Свободное воспитание,
концепция в буржуазной педагогике
2-й половины 19 — начала 20 вв., для
которой характерны крайняя индивидуализация
воспитания, категорическое отрицание
воспитания и систематического обучения,
основанных на подавлении личности ребёнка,
регламентации всех сторон его жизни
и поведения. Идеал сторонников
Свободное воспитание — не стесняемое
никакими ограничениями развитие всех
сил и способностей ребёнка. Идеи
Свободное воспитание неразрывно связаны
с педагогическими взглядами
Ж. Ж. Руссо. Одним из первых пропагандистов
Свободное воспитание была шведская
писательница Э. Кей, которая в книге
«Век ребёнка» (1900) выступила за предоставление
детям права на свободное развитие,
избавление их от гнёта взрослых, обучение
только тому, что необходимо в повседневной
жизни. Немецкие педагоги Г. Шаррельман,
Ф. Гансберг, Л. Гурлитт и некоторые
другие требовали предоставить учителю
и учащимся права на свободное
творчество и свободное выражение
своей индивидуальности. По их мнению,
не должно существовать никаких педагогических
систем, поскольку они отучают
учителя от творческой работы, превращают
его в ремесленника.
В конце 19 —
начале 20 вв. идеи Свободное воспитание
нашли отражение в педагогических
взглядах и деятельности сторонников
анархизма — П. А. Кропоткин,
С. Фор и П. Робен (Франция)
и др. Развивая мысль об интегральном
(всестороннем, целостном) образовании,
вооружающем молодое поколение
знанием основ наук и трудовой
подготовкой, Кропоткин ставил
вопрос по Свободное воспитание,
которое превращает ребёнка в
гармонически развитую личность,
самостоятельно мыслящую, готовую к
активной деятельности в обществе. В отличие
от нем. педагогов-индивидуалистов, педагоги-анархисты
ставили акцент на социально-трудовой
аспект Свободное воспитание, придавали
особенно большое значение добровольному
сотрудничеству детей, развитию у них
стремления к взаимопомощи. К сторонникам
Свободное воспитание принадлежала М.
Монтессори (Италия). Под влиянием идей
Свободное воспитание в буржуазной педагогике
конца 19 — начала 20 вв. сложилась педоцентрическая
концепция, сущность которой состоит в
том, что за основу воспитания и обучения
детей принимаются их спонтанные интересы
и потребности. В практике работы начальной
школы, где идеи педоцентризма получили
наибольшее распространение, эта точка
зрения находила выражение в недооценке
организации систематического обучения,
в увлечении различными видами детской
самодеятельности.
В России идеи
Свободное воспитание развивал
Д. И. Толстой, который в 1859
организовал школу, работавшую
на основе принципов Свободное
воспитание
В период Революции
1905—07 в России и особенно после
её подавления сторонниками Свободное
воспитание были С. Т. Шацкий.
И. И. Горбунов-Посадов, А. У.
Зеленко, Н. В. Чехов, К. Н.
Вентцель. Сторонники Свободное
воспитание считали, что в основу
практики школьного дела должны
быть положены следующие принципы:
школы организуются при участии
учащихся и их родителей; учебные
занятия строятся в зависимости
от интересов детей и полностью
индивидуализированы; все отношения
учителей и учащихся следует
строить на взаимном доверии
и симпатии; учителям надо иметь
полную свободу в выборе и
применении методов и приёмов
обучения. Эти идеи были частично
реализованы в «Доме свободного
ребёнка» (в виде самоуправляющейся
общины детей 5—10 лет, родителей и учителей),
открытом сторонниками Вентцеля в Москве
в 1906 и просуществовавшем до 1909. Идеи Свободное
воспитание находили отражение на страницах
журнала «Свободное воспитание» (1907—18).
Идеи Свободное
воспитание в педагогике явились
одной из форм выражения недовольства
демократически настроенной мелкой
буржуазии и части буржуазной
интеллигенции, существующим положением
в обществе. Педагогам-анархистам Свободное
воспитание представлялось средством
переустройства общества на новых началах,
обеспечивающим всестороннее развитие
духовных и физических сил детей, их творческую
активность, учителям — свободу педагогического
творчества и др.
Отрицая идеи
как авторитарного, так и Свободное
воспитание, марксистско-ленинская
педагогика рассматривает воспитание
как процесс целенаправленного
и систематического формирования
всесторонне развитой личности.