Технологии проведения сюжетно – ролевых игр с дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:52, доклад

Описание

Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, д.В. Менджерицкой.
Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого. Они раскрыли три направления руководства:
• приемы, направленные на формирование игры;
• приемы, связанные с формированием инициативы и творчества;
• приемы, направленные на формирование взаимоотношений.

Работа состоит из  1 файл

Технологии руководства игрой.doc

— 43.50 Кб (Скачать документ)


Технологии проведения сюжетно – ролевых игр с дошкольниками.

 

Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, д.В. Менджерицкой.

Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого. Они раскрыли три направления руководства:

      приемы, направленные на формирование игры;

      приемы, связанные с формированием инициативы и творчества;

      приемы, направленные на формирование взаимоотношений.

Вышеназванные авторы выделяют следующие этапы руководства игрой:

      подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);

      основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приемы);

      участие в игре (совет, напоминание и т.д.).

В современной педагогике введены следующие понятия

«Управление с/р игрой» – косвенные методы воздействия на игру.

«Руководство с/р игрой» - включение взрослого в процесс игры, участие в детском игровом творчестве.

 

Технология Н.Ф. Тарловской

У ребенка 3-го года жизни имеются два источника игровых целей.

Первый источник – действия взрослого, которые вызывают у малыша вспышку интереса, привлекают его внимание и побуждают к похожим действиям.

Второй источник – это цели, которые специально ставятся перед ним взрослым.

Так, Н.Ф. Тарловская предлагает такой путь организации игры, при котором основным побудителем ребенка к действию является не подражание взрослому, а общение с ним.

В качестве первого шага на этом пути она предлагает  совершать игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки: «понарошку» покормить малыша, вымыть ему руки, измерить температуру, покатать на машинке и пр.

Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Теперь воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно взрослого. Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха, радости, удовлетворения.

При формировании целенаправленной деятельности в игре предстоит решить четыре основные задачи:

      знакомить детей с разнообразием игровых целей;

      побуждать самостоятельно ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;

      постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;

      практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.

Н.Ф. Тарловская предлагает несколько советов:

1.      Не старайтесь часто вносить в игру новые игрушки - лучше покажите ребенку как можно по-разному использовать одни и те же.

2.      Играя с детьми, необходимо учитывать их интересы и предпочтения. В игре всегда решающее слово должно оказаться за ребенком.

3.      Ребенок вас примет как партнера, если вы будете искренне и уважительно учитывать  его игровые возможности и относиться к ним с уважением.

4.      Чем богаче диапазон игровых целей, тем свободнее действует в соответствии с ними ребенок, тем интереснее будет для него игра.

Н.Ф. Тарловская предлагает такую последовательность превращений при обучении детей входить в роль:

      известные детям и привлекательные для них животные и птицы (полетаем как птички, бабочки; поползаем как черепашки); 

      интересные малышам предметы, в первую очередь движущиеся (паровоз, машина);

      взрослые, чья профессиональная деятельность имеет характерные внешние атрибуты (повар, врач, парикмахер).

Основная линия руководства играми в раннем возрасте определяется Тарловской Н.Ф. как побуждение детей к постановке игровых целей. Для этого предлагается вначале использовать игры, где игровые действия воспитателя направлены на детей, затем игровые действия детей направлены на воспитателя, потом на игрушки. Далее автор предлагает формировать у детей умение принимать на себя  роли последовательно.

На 4-ом году жизни Н.Ф. Тарловская предлагает продолжать педагогическую работу по подготовке детей к принятию на себя ролей и формированию ролевого взаимодействия.

Ею рассматривается два способа подготовки детей к принятию ролей:

      организованные наблюдения за профессиональными действиями взрослыми;

      эпизодические целевые воздействия на самостоятельную игру детей.

Путем внесения новых атрибутов в игру детей, можно обогатить их ролевое поведение. Можно использовать прием «параллельная игра – роль». Это специально организованное игровое общение, где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок, влияет на игру ребенка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками и целями. Воспитатель может выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждать детей вступить в параллельную игру.

Для подготовки детей к ролевому взаимодействию Тарловская Н.Ф. предлагает использовать образцы содержательных ролевых диалогов, где игровые действия сведены до минимума или исключены вообще.

 

Группа педагогов-исследователей под руководством Новоселовой С Л. разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3-4 года). Комплексный метод включает следующие компоненты:

      планомерное обогащение жизненного опыта;

      совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;

      своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;

      активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями. «Руководство» используется в единстве с термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей. Например, на 3-ем году жизни больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. На 4-ом году жизни актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода.

Н.Н. Палагина является автором педагогической технологии творческих игр младших дошкольников. Она предлагает моделировать на игрушках то, что происходит в окружающей ребенка жизни, придавать игрушкам, предметам несвойственные им качества.

На 3-ем году жизни игра может развиваться за счет словесных форм воображения. Это доступно детям этого возраста.

Позиция воспитателя при руководстве игрой, по мнению Т.М. Бабуновой, включает коммуникативные умения. Взрослый может быть  инициатором, организатором игры.

Для детей 3-4-го года жизни методист предлагает следующие приемы руководства:

1.      обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности;

2.      исполнение воспитателем главной роли;

3.      организация игр по сюжету, разработанному воспитателем;

4.      внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

5.      сюрпризное появление игрушки;

6.      создание воображаемой ситуации;

7.      совет, напоминание;

8.      обновление игровых уголков;

9.      введение игрового тренинга, правил поведения;

10. разыгрывание воображаемой ситуации;

11.  внесение образных игрушек.

 



Информация о работе Технологии проведения сюжетно – ролевых игр с дошкольниками