Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:39, реферат
Здоровье — основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов.
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.
Теоретические основы здоровьесбегающих
образовательных технологии
Здоровье — основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов.
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной.
Выделяют следующие задачи здоровьесберегающих технологий:
1.Образовательные (направлены
на формирование устойчивых
3.Оздоровительные ( направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний ).
4.Прикладные задачи
(направлены на обучение
Принципы здоровьесберегающих технологий:
Используют следующие методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы, метод индивидуальных заданий.
Приемы здоровьесберегающих образовательных технологий:
защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, гимнастика, массаж);
стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки);
информационно-обучающие ( письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).
Методы:
СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Для достижения целей здоровьесберегаюших образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1) средства двигательной направленности;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы;
4) факторы становления
ценностного отношения к
Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это — движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.
Использование оздоровительных
сил природы оказывает
Учет влияния
Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить:
Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов — фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся:
выполнение санитарно-
личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.);
проветривание и влажная уборка помещений;
соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;
привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д.;
обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах );
организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций;
ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Информация о работе Теоретические основы здоровьесберегающих образовательных технологий