Технологии работы социального педагога с многодетной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:37, курсовая работа

Описание

Задачи работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
3. Разработать практические рекомендации по оптимизации работы социального педагога с многодетными семьями.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
1.1 Современная семья в условиях социально-экономического кризиса
1.2 Проблемы многодетных семей на современном этапе
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Практические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

д1.doc

— 641.50 Кб (Скачать документ)

 

Опубликованные предварительные данные переписи населения свидетельствуют о том, что российская семья в среднем насчитывает 3-2 человека. В структуре семьи преобладают однодетные семьи - 56%, двухдетные - 35%, многодетные семьи - 8% сохранились за счет традиционного менталитета высокой рождаемости в южных республиках. Во всех субъектах РФ, кроме Дагестана и Ингушетии, уровень рождаемости ниже черты естественного воспроизводства. В 2002 г. общее количество семей по данным переписи составило 48 млн. чел. В прогнозном периоде тенденция на малодетность и добровольную бездетность сохранится. В настоящее время доминирует структура семьи с одним ребенком, растет количество бездетных семей. Изменить это положение в ближайшие годы не в силах даже социально-направленная политика. В России происходят процессы общие для современного мира, где наиболее устойчивой психологически является модель из трех человек - родителей и ребенка. [5]

 

Учитывая, что 20% семейных пар в России вообще не могут иметь детей, а остальные, особенно молодые, настроены на одного ребенка, в пессимистическом варианте прогноза на будущее эта ситуация приведет к резкому снижению численности населения и снижению престижа института семьи. Как подтверждают многие исследования, семья сильна своим потомством, бездетные семьи распадаются быстрее.

 

На данный момент в России нет даже простого воспроизводства населения, что во многом объясняется сложной социально-экономической обстановкой. В условиях нестабильности жизни и отсутствии нормальных материальных и жилищных условий молодые семьи вынуждены откладывать рождение ребенка на более благоприятный момент, в обществе увеличивается доля семей с одним ребенком. Но существует и еще один парадокс: более состоятельные семьи имеют в среднем детей меньше, чем менее состоятельные, и по мере роста уровня жизни рождаемость вовсе не растет, а падает. Кроме того, более состоятельные классы общества не только фактически имеют в среднем меньше детей, чем менее состоятельные, но и желают иметь меньше, то есть испытывают в среднем меньшую потребность в числе детей. Таким образом, можно констатировать уменьшение значения репродуктивной функции для семьи.

 

Улучшение условий жизни семей способно повысить рождаемость только за счет более полного удовлетворения имеющейся потребности в числе детей, но не способно существенно изменить саму эту потребность. Если потребность в числе детей опустилась ниже потребности общества в воспроизводстве населения, то даже полное удовлетворение потребности семей в числе детей не спасет нацию от старения и вымирания. Только изменение самой потребности в числе детей до уровня хотя бы простого воспроизводства населения принесет действительное решение этой проблемы. [15]

 

Функция первичной социализации детей и социально-статусная функция. Семья перестала быть единственным институтом социализации, эту роль с ней разделяют школа, детские (подростковые) группы, специальные воспитательные организации, учреждения культуры. Несправедливо было бы преуменьшать их значение в сегодняшнем обществе, ведь без их участия семья не сумеет сформировать личность современного типа. Но семья продолжает оставаться важнейшим институтом социализации, и нет оснований считать, что какое-либо другое образование сможет заменить ее в обозримом будущем. [11]

 

В настоящее время выполнение данных функций семей затрудняется. В отношении воспитания об этом свидетельствует рост девиантного поведения у детей. В обществе также существует проблема скрытого беспризорничества, ее причины кроются в том, что для современного общества семейный образ жизни не является престижным. Социологи характеризуют эту тенденцию как социальный отказ от детей новых поколений. Скрытое беспризорничество проявляется и в благополучных семьях, где родители или одна мать трудятся на 2-3 работах и почти не видят детей и не занимаются их воспитанием. [8, 10, 1, 18]

 

Анализируя происходящие в современном обществе изменения, можно констатировать возрастание роли экономической, хозяйственно-бытовой, досуговой и психотерапевтической, а также гедонистической функций семьи и значительное снижение значимости репродуктивной, социально-статусной функций и функции первичной социализации ребенка.

 

Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

 

- супружеские отношения перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства;

 

- почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);

 

- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжелое и нежелательное бремя;

 

- разрушена иерархия семейных отношений, утрачен традиционный уклад семейной жизни;

 

- нарушены родовые и семейные связи между поколениями;

 

- культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;

 

- продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов.

 

Таким образом, анализ социально-демографических показателей, анализ функционального состояния современной семьи позволяет выделить следующие тенденции:

 

сокращение общего количества семей;

 

уменьшение числа детей в семье;

 

ориентация репродуктивного поведения семьи на одного ребенка;

 

сокращение многодетных семей;

 

рост неполных и кризисных семей, наиболее социально уязвимых;

 

рост асоциальных семей, неспособных воспитывать детей.

