Теория свободного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:31, статья

Описание

Свободное воспитание, концепция в буржуазной педагогике 2-й половины 19 — начала 20 вв., для которой характерны крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения.

Работа состоит из  1 файл

Свободное воспитание.docx

— 13.15 Кб (Скачать документ)

Свободное воспитание, концепция в буржуазной педагогике 2-й половины 19 — начала 20 вв., для  которой характерны крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание  воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни  и поведения. Идеал сторонников  Свободное воспитание — не стесняемое никакими ограничениями развитие всех сил и способностей ребёнка. Идеи Свободное воспитание неразрывно связаны  с педагогическими взглядами  Ж. Ж. Руссо. Одним из первых пропагандистов Свободное воспитание была шведская писательница Э. Кей, которая в книге  «Век ребёнка» (1900) выступила за предоставление детям права на свободное развитие, избавление их от гнёта взрослых, обучение только тому, что необходимо в повседневной жизни. Немецкие педагоги Г. Шаррельман, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт и некоторые  другие требовали предоставить учителю  и учащимся права на свободное  творчество и свободное выражение  своей индивидуальности. По их мнению, не должно существовать никаких педагогических систем, поскольку они отучают  учителя от творческой работы, превращают его в ремесленника. 

  В конце 19 —  начале 20 вв. идеи Свободное воспитание  нашли отражение в педагогических  взглядах и деятельности сторонников  анархизма — П. А. Кропоткин,  С. Фор и П. Робен (Франция)  и др. Развивая мысль об интегральном (всестороннем, целостном) образовании,  вооружающем молодое поколение  знанием основ наук и трудовой  подготовкой, Кропоткин ставил  вопрос по Свободное воспитание, которое превращает ребёнка в  гармонически развитую личность, самостоятельно мыслящую, готовую к активной деятельности в обществе. В отличие от нем. педагогов-индивидуалистов, педагоги-анархисты ставили акцент на социально-трудовой аспект Свободное воспитание, придавали особенно большое значение добровольному сотрудничеству детей, развитию у них стремления к взаимопомощи. К сторонникам Свободное воспитание принадлежала М. Монтессори (Италия). Под влиянием идей Свободное воспитание в буржуазной педагогике конца 19 — начала 20 вв. сложилась педоцентрическая концепция, сущность которой состоит в том, что за основу воспитания и обучения детей принимаются их спонтанные интересы и потребности. В практике работы начальной школы, где идеи педоцентризма получили наибольшее распространение, эта точка зрения находила выражение в недооценке организации систематического обучения, в увлечении различными видами детской самодеятельности. 

  В России идеи  Свободное воспитание развивал  Д. И. Толстой, который в 1859 организовал школу, работавшую  на основе принципов Свободное  воспитание 

  В период Революции  1905—07 в России и особенно после  её подавления сторонниками Свободное  воспитание были С. Т. Шацкий. И. И. Горбунов-Посадов, А. У.  Зеленко, Н. В. Чехов, К. Н.  Вентцель. Сторонники Свободное  воспитание считали, что в основу  практики школьного дела должны  быть положены следующие принципы: школы организуются при участии  учащихся и их родителей; учебные  занятия строятся в зависимости  от интересов детей и полностью  индивидуализированы; все отношения  учителей и учащихся следует  строить на взаимном доверии  и симпатии; учителям надо иметь  полную свободу в выборе и  применении методов и приёмов  обучения. Эти идеи были частично  реализованы в «Доме свободного  ребёнка» (в виде самоуправляющейся общины детей 5—10 лет, родителей и учителей), открытом сторонниками Вентцеля в Москве в 1906 и просуществовавшем до 1909. Идеи Свободное воспитание находили отражение на страницах журнала «Свободное воспитание» (1907—18). 

  Идеи Свободное  воспитание в педагогике явились  одной из форм выражения недовольства  демократически настроенной мелкой  буржуазии и части буржуазной  интеллигенции, существующим положением в обществе. Педагогам-анархистам Свободное воспитание представлялось средством переустройства общества на новых началах, обеспечивающим всестороннее развитие духовных и физических сил детей, их творческую активность, учителям — свободу педагогического творчества и др. 

  Отрицая идеи  как авторитарного, так и Свободное  воспитание, марксистско-ленинская  педагогика рассматривает воспитание  как процесс целенаправленного  и систематического формирования  всесторонне развитой личности.

Информация о работе Теория свободного воспитания