Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:41, дипломная работа
Семья – есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. В семье человек усваивает нормы и правила поведения, семья обеспечивает такие функции, как поддержание биологической непрерывности; создание культурной непрерывности; стабилизация социальной структуры, обеспечение ее непрерывного развития. Последнее гарантирует также следующие функции:
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
1.1 Современная семья в условиях социально-экономического кризиса
1.2 Проблемы многодетных семей на современном этапе
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Практические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение
Библиографический список
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Большинство многодетных семей имеют в среднем 3-4 ребенка, только в одной семье неработающая одинокая мать воспитывает 7 детей (см. диаграммы 5, 6).
Диаграмма 5
Диаграмма 6
Из 9 полных семей 8 являются малообеспеченными, 1 семья – с доходом выше прожиточного минимума; из 8 малообеспеченных – 1 семья является неблагополучной 3 категории. Из 8 неполных семей все являются малообеспеченными, 1 является неблагополучной 3 категории, 1 – неблагополучной 2 категории, остальные относятся к категории проблемных семей.
Таким образом, анализ социального статуса и состава семьи показал, что практически все семьи (95%) являются малообеспеченными, наиболее социально уязвимыми являются неполные многодетные семьи одиноких матерей (см. Таблица 5, Приложение 3).
Вторым этапом социальной диагностики после составления банка данных неблагополучных семей является рейд "Семья", проводимый совместно с ПДН с целью более тщательного анализа причин неблагополучия и выработки плана социальной помощи многодетным семьям. Результаты рейда позволили выявить следующее: практически все семьи (85%) имеют плохие социально-бытовые условия (малый размер жилплощади, отсутствие индивидуального уголка для ребенка, дефицит одежды, игрушек, постельных принадлежностей, неудовлетворительное качество питания); 10% семей проживают в очень плохих социально-бытовых условиях (деревянные или частные дома без удобств, старая, ветхая мебель, неудовлетворительные санитарно-бытовые условия, отсутствие зимней одежды, постельных принадлежностей, игрушек, книжек, низкое качество питания).
Примерно 70-75% семей имеют одного или двух родителей, злоупотребляющих алкоголем, - подобные семьи обладают низким воспитательным потенциалом, дети из этих семей склонны к бродяжничеству, имеют место случаи девиантного поведения, некоторые дети состоят на внутришкольном контроле, в ПДН.
Социально-педагогический патронаж, реализуемый в рамках рейдов "Семья" позволил определить основные направления оказания комплексной помощи многодетной семье и детям в создании благоприятных условий развития ребенка, защите его прав и интересов. Работа с семьей в рамках рейдов "Семья" состояла из нескольких этапов:
- установление контакта с членами семьи;
- выявление сущности семейных проблем и причин их возникновения (т.е. одновременно проводилась социальная диагностика многодетной семьи);
- определение плана вывода семьи из тяжелой ситуации, который включал комплекс мер социальной помощи и поддержки со стороны общеобразовательного учреждения, других служб, привлечение специалистов, способных помочь в решении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно (предоставление адресной социальной помощи, обеспечение учащихся канцтоварами, одеждой, психолого-педагогическое консультирование родителей, испытывающих трудности в воспитании и организации досуга детей; стимулирование родителей к самопомощи;
- защита интересов и прав ребенка (фиксация фактов жестокого обращения с детьми), привлечение родителей к ответственности за неисполнение обязанностей;
- контроль, патронирование семьи для закрепления результатов проведенной работы.
В работе с многодетными семьями использовался дифференцированный подход на основе результатов социальной диагностики. Неблагополучным семьям, испытывающим материальные трудности, в первую очередь оказывалась материально-бытовая помощь, услуги школьного психолога (тренинги, коррекционно-развивающие занятия, проведение родительских лекториев совместно с заместителем по воспитательной работе, классными руководителями), социально-педагогические услуги. Работа с многодетными семьями была направлена прежде всего на профилактику девиантных форм поведения детей, для этого очень важно привить детям умение разумно и с пользой для себя проводить свое свободное время, помочь ребенку приобрести позитивный опыт самоутверждения и общения со сверстниками. Основные составные компоненты этой работы – привлечение подростков к участию в культурно-массовых мероприятиях, проводимых школой, вовлечение в работу кружков и спортивных секций, организация экскурсий, занятий в краевом МПЦ.
