Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:10, реферат
Педагогическая и этическая мысль в Казахстане во второй половине ХIХ века развивалась в определенной мере под влиянием общественно-политического процесса присоединения Казахстана к России, способствовавшего стремлению передовых казахских людей переосмыслить существующие нормы нравственности с позиций гуманистического и демократического подходов к вопросам нравственного воспитания.
Истоки становления основ теории духовно-нравственного воспитания Казахстана берут свое начало с нравственных идеалов, ориентиров, позиций казахских просветителей Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева.
Педагогическая и этическая мысль в Казахстане во второй половине ХIХ века развивалась в определенной мере под влиянием общественно-политического процесса присоединения Казахстана к России, способствовавшего стремлению передовых казахских людей переосмыслить существующие нормы нравственности с позиций гуманистического и демократического подходов к вопросам нравственного воспитания.
Великим вкладом в развитие педагогической мысли Казахстана просветителей второй половины XIX века явились смысложизненные рассуждения Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева о том, как сохранить нацию в новых условиях, что сделать для ее духовного возрождения, приобщения к высотам мировой цивилизации.
Просветительская деятельность Ч. Валиханова пронизана борьбой против мракобесия, невежества, религиозного фанатизма, стремлением приобщить казахский народ к передовой русской и мировой культуре. Суть нравственных идеалов Ч. Валиханова состоит в борьбе против общественного и нравственного зла в казахском этносе, в осуждении «дикой» и лживой морали местной власти, царских чиновников, утилитарного использования ими для достижения собственных политических целей нравственных понятий «справедливость», «долг», «совесть» и др., в борьбе против религиозной морали, превращающей человека в раба божьего, призванного неизбежно страдать и терпеть. [1]
Согласно Ч. Валиханову, только знания и образование придают человеку силы и являются великим орудием в борьбе за просвещение и благосостояние народа. Только просвещение может вывести казахский народ на путь свободного и нравственного совершенства... [2]
Просветитель-демократ, ученый, мыслитель, общественный деятель И. Алтынсарин разработал нравственные основы школьного воспитания. Важнейшим источником нравственного воспитания он считает устное народное творчество, отражающее жизнь и быт, патриотизм, традиции о обычаи народа. Об этом свидетельствует «Киргизская хрестоматия» И. Алтынсарина, в которой представлены сказки, былины, пословицы, нравоучительные статьи с конкретным нравственно-этическим воспитательным содержанием.
К.Т. Джумагулов, изучая и анализируя творчество И. Алтынсарина, распределил его произведения на семь разделов. Моральная тематика произведений И. Алтынсарина преобладает в шести из них. [3, с.80]
Главным условием нравственного становления людей И. Алтынсарин считает распространение среди широких масс грамотности и научных взглядов. Основа нравственности – образование и воспитание.
И. Алтынсарин в своем произведении «Шараитли ислам» признает существование некоего сверхъестественного духа, способствующего гармонизации мира. Алтынсарин разъясняет верующим, что «приобретение положительных знаний позволит им разобраться, где добро и где зло...». [4, с.169]
Мыслитель-гуманист, просветитель-демократ, учитель казахской молодежи, поэт А. Кунанбаев в своем творчестве охватывает все стороны социальной и духовной жизни казахов второй половины ХIХ века, и начала ХХ века.
В просветительской деятельности, в художественных произведениях Ч. Валиханова, А. Кунанбаева отражены основополагающие общечеловеческие и всевременные проблемы психолого-педагогические теории и практики, в том числе и нравственного воспитания. Труд и просвещение народа, по Абаю, – главные средства нравственного воспитания.
Многие произведения Абая
написаны в форме нравоучений
и моралистических бесед. В них
просветитель критикует патриархально-
Этические взгляды А. Кунанбаева являются выражением его демократических убеждений. Пропагандируя среди народных масс идеи гуманизма, Абай подчеркивал, что каждый, кто любит и уважает себя, должен любить и уважать другого, видеть в нем такого же человека. В «Словах – назиданиях» Абай анализирует и дает толкование целому ряду категорий нравственности.
А. Кунанбаев постоянно призывает соотечественников быть честными и правдивыми, рассматривая эти понятия, как проявление неотъемлемых, положительных качеств человека. Не дорожить честью и совестью – значит, по Абаю, перестать быть человеком. Категории «совесть» и «честь» Абай рассматривал в теснейшей и органической связи с категорией «стыд». «Стыд есть человечность в человеке, внутреннее осознание им бесчеловечности своего поступка и порицания им своего поведения». [5, с.211]
Нравственно-этические позиции Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева являются теоретико-методологическим источником развития основ теории нравственного воспитания школьников Казахстана. Просветителями-демократами были заложены основные положения о закономерностях, принципах, целях, задачах, содержании, формах, методах и средствах формирования морального облика личности. В своих взглядах на нравственное воспитание школьников казахские просветители опирались на принципы гуманизма, демократии, патриотизма, интернационализма, оптимизма, воспитания в труде. Основными факторами нравственного воспитания личности считали среду и воспитание. Цель формирования морального облика человека видели в воспитании нравственно ориентированной личности, задачи – в воспитании нравственных качеств личности.
