Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:30, курсовая работа
Но со временем среди беспризорников становилось все больше тех, кто ушел из дома сам, потому что в семье, потерявшей кормильца или в семье безработного, просто-напросто было нечего есть. Уходили старшие, давая возможность выжить малышам или на поиски заработков. Убегали и от плохого обращения, и от побоев, от пьянства и много от чего другого,- так к круглым сиротам добавились тысячи беспризорников наполовину. Понятно, что на работу они устроиться не могли, поскольку и взрослым ее не хватало.
1. История беспризорности 3
2. Особенности положения бездомных детей на современном этапе 4
3. Социальные основы работы с бездомными детьми 7
4. Действия социальных работников по возращению бездомных детей в общество 14
Список использованной литературы 19
Преступность среди детей и подростков - проявление симптома общего социального и морального неблагополучия. Устранить подобное явление возможно только путем усиления стабильности и социальной справедливости в обществе, повышением внимания к детям и подросткам в семье, в школе и на улице. Социальная работа в воспитательно-исправительных учреждениях для детей и подростков должна включать в себя личностную диагностику, социальную и психологическую реабилитацию, создание предпосылок для возвращения к нормальной жизни после отбытия наказания, содействие в получении профессии и образования.
Жестокое обращение с детьми в значительной степени скрыто от посторонних глаз, оно имеет место дома, в школе, на улице. Чаще всего ребенок подвергается жестокому обращению со стороны своих близких - родителей, иных родственников. Это выражается не только в моральной и психологической жестокости - насмешках, издевательствах над ребенком, угрозах, ложных обвинениях, но и в психологической холодности, оставлении без поддержки и защиты. Социальная жестокость может заключаться в воспрепятствовании ребенку в получении образования, общении со сверстниками, других препятствиях, которые нарушают нормальное социальное функционирование ребенка.
Брутальная жестокость заключается в нанесении побоев, ран, увечий, что может совершаться систематически в течение длительного времени. Жестокость в семье, особенно со стороны отчима (мачехи) - одна из причин частых побегов детей из дома.
Сексуальное насилие может не носить брутального (грубого) характера, но по вредному воздействию на физическое и психическое здоровье ребенка не уступает ему. К нему нередко прибегают отчимы или отцы, проведшие вдали от своих детей (например, в заключении) длительное время, лица интеллектуально и эмоционально сниженные. Иногда сами дети предлагают свои сексуальные услуги как средство защититься от избиений, купить немного внимания и ласки.
В нашей стране весьма мало исследован вопрос о половых отношениях между братьями и сестрами, хотя пример других стран показывает, что число таких случаев может доходить до 20%.3 Частично провоцирующим фактором может служить бытовая скученность, отсутствие отдельных помещений у детей разного пола.
Дети, подвергающиеся любому виду насилия, получают травму, которая будет сказываться всю жизнь. Их нужно оградить от воздействия насилия, если необходимо, то и при помощи удаления из семьи. Им должна быть оказана специализированная медико-психологическая помощь. Социальный работник должен знать признаки жестокого обращения с детьми в семье, чтобы иметь возможность выявить подобный случай.
Бездомные дети должны доставляться в специализированные детские учреждения, хотя, безусловно, было бы более желательно, если бы они сами были информированы о наличии таких приютов, возможности воспользоваться ими, и приходили туда по своей воле. Пока этого нет или такие побуждения недостаточны, работники правоохранительных органов, социальные работники и волонтеры из молодежных служб должны определять детей в подобные центры, где они в первую очередь проходят медицинское обследование, лечение от педикулеза и чесотки, обморожения и ознобления, при необходимости - от других заболеваний. Длительное недоедание провоцирует нередко у них пищевой психоз, поэтому нормы питания и порядок кормления таких детей должны отличаться от обычных.
В дальнейшем подобные дети должны определяться для более длительного (постоянного) проживания в соответствующие воспитательные, медицинские учреждения, учреждения социальной защиты, на усыновление. При любом варианте их дальнейшего будущего важную часть работы с ними составляет психологическая реабилитация и коррекция и педагогическая помощь с целью дать им возможность получить как минимум общее среднее образование, без чего перспективы их социального развития будут крайне ограниченными.
Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения в родительских правах, признания недееспособными, болезни родителей, их длительного отсутствия, уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказа взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных, а также в других случаях отсутствия родительского попечения, возлагается на органы опеки и попечительства. Эти органы ведут учет таких детей, избирают конкретные формы их устройства и осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Должностные лица (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных, лечебных и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, подвергающихся жестокому обращению, детях, интересы которых пренебрегаются, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей: такие дети подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (воспитательные, лечебные, учреждения социальной защиты и иные)4.
Передача на воспитание в семью может быть произведена, если ребенок по состоянию здоровья или иным показателям, может быть отпущен из реабилитационного (лечебного, воспитательного или иного) учреждения. Руководители учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в местный орган опеки и попечительства. Тот, в свою очередь, в месячный срок обеспечивает устройств о ребенка, и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью, передаст сведения о нем в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для централизованного учета.
Если в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке орган исполнительной власти субъекта РФ не может организовать устройство такого ребенка в семье граждан, проживающих на данной территории, то он информирует об этом ребенке федеральный орган исполнительной власти, который организует устройство ребенка в семью граждан Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности в течение трех месяцев - в семью иностранных граждан.
Усыновление (удочерение) допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Как правило, усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в том случае, если нет возможности передать этих детей в семью родственников независимо от места жительства, либо в семью граждан Российской Федерации5.
Социальному работнику следует вести наблюдение за семьей, в которой имеет место ребенок со склонностью бродяжничества, собирает сведения от соседей, педагогов в школе, участкового врача, социального педагога.
В ряде случаев возможна коррекционная работа с родителями (или с одним из них). Возможно, что жестокость по отношению к детям является своеобразным компенсационным механизмом, вызванным родительскими неврозами, их переживанием жестокости внешнего мира. Иногда родители не осознают свое поведение как жестокое, особенно если в их собственной родительской семье был принят жесткий стиль отношений к детям. Здесь необходима коррекция со стороны социального работника, психолога, семейного консультанта.
В тех же случаях, когда по уровню развития сознания родители (лица, их заменяющие), не в состоянии корректировать свое поведение, либо если их жестокость по отношению к своим детям целенаправленна (различные формы интеллектуальных, эмоциональных и психических патологий) и ведет к тому, что ребенок уходит из дома, необходимо вмешательство органов опеки и попечительства, которые могут поставить вопрос об удалении ребенка (детей) из семьи и временном его помещения в детское учреждение, с последующим лишением родительских прав.
Любая
помощь ребенку должна быть поводом
для установления личного контакта
и оказания ему дальнейшей психологической
и социальной поддержки, основная цель
которой — не дать ребенку закрепить те
нормы поведения, которые содействуют
социальному исключению.
4.
Действия социальных
работников по возращению
бездомных детей в общество
Из обзора теоретической литературы, мы выяснили, что бездомными дети становятся по разным причинам. У кого-то из них есть один или оба родителя, кто-то никогда их не имел. Кто-то уже навсегда потерял связь со своей семьей, а кто-то еще ее поддерживает.
Проблема
бездомности и жестокого
Работникам социальной сферы следует обращать пристальное внимание на ребенка, который еще связан со своей семьей, но уже очевидно, что его права, его качество жизни очень низкое в этой семье. И это заставит его рано или поздно или уйти из этой семьи, или государству придется забрать ребенка оттуда. Пока еще ребенок связан с семьей, есть большой шанс изменить что-то в его жизни в семье. Здесь, прежде всего, встает вопрос о его безопасности в семье, как ее организовать, есть ли к этому условия, не опасно ли ему там находиться. Далее следует выяснить, что происходит с его правами – с правом на обучение, на здоровый образ жизни, на то, чтобы он был накормлен, одет, вылечен, правом на полноценное развитие, которое есть у ребенка, - как все эти права соблюдаются. Далее социальный работник должен пронаблюдать за тем, что происходит с ребенком, как с ним обращаются родители, подвергается ли он каким-либо видам насилия. Это тот круг первоочередных вопросов, которые нужно решать, когда социальный работник начинает работать с ребенком, который еще живет в семье. Это как раз тот период, когда безнадзорный ребенок по каким-либо причинам еще не стал окончательно бездомным.