Третий этап социальной диагностики: подведение итогов рейда "Семья", постановка неблагополучных семей на учет, составление плана оказания социальной помощи многодетным семьям.
По результатам рейда, 14 многодетных семей из числа малообеспеченных получили материальную помощь через отдел социальной защиты, 27 детей из малообеспеченных многодетных семей получают в школе бесплатное горячее питание. Кроме этого, при помощи акции "Помоги собраться в школу" 25 детей из многодетных семей были обеспечены канцтоварами, одеждой. В целях профилактики безнадзорности, девиантного поведения для детей "группы риска" организована занятость во внеурочное время в кружках и секциях, в течение года проводились занятия в краевом медико-педагогическом центре, индивидуальное трудоустройство подростков, организованы мероприятия в рамках программы "Здоровье", "Профориентация", "Воспитание гражданина".
С родителями, уклоняющимися от воспитания, проводилась совместная работа с КДН, ПДН по привлечению к воспитанию учащихся, по возвращению детей в семью, а также профилактические беседы с учениками, состоящими на учете и их родителями.
С целью отслеживания динамики и результативности работы с многодетными семьями рейды "Семья" были проведены также во время осенних и зимних каникул. По итогам рейда состоялись собеседование с родителями, семьи которых относятся к категории неблагополучных, оказание им консультативной психолого-педагогической помощи, а также педсовет по оформлению заключений о привлечении родителей к ответственности за неисполнение обязанностей; в течение года совместно с ПДН проводился совет профилактики. Результаты рейда позволили определить актуальные проблемы и направления работы с многодетными семьями; социальным педагогом совместно с классными руководителями были составлены индивидуальные карточки "трудных" учащихся, организованы выступления на психолого-педагогических семинарах.
В рамках программы профилактики и коррекции девиантного поведения детей из семей "группы риска" школьным психологом была проведена диагностика индивидуальных психологических особенностей "трудных" подростков с целью выявления причин девиантного поведения:
- исследование темперамента;
- самооценки;
- уровня школьной тревожности;
- акцентуаций характера;
- выявление мотивации обучения, причин неуспеваемости;
- изучение социального статуса учащихся в школьном коллективе;
- изучение характера взаимоотношений со сверстниками;
- диагностика познавательной сферы;
- диагностика внутрисемейных отношений и выявление нарушений в их сфере, как причин девиантного поведения.
Проведенный анализ причин девиантного поведения позволил распределить "трудность" подростков на группы и выбрать адекватную программу коррекции девиантного поведения (см. Приложения 4, 5, 6).
Основной контингент многодетных семей составляют семьи с малым воспитательным потенциалом. С целью повышения педагогической грамотности родителей и улучшения детско-родительских взаимоотношений в семье школьным психологом были проведены (совместно с социальным педагогом, директором и заместителем директора по ВР): индивидуальные и групповые консультации по запросам, общешкольные родительские лектории "Я и мой ребенок", "Я – многодетная мама? Я – многодетная мама!". Кроме этого, школьным психологом была проведена диагностика стиля семейных отношений, семейного воспитания и родительских установок. Результаты данной диагностики были использованы в работе социального педагога с семьями "группы риска", позволил выбрать оптимальный стиль общения с родителями, способствовали улучшению взаимоотношений в семье и установлению благоприятного эмоционального климата в целом.
