Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:00, курсовая работа
Цель курсовой работы: Рассмотреть теорию и методику обучения географии в 6 классе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. На основе научной литературы выявить цель и образовательно-воспитательные задачи курса.
2. Охарактеризовать специфику учебного процессу по усвоению начального курса физической географии.
3. Рассмотреть основные формы организации процесса обучения.
При написании работы применялся метод теоретического анализа и синтеза научной литературы.
Главный труд школьников — учение. Поэтому с самого начала изучения географии следует поставить задачу формирования учебно-организационных приемов, например: подготовка и выполнение домашней работы, самоконтроль и т. п. Эти приемы приучают детей рационально использовать время и свои силы.
Опыт творчески работающих учителей свидетельствует о том, что образовательные задачи курса решаются более успешно, если учитель стремится достичь понимания учащимися не только географических, но и общенаучных терминов, необходимых для осознания поставленных перед ними учебных задач, например: понятие, представление, причина и следствие, природное явление, комплекс. Успешному решению общеобразовательных задач способствует формирование общеучебных приемов учебной работы — анализа, сравнения, вычленения в объектах существенных и варьирующих признаков, обобщения, формулировки выводов и др.
Начальный курс физической географии может внести определенный вклад в решение задачи политехнического образования. Например, тому способствует формирование приемов учебной работы с приборами и инструментами (измерительными, вычислительными), с графиками и т. п.
В решении общих задач воспитания учащихся роль начального курса физической географии обусловлена его содержанием и местом среди других курсов. Фактически все мировоззренческие идеи, связанные с содержанием школьной географии, в той или иной мере могут быть раскрыты при изучении данного курса. Однако в наибольшей степени он способствует пониманию идеи материальности, своеобразия вещественного состава каждой земной оболочки, непрерывности их движения и изменения, познаваемости тайн природы, взаимосвязи природы и человека. С достаточной полнотой и доказательностью эти идеи, а также причинно-следственные связи раскрываются на конкретном краеведческом материале. При этом особенности компонентов природы своей местности должны рассматриваться как части целого — земных сфер. На основе конкретных объектов, их качественных характеристик и пространственных представлений о величинах могут быть поняты происходящие с ними количественные и качественные изменения вследствие природных процессов и вмешательства в них человека. В начальном же курсе возможно лишь понимание учащимися идей в форме выводов из описания конкретных объектов и явлений, процессов.
Воспитательный потенциал курса по таким важным для географии направлениям, как гуманизация содержания и на этой основе — экологическое, социологическое, трудовое образование и воспитание, может быть наиболее эффективно реализован также на краеведческом материале. Для связи с жизнью большое воспитательное значение имеет привлечение дополнительного материала из периодической печати, художественной литературы и т. п. Необходимо также на доступном учащимся уровне знакомить их с законами государства, постановлениями, касающимися использования и охраны объектов природы, изучаемых в курсе. Непосредственное общение с природой создает условия для усвоения учащимися правил поведения в природе (учитель формулирует их с учетом географических особенностей окружающей местности).
В плане трудового воспитания и профориентации учащихся перед начальном курсом правомерно поставить задачи, например, ознакомления с видами профессий, связанных с изучением земной поверхности (геолог, метеоролог, гидролог), с ее картированием (топограф). При изучении населения своей местности и его хозяйственной деятельности учащиеся знакомятся с видами трудовой деятельности на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве, в учреждениях, на транспорте и др. Все это создает основу для воспитания уважения к людям труда, к результатам труда.
Большими резервами располагает начальный курс физической географии в эстетическом воспитании учащихся как при непосредственном общении с природой, так и при использовании на уроках репродукций картин, художественной литературы и т. п. Школьники любят рисовать, красиво оформлять свои тетради, полевые дневники, календари. Внимание учителя к этой деятельности способствует воспитанию аккуратности и художественного вкуса у детей.
Начальный курс физической географии имеет возможности для развития у школьников наблюдательности, воображения, памяти, мышления и речи, умения ориентироваться в пространстве. При наблюдении погоды следует обращать внимание на развитие у ребят остроты восприятия цвета неба, зари, разнообразия их оттенков, формы облаков, на накопление представлений о температурных ощущениях, о силе ветра, на полноту описаний погоды. Очень важно целенаправленно обучать учащихся применению географических знаний и приемов учебной работы к наблюдаемым в природе объектам и явлениям, уметь рассказывать о них, высказывать на основе знаний свое личностное отношение к фактам, событиям, связанным с воздействием человека на природу, и др.