Социальный работник должен выяснить причины, которые побуждают ребенка уходить из данной конкретной семьи. Далее, если причина ухода ребенка из семьи в родителях, постараться применить для них такие меры воздействия, которые положительно сказались бы на отношении этих людей к своей жизни и впоследствии на отношении к судьбе своего ребенка, потому что, как правило, родители таких детей - это уже достаточно опустившиеся люди, которые утратили нормальные связи с обществом. Контакт со взрослыми опустившимися людьми довольно трудно выстроить, он требует и усилий, и времени, это всегда должны быть длительные программы, на это должно затрачиваться специальное время, специальное внимание. Вторая вещь: социальная помощь этим родителям, социальные работники, должны помогать им решить те проблемы, в решении которых они заинтересованы. Им помогают избавиться, например, от алкогольной зависимости. Когда речь идет о тяжелых ситуациях, необходима какая-то, хотя бы минимальная материальная помощь в том смысле, что зачастую эти родители даже не могут получить те пособия, которые они могли бы получить в силу различных причин, как потеря документов и все прочее. Социальным работникам следует сопровождать их, потому что они часто не доходят на первых этапах до тех учреждений, где они должны получить помощь. Но и словом.
Следовательно, социальные работники, прежде всего, должны уметь выявлять неблагополучные семьи, а это достаточно новая работа для наших социальных служб. В данное время эта работа активно формируется, везде существуют центры социального обслуживания семьи и детей или центры социального обслуживания населения, в которых есть отделы по работе с семьей, и эти отделы пытаются работать. Другой вопрос – качество этой работы и охват. Сейчас во всех регионах Российской Федерации работа с семьей ведется. Она не насыщена пока реабилитационными мерами, технологиями. Поэтому основная задача сейчас: социальные работники должны освоить новые методы работы с семьей.
Для родителей проблемных семей социальные работники должны проводить консультации. Им следует помогать им в трудоустройстве, занятости и профориентации. Обеспечивать им юридическое консультирование, услуги в области права, и оказывать информационные услуги.
Для бездомных детей социальные работники должны оказывать экстренную помощь, организовывать места временного проживания детей и подростков, оказывать социальную помощь и социальную реабилитацию.
Наилучшим выходом из тяжелых ситуаций, в которые попадают бездомные дети, на мой взгляд, была бы организация центров в каждом районе, а то и микрорайоне каждого города по работе с детьми и семьями. Особенно это актуально было бы для неблагополучных районов города. Это должен быть центр с открытой дверью, куда могли приходить семьи и забегать дети. Вероятнее всего, сначала работа будет продвигаться с трудом. Но потом, судя по немногим примерам в других регионах страны, работа центра стала бы известна в окрестностях района. Бездомные дети могли бы приходить туда сначала только для того, чтобы поесть. Потом задерживались бы в таких центрах несколько дольше, чем рассчитывали и уже не только из-за еды. Ну а впоследствии, постепенно (поскольку, бездомные дети становятся малоуправляемыми и на них лучше не давить, а постепенно приручать) когда дети бы привыкли к тому, что в центре все же лучше, чем на улице можно начинать проводить серьезную социальную работу по возвращению бездомных детей и подростков в нормальное общество. Подобная работа с несовершеннолетними детьми должна заключаться на мой взгляд, в помещении этих детей в нормальные условия проживания. Далее необходимо обратить внимание на возвращение такого ребенка в среду, адекватную его возрасту на момент начала социальной работы с ним, то есть, если это ребенок дошкольного возраста – определить его на воспитание в соответствующее его возрасту воспитательное учреждение. Если это ребенок школьного возраста – определить его соответственно в школу. Если бездомный ребенок является подростком, которого очевидно уже нет необходимости определять в школу, необходимо продумать его судьбу относительно профессиональной ориентации.
Информация о работе Технология социальной работы с бездомными детьми