Теоретические основы здоровьесберегающих образовательных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:39, реферат

Описание

Здоровье — основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов.
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Работа состоит из  1 файл

Теоретические основы здоровьесбегающих образовательных технологии.docx

— 20.01 Кб (Скачать документ)

Теоретические основы здоровьесбегающих образовательных    технологии                                                                                                                                                        

 

Здоровье — основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий  организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов.

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы  по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в  оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной.

 

Выделяют следующие  задачи здоровьесберегающих технологий:               

1.Образовательные (направлены  на формирование устойчивых мотивов  воспитания и самовоспитания, обучения знаниям, методическим умениям и знаниям).                                                                                          2.Воспитательные ( направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия).                                          

3.Оздоровительные ( направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний ).  

4.Прикладные задачи (направлены на обучение умениям  и навыкам сотрудничества со  сверстниками, формирование представлений,  знаний во время игр, физкультурных  занятий).

 

Принципы здоровьесберегающих технологий:

  • принцип «Не навреди!»;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности и индивидуализации;
  • принцип всестороннего и гармонического развития личности;
  • принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
  • принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
  • принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;
  • принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников;
  • принцип комплексного сквозного подхода;
  • принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей и др.

 

Используют следующие  методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный  метод, активные  методы обучения, воспитательные,   просветительские    и образовательные программы, метод индивидуальных заданий.

 

Приемы здоровьесберегающих образовательных технологий:

защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);

компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, гимнастика, массаж);

стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки);

информационно-обучающие  ( письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

 

Методы:                                                         

  • фронтальный;                                                                                   
  • групповой;                                                                             
  • практический метод;                                                                     
  • познавательная игра;                                                                     
  • ситуационный метод;                                                                      
  • игровой метод;                                                                              
  • соревновательный метод;                                                               
  • активные методы обучения;                                                                
  • метод индивидуальных занятий.       

 

СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Для достижения целей  здоровьесберегаюших образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1) средства двигательной  направленности;

2) оздоровительные силы  природы; 

3) гигиенические факторы;

4) факторы становления  ценностного отношения к здоровью.

 

Комплексное использование  этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

 

К средствам двигательной направленности относятся такие  двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это — движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

 

Использование оздоровительных  сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.

 

Учет влияния метеорологических  условий (солнечное излучение, воздействие  температуры воздуха и воды, изменения  атмосферного давления, движение и  ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме  человека, которые приводят к изменению  состояния здоровья и работоспособности  учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.

 

Как относительно самостоятельные  средства оздоровления можно выделить:

  • солнечные и воздушные ванны,
  • водные процедуры,
  • фитотерапию,
  • ароматерапию,
  • ингаляцию,
  • витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников).

 

Возможно привнесение  в жизнь школы новых элементов  — фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.

 

К гигиеническим средствам  достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся:

выполнение санитарно-гигиенических  требований, регламентированных СанПиНами;

личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.);

проветривание и влажная  уборка помещений;

соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;

привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании  носового платка при чихании и  кашле и т. д.;

обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах );

организация порядка  проведения прививок учащихся с целью  предупреждения инфекций;

ограничение предельного  уровня учебной нагрузки во избежание  переутомления.

 

Несоблюдение гигиенических  требований к проведению занятий  снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.


Информация о работе Теоретические основы здоровьесберегающих образовательных технологий