Значительная часть задач реализуется системой практических работ программы. В ней предусмотрены разные виды деятельности учащихся непосредственно с объектами и явлениями природы, с моделями географической действительности (географическими картами, графиками и диаграммами). Наряду с этим предусмотрено моделирование: съемка плана местности, составление графиков, диаграмм, описаний по материалам наблюдений. [2]
Итак, целью курса является формирование
основ географических знаний, умений,
опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного
отношения к миру, необходимых для усвоения
географии в средней школе и понимания
закономерностей и противоречий развития
географической оболочки. Начальный курс
географии — курс, формирующий первоначальные
знания из разных областей наук о Земле
— картографии, геологии, географии, почвоведения
и др. Эти знания позволяют видеть, понимать
и оценивать сложную систему взаимосвязей
в природе.
Глава 2. Специфика учебного процесса по усвоению начального курса физической географии.
Средства обучения. С содержанием курса тесно связаны те средства обучения, которые являются источниками знаний. Для шестиклассников, впервые начинающих изучать географию, главными источниками знаний являются географические объекты и явления в ближайшем окружении школы, доступные непосредственному восприятию, систематическому наблюдению и изучению. Эти источники знаний можно назвать «первичными», поскольку они представляют собой географические объекты и явления в натуре. Работа на местности требует использования вспомогательных средств — приборов и инструментов, обеспечивающих операционную деятельность учащихся. Это — компасы, нивелиры, эклиметры, школьные мензулы, термометр и барометр, флюгер, дождемер, рулетка, планшет и др. Представления о местных объектах и явлениях, собранные при их изучении и обработанные материалы являются средствами наглядности, которые используются при формировании понятий и общих представлений, знаний о связях наряду с такими средствами обучения, как картины, учебные кино- и диафильмы, педагогический рисунок и т. п. Должны широко использоваться натуральные объекты, представленные в школьном оборудовании гербариями, коллекциями горных пород и минералов и т. д. Важную роль в изучении курса играют модели, работая с которыми учащиеся могут извлекать количественные и качественные характеристики объектов и явлений. Из картографических — это карты полушарий, России, своей области, планы местности и города, в котором живут учащиеся, аэрофотоснимки и фотографии из космоса. Необходимо систематически использовать объемные пособия, и в частности глобус. Без него не могут быть сформированы правильные представления о сферах Земли, о причинах смены времен года, а также картографические представления о многих объектах без искажений (например, об островах, бассейне реки). К моделям относятся рельефные карты, блокдиаграммы, графики и диаграммы.
Не заменимы в процессе формирования представлений, общих и единичных понятий об объектах и явлениях природы образные средства наглядности — картины, фотографии, макеты, диапозитивы и диафильмы, а также учебные кинофильмы (особенно при изучении динамики процессов и явлений в природе).
Важнейшими средствами обучения являются и вербальные. Это текст учебника и та часть речи учителя, которая содержит географическую информацию. Слово учителя имеет особенно сильное воздействие в том случае, если он строго продумывает отбор содержания, его образность, логическую структуру, последовательность вопросов для беседы, не просто передает информацию, а обращает внимание на эмоциональную сторону изложения, на отработку интонаций, пауз, логических ударений и т. п. Перед учителем стоит задача научить детей слушать и понимать живую речь, что важно не только для уроков, но и для воспитания общей культуры слушания.
Для изучения начального курса географии наряду с обязательными для школы средствами обучения, названными в «Перечне обязательного оборудования для средней школы», многие учителя создают самодельные пособия с помощью учащихся. Из них совершенно необходимы графики изменения высоты Солнца над горизонтом и температуры, диаграммы осадков (по средним многолетним данным в своей местности, в течение года — по справочным, литературным источникам), почвенные разрезы, модели и макеты географических объектов, модели метеоприборов для обучения приемам работы с ними и др. [2]
Возрастные особенности
учащихся. Учащиеся VI класса проявляют
большой интерес к физической географии.