Изучение наследия казахских просветителей, их нравственно-этических позиций становления личности показывает, что моральные нормы, осуждающие подлость, нечестность, распутство, безволие, лень, злобу, возвышающие любовь к труду, честность, правдивость, национальное самосознание, упорное стремление постичь науку – высшие нравственные идеалы не только не утратили своей актуальности в наше время, а приобрели новую силу значения и требуют самого пристального изучения, анализа и овладения ими.
В становление и развитие духовно-нравственной культуры казахстанцев внесли весомый вклад Ш. Кудайбердиев, С. Торайгыров, М. Кашимов, Ж. Аймаутов, М. Жумабаев.
Творческое наследие Ш. Кудайбердиева свидетельствует о том, что он придавал первостепенное значение духовно-нравственному воспитанию. Шакарим обращался к религии как к первостепенному источнику духовности и нравственности. Моральные заповеди Корана – основа духовно-нравственных требований к личности. Нравственные качества личности выражаются в ее отношении к обществу, другим людям, к вещам и природе. Основными факторами духовно-нравственного становления являются, по мнению Шакарима, среда, природа, воспитание. Особую роль он отводит самовоспитанию, формированию внутреннего стремления к высоконравственному поведению и деятельности. Моральным «регулятором» нравственного поведения и деятельности является Совесть человека. В своих размышлениях Шакарим делает вывод о том, что в школах необходимо ввести специальный предмет – науку Совести – этику, в которой законы и категории Совести переплетены между собой и с требованиями общечеловеческой морали. Наука Совести нужна, чтобы научить всех жить по Совести.
В педагогическом наследии гуманиста, поэта, просветителя М. Кашимова представляют особый интерес в рамках нашего исследования книга «Этика», в которой особое внимание он обращает на этические проблемы личности и деятельности учителя, поведения и отношений учащихся.
Интерес просветителя-демократа С. Торайгырова к воспитанию высоконравственной, высококультурной и всесторонне развитой личности связан с его мечтой о преобразовании общественной жизни казахской степи.
Интерес просветителя-демократа С. Торайгырова к воспитанию высоконравственной, высококультурной и всесторонне развитой личности связан с его мечтой о преобразовании общественной жизни казахской степи.
20-е – 30-е годы ХХ
века – время активной
Ж. Аймаутов – общественный деятель, просветитель, поэт, писатель-романист, драматург, переводчик в своих многочисленных психолого-педагогических трудах приходит к выводу об определяющей роли воспитания как ведущего фактора становления личности, его объекте – душе и разуме человека. Исследователь акцентирует внимание на единстве воспитания и самовоспитания, связи нравственного с другими видами воспитания, зависимости воспитательного воздействия от авторитета и мастерства учителя. Особо останавливается на роли привычек в нравственном становлении личности.
Выдающийся педагог, поэт, прозаик, переводчик М. Жумабаев посвятил вопросам обучения и воспитания ряд учебников и методических пособий. Среди них особое место принадлежит его «Педагогике», которая и сегодня является непревзойденным примером учебника в целом и учебником по нравственному воспитанию в частности. Представим учебник М. Жумабаева «Педагогика» с акцентом на вопросе формирования нравственности личности. В его труде раскрыты истоки нравственного воспитания, содержание, принципы, цель, задачи, пути, формы, методы и средства формирования морального облика личности человека. Этнопедагогика и этнопсихология являются источниками нравственного воспитания школьника. Религия, священный Коран – основа духовно-нравственного становления личности человека. Ведущими принципами в педагогической системе М. Жумабаева выступают гуманизм, демократизм, патриотизм. Цель нравственного воспитания – в воспитании нравственно ориентированной личности: задачи – в воспитании нравственных качеств личности. Среда, воспитание, самовоспитание являются ведущими факторами нравственного воспитания. Нравственное воспитание, согласно «Педагогике» М. Жумабаева, осуществляется путем нравственного просвещения, формирование нравственно-этических чувств, нравственного поведения и нравственного примера. Родной язык, устное народное творчество, литература, обычаи и традиции выступают как главные средства формирования морального облика человека.
Использованная литература
1. Сегизбаев О.А. Исследователь, мыслитель. – Алма-Ата: «Казахстан», 1974. – 128с.
2. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. – Алма-Ата: Сов. Энциклопедия, 1985. Т.3. – 416с.
3. Джумагулов К.Т. Ибрай Алтынсарин и развитие культуры казахского народа. – Алма-Ата: «Казахстан», 1984. – 204с.
4. Бейсембиев К.Б. Очерки истории общественно-политической и философской мысли Казахстана (дореволюционный период). – Алма-Ата: «Казахстан», 1976. – 428с.
5. Кунанбаев А. Собрание сочинений в одном томе: стихотворения, поэмы, проза. – М.: Худож. лит., 1954. – 416с.
Информация о работе Теории духовно-нравственного воспитания казахского народа