказки-игры, придумывать различные  варианты завершения сказки. В то же время развитие речи ребенка способствует тому, что малыш начинает экпериментировать со словами, звуками, ритмами, сочиняя коротенькие стишки.

Однако многие взрослые проявляют обидную невнимательность к первым литературным опытам малышей. Не так часто можно наблюдать, чтобы воспитатель или родитель ходил с записной книжкой за сочиняющим ребенком и записывал за ним сказки, стихи, рассказы, которые дети сочиняют на ходу, бегая, прыгая, лазая или  манипулируя различными материалами  для творчества. Очень долго в  этой области ребенок остается предоставленным  самому себе, а иногда может слышать  и такое: "Перестань сочинять всякие глупости".

Неуважение, проявляемое  взрослыми, к детским "каракулям" (истоки графики), цветовым "пятнам" и "розовым слонам" (истоки живописи), "бессмысленному" подпрыгиванию (развитие психомоторики), словотворчеству (истоки литературного творчества), наконец, игре ради игры (истоки актерского мастерства) создает для юного художника массу барьеров на пути к самореализации, и очень немногие дети способны самостоятельно их преодолеть.

Особое место  в ряду творческих способностей детей  занимает фантазия. Некоторые психологи  отождествляют ее с воображением. Однако хотелось бы провести грань  между воображением как психической  функцией, проявляющейся на самых  ранних стадиях онтогенеза, и фантазией  как формой проявления способности  человека "видеть" другую реальность и верить в ее существование.

Фантазия - это  художественный вымысел, основанный на способности ребенка, взрослого человека свободно комбинировать образы, возникающие в подсознании. Тогда как воображение - это мыслительный, познавательный процесс. Чем причудливее и дальше от реальности становятся фантазии ребенка, тем меньше они связаны с сознательным стремлением к осуществлению творческого замысла и больше подчинены бессознательному желанию осуществления ощущаемой, но не ведомой и не управляемой сознанием цели.

Когда психический  облик художественно одаренного ребенка вступает в противоречие с традиционной формой обучения в  саду, в школе, он начинает усиленно фантазировать.

Традиционная  форма обучения основана на развитии функций левого полушария мозга (логика, рационализм, эмоциональная  заторможенность) в ущерб развитию функций правого полушария (фантазия, творчество, эмоциональная возбудимость).

Дети, легко адаптирующиеся к школьной программе, быстро утрачивают способности к музыке, изобразительному, художественному творчеству. Напротив, дети, входящие в разряд "троечников", часто очень увлечены одной, самой  важной для их будущего деятельностью, защищаясь от левополушарного "давления" уходом в себя, мир мечты и фантазии.

Многие родители задаются вопросом, каким же образом  организовать обучение ребенка, чтобы  хорошо подготовить его к школе, а затем - к высшему учебному заведению, чтобы ребенок обладал необходимой  суммой знаний и в то же время  не утратил творческих способностей.

Прежде всего необходимо отказаться от стереотипного мнения, что детство - это только подготовка к будущей взрослой жизни. Термин "дошкольное детство" создает в сознании взрослых образ будущего школьника, а не сегодняшнего малыша. Важно снять этот психологический барьер на пути к пониманию взрослыми сегодняшнего, реального ребенка.

Большинство детей  каждый день живут с ощущением, что  такими, какими они являются сегодня, они быть не должны. И вместо того, чтобы раскрывать и развивать, с  помощью родителей, учителей, свои природные  задатки, дети превращаются в пассивных  накопителей отфильтрованной и  переработанной взрослыми информации об окружающем мире и оценочных суждений о самих себе и результатах  своей деятельности.

Нейропсихологами установлено, что фактор произвольной регуляции психической деятельности связан с работой лобных отделов головного мозга, морфогенез и функциогенез которых продолжаются до двадцатилетнего возраста. Взрослый человек способен ставить цели действий, планировать последовательность оптимальных путей и способов их достижения и осуществлять контроль за выполнением выбранной программы действий, который требует постоянного сличения цели и промежуточных результатов. Именно эта особенность взрослого подхода к осуществлению поставленной задачи очень часто мешает развитию детской креативности.

По-видимому, существует некий природный замысел развития способностей человека в онтогенезе, согласно которому в последнюю очередь развиваются именно те зоны мозга, которые учителя и родители искусственно пытаются развить в первую очередь. Причем в том, что касается развития произвольного внимания, взрослые иногда предъявляют к ребенку даже более жесткие требования, чем к самим себе. Малыш испытывает невероятное напряжение и огромные трудности, пытаясь сконцентрировать свое внимание на том, что в данный момент интересно не ему, а важно для обучающего и воспитывающего взрослого.

Свободное, непроизвольное, нерегулируемое и непосредственно-эмоциональное  взаимодействие малыша с миром собственных  ощущений и представлений, возникающих  как бессознательные импульсы на окружающий ребенка мир звуков, цветов, запахов, прикосновений, отражение  этих импульсов в рисунке, танце, речи, фантазиях - это фундамент, на котором затем строится система  сознательного взаимодействия с  окружающим миром и миром собственных  переживаний, сотрудничества с другими  и с самим собой.

Только дав  ребенку возможность при непосредственно-эмоциональном  взаимодействии с миром вещей  и людей непроизвольно извлечь  заложенный природой перцептивный потенциал, отразить этот опыт в различных видах индивидуального или совместного со взрослым творчества, можно перебрасывать мостик к более произвольным и регулируемым со стороны и самим ребенком способам воспитания/самовоспитания и обучения/самообучения. В противном случае весь этот невостребованный природный арсенал, с которым ребенок появляется на свет, вытесняется глубоко в бессознательное, отгораживается массой барьеров и появляется на свет в сновидениях, фантазиях, неосознаваемых и неконтролируемых вспышках и затуханиях творческих способностей.

Каким же образом  ребенок может учиться, то есть стать  учеником, оставаясь художником, танцором, актером, музыкантом, поэтом? Как снять  это противоречие: или ученик, или  творец?

На этапе дошкольного  детства основной деятельностью, обеспечивающей наиболее адекватные условия для  развития контролирующей функции интеллекта ребенка, является игра. В образно-ролевых  играх, в играх по правилам, в режиссерской игре формируется эта важная для  формального обучения способность  человеческого мозга.

Двигаясь, рисуя, танцуя, сочиняя и играя, а также  постоянно ощущая уважение и интерес  взрослых к результатам своей  деятельности, малыш не автоматически  пересядет с детсадовской парты  за школьную, а войдет в новую  социальную ситуацию, имея сформированную базу психического развития и доверие  к учителю. Он станет слушать учителя  и высказывать свое мнение, так  как будет психологически готов  к сотрудничеству. И если в школе  в перерывах между занятиями  у ребенка будет возможность  подвигаться и порисовать под  музыку, то к следующему занятию  его рука и мозг будут действительно  отдохнувшими.

Информация о работе Своеобразие детского творчества