Причин для этого много: это и постоянное
общение с природой и естественный интерес
к ней, и наличие разнообразной информации
о географических объектах и явлениях,
об особенностях природы разных частей
Земли, об ее исследователях из радио-
и телепередач, научно-популярных кинофильмов,
литературы, туристских походов и т. п.
Благодаря этому географический кругозор
учащихся довольно широк. Но стихийно
накапливающиеся внеучебные географические
знания остаются на уровне фактов, ярких
зрительных образов (представлений).
У ребят возникает естественная потребность
их понять, объяснить. Если учитель старается
удовлетворить интерес учащихся только
яркими красочными описаниями, демонстрацией
различных наглядных пособий, т. е. делает
акцент на развлекательности, а не активизирует
их мышление, то в конце концов у них утрачивается
отношение к географии как учебному предмету.
Опыт показывает, что шестиклассники проявляют
интерес и готовность к усвоению системы
знаний по данному курсу не только на уровне
восприятия фактов, но и на уровне общих
представлений и элементарных понятий,
понимания элементарных причинно-следственных
связей. Поэтому в образовательно-воспитательных
В учебном процессе «донаучные» знания детей должны использоваться учителем при постановке познавательных задач для пробуждения любознательности и формирования у них потребности применить знания к объяснению географических явлений, с которыми они встречаются в жизни. Благоприятствует этому то, что обычно у детей довольно прочны и полны житейские представления памяти. Они с большой детализацией воспроизводят в рассказе картины природы тех мест, где им пришлось побывать. Например, вид моря и гор побережья, описание реки, леса в средней полосе, которые видели летом на отдыхе. Все это создает условия для включения в учебный процесс житейского познавательного опыта детей при изучении нового материала. В свою очередь, это побуждает их в дальнейшем переосмысливать окружающую жизнь, ведет к осознанному видению действительности.
В плане психологической характеристики учащихся следует сказать, что усвоению представлений благоприятствует неплохо развитая у них наблюдательность и умение подчинять восприятие определенной учебной задаче. Но для большей эффективности работы по развитию наблюдательности учащихся необходимо целенаправленное формирование приемов учебной работы, четкое объяснение учителя: с какой целью, что и как наблюдать, в какой последовательности и какими способами, что и как фиксировать, и при этом корректировать их действия по ходу выполнения задания.
Качество знаний учащихся по географии в значительной степени зависит от развития у них пространственных представлений, которые необходимы и для усвоения представлений-образов географических объектов и явлений. Учащиеся, начиная изучать географию, обычно допускают ошибки в глазомерной оценке расстояний на местности, высоты объектов, в определении их формы, крутизны склонов.
Для понимания сущности изменений некоторых географических объектов и явлений во времени, продолжительности процессов большую роль играют и временные представления. К началу обучения в VI классе для учащихся достаточно определены минута, час, сутки, год, несколько лет. Однако все то, что касается исторического времени, а тем более геологического (тысячелетий и миллионов лет), для них это лишь большие числа. Поэтому часто вместо «20 млн. лет назад» они могут сказать и «несколько тысяч лет назад», и «один миллиард лет назад».
В начале изучения географии учащимся свойственно конкретно-образное и формально-логическое мышление. Для развития мышления детей учителю необходимо целенаправленно использовать наглядный материал. Если процесс обучения осуществляется без опоры на наглядные пособия, без анализа и обобщения, без абстракции, без сравнения, то в сознании учащихся отсутствует основа для логического мышления. От того, насколько правильно определено соотношение конкретного и обобщенного, момент перехода от образa к мысли, а в последующем применение общего к конкретному, применение знаний для решения учебно-практических задач, зависит успех решения очень важной задачи — воспитание культуры интеллектуального труда. В противном случае мышление приобретает формальный, схоластический характер, знания отрывочны, без понимания сущности.
При изучении начального курса физической географии учащиеся овладевают самым большим по сравнению с другими курсами физической географии запасом географических терминов. Без специальной работы учителя над развитием мышления и речи учащихся и их ответах допускаются логические ошибки, не всегда точен отбор терминов и понятий. Они могут, например, сказать: «Температура воздуха нагревается», «Ветер образуется от движения воздуха». Часто у них в описаниях объектов отсутствует расчленение признаков существенных и несущественных (варьирующих).
Информация о работе Теория и методика обучения географии в 6 классе