Таким образом, работа социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения № 19 включает в себя реализацию таких технологий как социальная диагностика, социально-педагогический патронаж, социальное консультирование, социальная адаптация и социальная профилактика. (см. Приложение 7. Планы работы социального педагога)
Социальная диагностика многодетных семей включает в себя следующие этапы работы: предварительное ознакомление с объектом работы, выявление его сильных и слабых сторон (исследование социального статуса), выбор направлений комплексной помощи семье. Важную роль имеет промежуточная диагностика и контроль для закрепления результатов проведенной работы. Технологии социальной диагностики и социально-педагогического патронажа в данном случае взаимосвязаны и взаимообусловлены: с одной стороны предварительный анализ социального статуса многодетных семей обуславливает необходимость проведения социально-педагогического патронажа с целью выявления конкретных причин семейного неблагополучия, с другой стороны, более тщательная диагностика неблагополучных многодетных семей и выбор основных направлений программы социальной помощи могут быть реализованы только в рамках систематический рейдов "Семья".
Социальная адаптация, социальное консультирование, социальная профилактика реализуются в следующих направлениях работы социального педагога:
- проведение психолого-педагогического консультирования родителей;
- проведение профилактических бесед;
- организация социальных занятий в краевом медико-педагогическом центре; проведение совета профилактики совместно с инспектором ПДН, бесед инспектора ПДН с родителями;
- организация психолого-педагогических семинаров;
- диагностика причин девиантного поведения детей;
- привлечение учащихся к работе в культурно-массовых мероприятиях, вовлечение в работу кружков, секций во внеурочное время с целью профилактики безнадзорности;
- организация летнего отдыха учащихся в пришкольных лагерях;
- содействие в профориентации учащихся, индивидуальное трудоустройство подростков.
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Существующие проблемы в функционировании семьи, особенно таких уязвимых категорий, как многодетные семьи, на современном этапе развития обуславливают необходимость оказания семье помощи со стороны общества, государства. Анализ теоретических положений по проблеме, также проведенное нами исследование показывают, что это возможно посредством реализации технологий работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения. Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений показал, что, несмотря на широкую, многоаспектную работу с данной категорией семей, необходима разработка практических рекомендаций для социального педагога с целью повышения эффективности технологий работы с многодетной семьей.
Практические рекомендации для социального педагога были разработаны нами в двух направлениях: 1) работа с семьей; 2) работа с детьми из многодетных семей "группы риска" по профилактике и преодолению девиантных форм поведения.
♦ Практические рекомендации социальному педагогу по работе с семьей:
Нам представляется важным использование в работе с многодетной семьей структуры деятельности, построенной на дифференцированном педагогическом подходе к содержанию и технологиям социальной работы с семьей. Такая модель включает в себя следующие компоненты:
- наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, а также о форме ее оказания;
- широкое изучение семьи-системы и каждого ее члена как индивида;
- дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных структур (Приложения 1, 2);
- разработка программы (соответственно выделенным в ходе дифференциации типам семей) социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;
- вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;
- отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений. [6]
Изучение многодетной семьи и каждого ее члена будет оптимизировано при использовании специальных карт семьи, анкет (см. Приложение 7). Данные этой документации могут быть вынесены на обсуждение во время круглого стола.
Кроме этого, необходима качественная и количественная характеристика показателей семьи для учета причин неблагополучия. Этим требованиям отвечает матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания (см. Таблицу 8).
Таблица 8 - Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания№ п/п Показатели семьи Баллы
1.
Состав семьи
мать, отец, дедушка, бабушка 5
только мать и отец 4
мать и отчим, отец и мачеха 3
одна мать, один отец 2
нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники 1
2.
Санитарно-жилищные условия семьи
благоустроенная отдельная квартира 5
квартира с родителями супруга(и) 4
более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами 3
комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами 2
комната в общежитии, в бараке без удобств 1
3.
Доход семьи
могут практически ни в чем себе не отказывать 5
денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг 4
на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности 3
живут от зарплаты до зарплаты 2
денег до зарплаты не хватает 1
4.
Педагогический стиль семьи
постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия 5
слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость 4
первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям 3
Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей