Связь логопедии с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 14:10, реферат

Описание

Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. В связи с этим логопедия базируется на неврологии, нейропсихологии и нейролингвистике, психологии, педагогике и ряде других наук. Эти научные дисциплины позволяют логопедии научно обосновывать механизмы и структуру нарушения речи, разрабатывать и использовать научно обоснованные методы развития, исправления и восстановления речи

Работа состоит из  1 файл

лог2.docx

— 16.13 Кб (Скачать документ)

                           Связь логопедии с другими науками 

Логопедия исторически складывалась как интегративная  область знаний о психической  и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой  коммуникации в норме и патологии. В связи с этим логопедия базируется на неврологии, нейропсихологии и  нейролингвистике, психологии, педагогике и ряде других наук. Эти научные  дисциплины позволяют логопедии  научно обосновывать механизмы и структуру нарушения речи, разрабатывать и использовать научно обоснованные методы развития, исправления и восстановления речи.Различают внутрисистемные и межсистемные связи логопедии. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками. 

Дисциплина Значение  для логопедии
Педагогика -        внедрение педагогических концепций, общих дидактических принципов в практику обучения;

-        конструирование учебного процесса

Специальная педагогика и ее отрасли  -       изучение специфики обучения и воспитания детей с нарушением речи;

-       дифференциация нарушений речи от сходных состояний;

-       подбор адекватных методов, приемов для преодоления речевых расстройств у детей с сенсорными и психофизическими нарушениями;

-       подбор соответствующих методов для преодоления неречевых нарушений у детей с речевыми нарушениями.

Методика  обучения родному языку -       раскрытие теоретических и методических аспектов изучения и развития речи у детей с нарушенной речевой деятельностью;

-       изучение закономерностей, целей, содержания, средств, приемов, методов и системы развития речи у детей с речевой патологией.

Методика  обучения математике изучение закономерностей, целей, содержания, средств, приемов, методов  и системы обучения математике детей  с речевой патологией.
Общая, специальная психология и психодиагностика -       знание закономерностей психического развития ребенка;

-        владение методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста и адекватный подбор этих методов для обследования речевых и неречевых функций;

-       определение роли речи в психическом развитии ребенка;

-       установление контакта с лицом, имеющим нарушение речи;

-       повышение эффективности логопедического воздействия.

 

 

Межсистемные  связи логопедии 

Медико-биологические  науки – позволяют понять этиологию, механизмы речевых нарушений, более правильно решать вопросы диагностики и дифференцированного логопедического воздействия при устранении различных форм речевых нарушений.
Дисциплина Значение  для логопедии
Нейрофизиология и психофизиология раскрытие механизмов речи с позиций учения о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учения П. К. Анохина о функциональных системах, учения о динамической локализации  психических функций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия), современного нейропсихолингвистического учения о речевой деятельности.
Анатомия  и физиология, нейрофизиология раскрытие механизмов речи, мозговой организации  речевого процесса, сведения о строении и функционировании анализаторов, принимающих  участие в речевой деятельности.
Оториноларингология -       возможность не только определить этиологию нарушений, но и выявить закономерности сочетания логопедической работы с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.);

-       дифференциальная диагностика нарушений речи от сходных состояний

Неврология, невропатология -       знание строения нервной системы, ее функций и особенностей развития;

-       знание неврологических основ речевых нарушений (определение локализации очага поражения головного мозга);

-       выявление неречевых расстройств;

-       установление клинического речевого диагноза;

-       возможность осуществление комплексного коррекционного воздействия (подбор медикаментозного лечения, физиопроцедур);

-        возможность правильного выбора профиля лечебного заведения и др.

Психопатология, клиника олигофрений -       дифференциальная диагностика нарушений речи от сходных состояний;-       представление о наиболее частых формах психических нарушений у детей, так называемых пограничных состояниях, проявляющихся в поведенческих и эмоциональных нарушениях, олигофрении и задержках психического развития
Педиатрия -       учет данных об особенностях развития детского организма;-       подбор индивидуальной программы развития.
Лингвистические науки
Психолингвистика учение Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева, Т.А. Рябовой о сложной структуре речевой деятельности, об операциях  восприятия и порождения речевого высказывания.
Лингвистика данные о  строении и функционировании языка  и его составляющих, целостность и систематичность языка, центральная единица лингвистического анализа – структура предложения, трехглавая формула для описания языка: языковая способность – языковой процесс – языковой стандарт и др.
     
 

  

Информация о работе Связь логопедии с другими науками