 

Судя по сложившейся в обществе ситуации, слабых, экономически и психологически незащищенных семей насчитывается больше, чем успешных и благополучных. При сохранении существующих тенденций период до 2010 г. будет характеризоваться углублением кризисной ситуации в семье, негативным действием деструктивных процессов. Происходящее разрушение семьи как отрасли государства, ответственной за воспроизводство населения, будет продолжаться. Следовательно, суровая статистика вымирания населения и сокращения количества семей сохранится. Практика подтверждает, что государственные меры по социальной защите семьи всегда отражались на уровне рождаемости. В период до 2010 г. можно прогнозировать лишь небольшой рост рождаемости, благодаря увеличению численности женщин в возрастах наивысшей рождаемости (20-29 лет).

 

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что большинство семей и детей "группы риска" порождены общественными условиями. Для их позитивного и своевременного решения необходимо укрепление экономических основ семьи, приоритет мер общей профилактики над мерами специальной профилактики, всемерное повышение статуса роли семьи как основного института социализации детей и главной ценности государства.

 

На наш взгляд, в качестве первоочередных мер, стоящих перед теми, кто занимается проблемами семьи и семейной политики, являются следующие: во-первых, исследование вопросов положения семьи в современном обществе, ее функций, образа жизни и разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи семье, совершенствованию семейных отношений в целом; во-вторых, обеспечение неукоснительного выполнения Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», федеральных и местных программ, направленных на оказание помощи семье, защиту прав и интересов детей; в-третьих, полное бюджетное финансирование на федеральном, региональном, местном уровнях всей социальной инфрастуктуры детства: образования, здравоохранения, культуры, отдыха и спорта; в-четвертых, исключение из телевизионных программ, СМИ жестокости, насилия в жизнедеятельности семьи; пропаганда благополучных семейных отношений, верности, традиций семьи.

 

1.2 Проблемы многодетных семей на современном этапе

 

В настоящее время в РФ насчитывается более 40 млн. семей. Наиболее распространенный тип – нуклеарная семья (от лат. nucleus – ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Таких семей в структуре населения РФ 2/3. Нуклеарная семья может быть полной или неполной (состоящей из одного родителя с детьми). [2]

 

Семья, имеющая несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки, либо семьи братьев и сестер), носит название расширенной. Такой тип патриархальной расширенной семьи может различаться также по наличию и отсутствию детей и по их количеству. Немногим более половины всех семей в РФ имели на момент переписи несовершеннолетних детей. Среднее количество детей на одну семью составляет 1,1, среднее количество детей в семье, их имеющей, - 1,6. Многодетных семей (имеющих трех детей и более, а в ряде территорий – пять детей и более) в стране насчитывается чуть более трех миллионов, причем большинство из них имеют 3-4 детей, а имеющие 7 детей и более составляют всего доли процента. [45]

 

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале ХХ в. в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).

 

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

 

1. Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

 

2. Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.

 

3. Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

 

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей. [30]

 

Существует также типология социального риска, т.е. выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания.

 

Выделяют две категории семей социального риска:

 

1. Семьи, актуально нуждающиеся в социальной защите и поддержке в силу объективно сложившейся трудной жизненной ситуации, препятствующей их функционированию и развитию (семья с ребенком-инвалидом, многодетная семья, неполная семья, семья вынужденных переселенцев, малообеспеченная семья, семья с асоциальным поведением ее членов и т.д.).

 

2. Семьи, превентивно нуждающиеся в социальной защите и поддержке в связи с опасностью возникновения трудноразрешимых проблем (молодая семья, семья, ожидающая рождение ребенка, семья с новорожденным, семья, не способная создать полноценные условия для развития и воспитания детей и т.д.).

 

Многодетные семьи относятся к первой категории семей социального риска, этим обусловлен широкий спектр проблем данной категории семей:

 

1) Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи. В структуре доходов пособия на детей невелики. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания гораздо менее разнообразная. Дети таких семей меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., что вызывает большую тревогу. В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

 

2) Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям. Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков).

 

3) Жилищная проблема для многодетных семей в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам по общему правилу и не могут улучшиться за счет муниципального жилья, а приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей невозможно. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще более осложняет материальные проблемы многодетных семей.

 

4) Психолого-педагогические проблемы. В благополучной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но вместе с тем, дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенные проблемы в таких семьях. По данным исследований Т.В. Лодкиной, 77% многодетных родителей отметили свои слабые знания в вопросах воспитания детей, что, по ее мнению, свидетельствует о низком уровне их психолого-педагогической культуры. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку, тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности. Большое количество детей в многодетных семьях ведет к повышению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.

Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей