Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 15:26, реферат
Цель данной работы – изучить педагогические технологии.
Задачи:
? выявить сущность педагогических технологий;
? изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
? рассмотреть технологию педагогического общения.
Введение
1 Сущность педагогической технологии
2 Виды педагогических технологий
3 Технология педагогического общения
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1 Сущность педагогической технологии
2 Виды педагогических технологий
3 Технология педагогического общения
Заключение
Список литературы
Введение
Массовое внедрение
В настоящее время педагогические технологии
рассматриваются как один из видов человековедческих
технологий и базируются на теориях психодидактики,
социальной психологии, кибернетики, управления
и менеджмента.
Цель данной работы – изучить педагогические
технологии.
Задачи:
? выявить сущность педагогических технологий;
? изучить виды педагогических технологий
и технологическую карту;
? рассмотреть технологию педагогического
общения.
1 Сущность педагогической технологии
Педагогическая технология
- это строго научное проектирование
и точное воспроизведение гарантирующих
успех педагогических действий. Поскольку
педагогический процесс строится на определенной
системе принципов, то педагогическая
технология может рассматриваться как
совокупность внешних и внутренних действий,
направленных на последовательное осуществление
этих принципов в их объективной взаимосвязи,
где всецело проявляется личность педагога.
В этом состоит и отличие педагогической
технологии от методики преподавания
и воспитательной работы. Если понятие
«методика» выражает процедуру использования
комплекса методов и приемов обучения
и воспитания безотносительно к деятелю,
их осуществляющему, то педагогическая
технология предполагает присовокупление
к ней личности педагога во всех ее многообразных
проявлениях. Отсюда очевидно, что любая
педагогическая задача эффективно может
быть решена только с помощью адекватной
технологии, реализуемой квалифицированным
педагогом-профессионалом.
Педагогические технологии могут быть
представлены как технологии обучения
(дидактические технологии) и технологии
воспитания. Можно выделить наиболее существенные
признаки таких технологий:
- технология разрабатывается под конкретный
педагогический замысел, в основе ее лежит
определенная методологическая, философская
позиция автора. Так, можно различать технологии
процесса передачи знаний и технологии
развития личности;
- технологическая цепочка педагогических
действий, операций, коммуникаций выстраивается
строго в соответствии с целевыми установками,
имеющими форму конкретного ожидаемого
результата;
- технология предусматривает взаимосвязанную
деятельность учителя и учащихся на договорной
основе с учетом принципов индивидуализации
и дифференциации, оптимальной реализации
человеческих и технических возможностей,
диалогического общения;
- ?элементы педагогической технологии
должны быть, с одной стороны, воспроизводимы
любым учителем, а с другой - гарантировать
достижение планируемых результатов (государственного
стандарта) всеми школьниками;
?- органической частью педагогической
технологии являются диагностические
процедуры, содержащие критерии, показатели
и инструментарий измерения результатов
деятельности.
Педагогическая технология взаимосвязана
с педагогическим мастерством. Совершенное
владение педагогической технологией
и есть мастерство. Педагогическое мастерство,
с другой стороны, - высший уровень владения
педагогической технологией, хотя и не
ограничивается только операционным компонентом.
В среде педагогов прочно утвердилось
мнение, что педагогическое мастерство
сугубо индивидуально, поэтому его нельзя
передать из рук в руки. Однако исходя
из соотношения технологии и мастерства,
ясно, что педагогическая технология,
которой можно овладеть, как и любая другая,
не только опосредуется, но и определяется
личностными параметрами педагога. Одна
и та же технология может осуществляться
разными учителями, где и будут проявляться
их профессионализм и педагогическое
мастерство.
Современными исследователями доказано,
что научно обоснованные и качественно
разработанные образовательные технологии
помогают педагогу достигать планируемого
результата профессиональной деятельности
с максимальной степенью приближенности.
Но в сфере образования (в отличие от производственной)
многое зависит и от человека, использующего
ту или иную технологию. Поэтому личность
учителя, его культура, профессионализм,
интуиция - все это условия успешности
применения любой образовательной технологии.
Вооружение педагога умениями самостоятельного
анализа своей деятельности, а также анализа,
отбора, разработки образовательных технологий
- важная научно-методическая проблема.
Необходимо применять технологический
подход к процессу осуществления педагогом
самоанализа своей профессиональной деятельности,
в частности ее гуманистической направленности
. Структура технологической карты самоанализа
гуманистической направленности деятельности
педагога состоит из концептуальной основы,
содержательной и процессуальной частей
(табл. 1).
Технологическая карта
Этапы |
Конкретизация |
Концептуальная основа |
научиться смотреть на учебный процесс и его участников как на объект собственного исследования, научиться постоянно спрашивать себя, имея ввиду педагогическую деятельность: «Зачем?», «Что именно?», «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Какие есть рекомендации?» |
Содержательная часть |
цель гуманистической модели образования, принципы, способы реализации можно представить в виде сравнительной таблицы (таблица 2) |
Процессуальная часть |
Необходимо внимательно прочитать содержание таблицы, продумать и проанализировать свою деятельность, выяснить для себя - работаете ли Вы в русле парадигмы, суть которой обозначается словами «гуманизация образования |
Таблица 2
Сравнительная характеристика основных идей и принципов традиционного и гуманистического образования
Традиционное образование |
Гуманистическое образование |
Человек - средство |
Человек - цель |
Приобщение человека к науке и производству |
Приобщение человека к
полноценной самостоятельной |
Формирование знаний, умений и навыков |
Формирование механизмов саморазвития личности, познавательной активности |
Усвоение образца деятельности |
Опыт творческой деятельности |
Механизмы трансляции и репродукции |
Механизмы творчества |
Заранее запрограммированы все действия человека |
Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, инсайт |
Ориентация на среднестатистического обучаемого |
Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, инсайт |
Оценка результата деятельности |
Учет индивидуальных особенностей |
Оценка с точки зрения историзма и классовости, социально-нормативных требований |
Оценка свободы личности как самоактуализации и творчества |
Давление на личность через коллектив |
Оценка с точки зрения самой личности, из собственных оценок и ценностей |
Фетишизация одной теории обучения |
Свобода личности |
Соответствие конечного результата цели |
Психология творчества |
В основе категория деятельности |
Рассогласование цели и результата (могут быть разные результаты) |
Негативное отношение к части учащихся |
В основе категория взаимодействия |
Стремление к коррекции поведения и личности |
Позитивное отношение ко всем учащимся |
Универсальность требований |
Коррекция поведения и отдельных черт личности с сохранением целостности личности учащегося |
Раскрытие своих чувств, желаний делает и учащегося, и преподавателя уязвимыми и беззащитными |
Индивидуализация требований (нижний предел снижен, верхний высокий и разный) |
Общение происходит в рамках стабильных ролей |
Самораскрытие своего «Я» - признак сильной и здоровой личности |
2 Виды педагогических технологий
Соответственно этапам решения
педагогической задачи вне зависимости
от их содержания и временных рамок
можно различать
Одним из решающих условий успешного протекания
педагогического процесса является его
конструирование, включающее в себя анализ,
диагностику, определение прогноза и разработку
проекта деятельности. На этом этапе решения
педагогической задачи можно выделить
тесно связанные между собой виды деятельности
учителя, которые относительно независимо
направлены на конструирование содержания,
средств и программ действий своих и учащихся.
Соответственно технологию конструирования
педагогического процесса можно представить
как единство технологии конструирования
содержания (конструктивно-содержательная
деятельность), конструирования материальных
или материализованных средств (конструктивно-материальная)
и конструирования деятельности (конструктивно-
Технологию непосредственного осуществления
педагогического процесса можно представить
как совокупность последовательно реализуемых
технологий передачи информации, организации
учебно-познавательной и других видов
развивающей деятельности, стимулирования
активности воспитанников, регулирования
и корригирования хода педагогического
процесса, его текущего контроля. Центральное
место среди них занимает технология организации
деятельности, являющейся, по существу,
реализацией замысла и проекта функционирования
педагогического процесса.
Содержание деятельности педагога на
этапе осуществления педагогического
процесса может быть представлено взаимосвязанной
системой таких педагогических действий,
как постановка перед воспитанниками
целей и разъяснение задач деятельности;
создание условий для принятия задач деятельности
коллективом и отдельными воспитанниками;
применение отобранных методов, средств
и приемов осуществления педагогического
процесса; обеспечение взаимодействия
субъектов педагогического процесса и
создание условий для его эффективного
протекания; использование необходимых
приемов стимулирования активности учащихся;
установление обратной связи и своевременная
корректировка хода педагогического процесса.
Учет технологических требований и особенностей
деятельности детей, которую предстоит
организовать, определяет специфику относительно
самостоятельных технологий организации
развивающих видов деятельности детей.
В организации учебно-познавательной
деятельности учащихся решающее значение
имеет технология обучения их решению
задач разных типов. Характерно при этом,
что количество решенных задач для научения
знаниям, умениям и мышлению не имеет принципиального
значения.
В целостной технологии организации учебно-познавательной
деятельности, по существу сводящейся
к управлению процессами решения учащимися
учебных задач, важным элементом является
обучение их культуре определения понятий.
В ходе этой работы учащиеся начинают
понимать организующую роль определений
в осмысливании предмета в целом .
Универсальным исходным методом и основой
технологии организации развивающих видов
деятельности является педагогическое
требование. Педагогическое требование
не утрачивает своего назначения в связи
с изменением самой философии образования,
поскольку всецело согласуется с принципом
приоритета субъект - субъектных отношений
в общем объеме отношений педагогического
процесса. Овладевая конкретной технологией
организации развивающих видов деятельности
детей, важно иметь в виду, что педагогическое
требование в своем развитии должно проходить
закономерный ряд ступеней: от первичного
к исходному, от него к требованию-правилу,
далее к требованию-норме и в завершение
перерастать в требование-принцип
Технология организации развивающей деятельности
школьников по типу рефлексивного управления
в отличие от авторитарного предполагает
постановку воспитанника в позицию активного
субъекта познания, общения, труда и социального
оценивания, осуществляемых в общей системе
коллективной работы; развитие способности
ученика к самоуправлению (саморегуляции,
самоорганизации, самоконтролю собственной
деятельности); организацию педагогического
процесса как решение учебно-познавательных
и других задач (проблем) на основе творческого
взаимодействия (диалога) педагогов и
воспитанников.
3 Технология педагогического общения
Продуктивность педагогической
деятельности во многом предопределяется
уровнем овладения учителем технологией
педагогического общения. Анализ педагогической
практики показывает, что многие серьезные
затруднения в решении задач
обучения и воспитания возникают
из-за неумения учителя правильно
организовать общение с детьми. Какие
бы классификации методов обучения
и воспитания ни предлагались, воздействие
педагога на личность школьника осуществляется
только через живое и непосредственное
общение с воспитанниками.
Воспитание будет эффективным в том случае,
если у ребенка вызвано положительное
отношение к тому, что мы хотим у него воспитать.
При этом то или иное отношение всегда
формируется через сложившийся механизм
общения. Вот почему перед каждым учителем
стоит задача овладения технологией педагогического
общения. Незнание технологии приводит
к тому, что коммуникативные действия
осуществляются путем проб и ошибок .
Педагогическое общение имеет динамику,
соответствующую логике педагогического
процесса (замысел, воплощение замысла,
анализ и оценка). Отсюда и его стадии:
1. моделирование предстоящего общения
в процессе подготовки к уроку или мероприятию
(прогностический этап);
2. организация непосредственного общения
(начальный период общения) – «коммуникативная
атака»;
3. управление общением в педагогическом
процессе;
4. анализ осуществленной технологии общения
и моделирование новой для решения другой
педагогической задачи.
Названные стадии характеризуют поэтапное
развертывание педагогического общения.
Первая стадия педагогического общения
- его моделирование - связана с осуществлением
своеобразного планирования коммуникативной
структуры взаимодействия, адекватной
педагогическим задачам, сложившейся
ситуации, индивидуальности педагога,
особенностям отдельных учащихся и класса
в целом.
Вторая стадия педагогического общения
предполагает организацию непосредственного
общения, во время которого педагог берет
на себя инициативу, позволяющую ему иметь
некоторое преимущество в управлении
общением. С этой целью осуществляется
ориентировка в условиях предстоящего
общения, которая может включать такие
моменты, как осознание педагогом стиля
собственного общения с учащимися; мысленное
восстановление опыта его общения с данным
классом; уточнение стиля общения в новых
коммуникативных условиях. Здесь происходит
и конкретизация объекта общения. Обычно
в качестве объекта общения выступает
класс в целом. Однако в зависимости от
конкретных педагогических задач коммуникативное
внимание педагога может сосредоточиваться
на группе детей или на отдельном воспитаннике.
Третья стадия педагогического общения
- управление общением, суть которого состоит
в коммуникативном обеспечении применяемых
методов воздействия. Управление общением
складывается из конкретизации модели
общения, уточнения условий и структуры
общения, осуществления непосредственного
общения.
Основным условием управления общением
является инициативность педагога, которая
позволяет решать ряд стратегических
и тактических задач: обеспечить руководство
процессом, создать эмоциональную атмосферу
и др.
Четвертая стадия - анализ хода и результатов
осуществленной технологии педагогического
общения. Она чаще всего называется стадией
обратной связи в общении и по своему содержанию
и технологии реализации соответствует
заключительному этапу решения коммуникативной
задачи. Без обратной связи рефлексивный
момент не только ухудшается, но и может
стать неадекватным. Главное назначение
этой стадии - диагностически-коррекционное
.
Представленная логика и этапность процесса
педагогического общения в реальной педагогической
деятельности может быть и иной. Некоторые
этапы могут быть свернутыми или недостаточно
четко проявленными, а иногда, напротив,
чрезмерно растянутыми. Однако представленная
логика раскрывает наиболее типичные
ситуации, складывающиеся в процессе педагогического
общения.
Заключение
Таким образом, в соответствии
с целостным подходом при разработке
и реализации проекта педагогического
процесса как системы необходимо
стремиться к обеспечению органичного
единства всех его компонентов, имея
в виду, что изменения в одном
из них автоматически вызывают изменения
других. Педагогическая технология в
отличие от методики предполагает разработку
содержания и способов организации
деятельности самих воспитанников.
Она требует диагностического целеобразования
и объективного контроля качества педагогического
процесса, направленного на развитие личности
школьников в целом.
Функция технологии - в переносе опыта,
использовании его другими, поэтому она
изначально должна лишаться личностного
оттенка ее разработчика. Состав технологии
- не совокупность методов, а прописанность
шагов деятельности, приводящих к нужному
результату, что возможно при опоре на
объективные устойчивые связи сторон
педагогического процесса. Чтобы сделать
возможным перенос опыта, шаги деятельности
педагога и обучаемого должны быть прописаны
не только конкретно-предметно, но и абстрагировано,
в обобщенном виде.
Список литературы
1. Беспалъко В. П. Слагаемые
педагогической технологии. - М.: Просвещение,
1999.
2. Кан-Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое
творчество. - М.: Педагогика, 1990.
3. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое
взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2005.
4. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин,
И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002.
5. Степанов Р.И. Технологический подход
к гуманизации образования. // Наука и образование.
– 2003. - №3.
6. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить
каждого. – М.: ВЛАДОС, 2004.