Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:58, реферат
Тифлопедагогика — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности.
У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.
Введение
3
История тифлопедагогики как науки
4
Предмет, задачи, методы тифлопедагогики
5
Тифлопедагогика на современном этапе развития общества
8
Заключение
17
Список использованной литературы
18
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Кузбасская государственная педагогическая академия
Кафедра специальной педагогики, психологии и теоретических основ обучения
Реферат
на тему: Тифлопедагогика как наука, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения
Выполнил:
Челышева Алёна,
СД-09-01
Проверил:
Сазонова В.В.
Новокузнецк, 2012
Содержание:
Введение |
3 |
История тифлопедагогики как науки |
4 |
Предмет, задачи, методы тифлопедагогики |
5 |
Тифлопедагогика на современном этапе развития общества |
8 |
Заключение |
17 |
Список использованной литературы |
18 |
Введение
Тифлопедагогика — наука о воспитании
и обучении лиц с нарушением зрения.
В зависимости от степени нарушения
зрения они делятся на слепых и
слабовидящих. Слепота и слабовидение
с точки зрения специальной педагогики
представляют собой категорию
У лиц с нарушениями зрения возникают
специфические особенности
Слепые — подкатегория лиц с
нарушениями зрения, у которых
полностью отсутствуют
По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, контуры предметов.
Слабовидящие — подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций.
Основоположником
Л. Брайль, потерявший зрение в трехлетнем возрасте, воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института слепых, стал автором изобретения, изменившего систему обучения слепых. Основанная на комбинациях шеститочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать. Книгопечатание по Брайлю началось с 1852 г. во Франции. В России первая книга по Брайлю вышла в 1885 г.
Первое учебное заведение для слепых в России было организовано в 1807 г. при Смольнинской богадельне в С.-Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам.
В течение ХIХ в. было открыто еще несколько школ для слепых, существовавших на средства Попечительства о слепых. Обучение велось по единому учебному плану и программам, действовали Единые правила приема в училища. Для большинства обучающихся обучение было платным и стоимость достаточно высока.
После Октябрьской революции в 1917 г. школы для слепых детей стали составной частью системы народного образования. В 1928 г. появились первые советские школьные программы для слепых.
В начале 30-х гг. появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ, а с конца 30-х гг. открываются и первые школы для слабовидящих. Развитию этого нового направления в тифлопедагогике способствовала Ю. Д. Жаринцева.
В 30-е гг. содержание образования
в школах слепых обогащается предметами,
которые с начала возникновения
мирового опыта обучения слепых считались
ненужными и недоступными слепым:
физика, математика, естествознание и
др. Большой вклад в
Как раздел общей педагогики
тифлопедагогика развивается на основе
философии, принципов гуманистического
воспитания и на обще дидактических принципах
обучения, с учетом своеобразия развития
детей и взрослых с нарушением зрения.
Естественнонаучной основой тифлопедагогики
является учение И. М. Сеченова и И. П.
Тифлопедагогика является частью дефектологии. Дефектологию можно определить как интегративную науку, на стыке педагогики, психологии и медицины, занимающуюся вопросами изучения, воспитания и обучения человека с отклонениями в развитии. Она включает в себя блоки медико-биологических и психолого-педагогических наук, которые интегрируют полученные в своих сферах знания, ради одной цели — воспитания человека с отклонениями в развитии.
В современных условиях можно условно разделить дефектологию на учения об изучении, воспитании и обучении разных категорий людей с отклонениями в развитии. Одним из таких учений является тифлология, которая объединяет медико-биологические и психолого-педагогические науки, занимающиеся вопросами изучения, обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Среди данных наук можно назвать офтальмологию, невропатологию, психиатрию, нейрофизиологию (медико-биологические науки); тифлопсихологию, тифлопедагогику (психолого-педагогические науки).
Ключевое место в тифлологии занимает тифлопедагогика. На обоснование адекватных способов и методов педагогического воздействия, которые реализуются в тифлопедагогике, направлены все перечисленные медико-биологические и психологические науки.
Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем:
Важное место занимают:
Большое внимание уделяется:
В качестве методов исследования тифлопедагогика использует:
Тифлопедагогика опирается
на смежные с ней науки: общую
педагогику, дефектологию, тифл
Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмы и условия, компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного обучения лиц разного возраста с глубокими нарушениями зрения.
B процессе воспитания детей дошкольного возраста осуществляются всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического характера, подготовка к школьному обучению.
В школьном возрасте дети получают
общее среднее и
Обучение взрослых с нарушением
зрения имеет целью повышение
уровня образования и социально-
К специальным средствам обучения и воспитания относятся: положения о дошкольных учреждениях и школах, учебные планы и программы, формы, методы, дидактические средства наглядности и тифлотехнические устройства.
Отечественная специальная педагогика многие годы выступала за воспитание и образование слепых и слабовидящих детей в специализированных учреждениях, позволяющих более полно и эффективно осуществлять их реабилитацию и получать знания в объеме массовой школы. Причем работа в специальных учреждениях направлена не только на получение цензового образования, но, главное, на коррекцию нарушенного зрения. Это специализированные детские сады для детей с нарушением зрения, детские учреждения ясли-сад-школа для детей с амблиопией и косоглазием, школы (школы-интернаты) для детей с нарушением зрения. Однако не все эти дети обучаются в специальных школах и детских садах, хотя специальные учреждения предоставляют семье надежные условия для получения полноценного среднего образования, лечения и коррекции зрительных нарушений, т.к. имеют необходимое техническое оборудование и дидактические средства и поэтому комфортны для детей, имеющих глубокие нарушения зрения.
Причины обучения детей с нарушением зрения в массовых учреждениях:
- родители хотят видеть своих детей каждый день, общаться с ними, влиять на их воспитание и обучение;
- многие семьи не получают финансовую помощь от района для направления в специализированное учреждение, находящееся в другом районе страны;
- родители не хотят, чтобы их детей считали инвалидами, резко отличающимися от нормально видящих детей.
В результате в настоящее время возникла острая необходимость в создании условий для получения детьми с нарушениями зрения общего воспитания и образования в условиях массовых учебных заведений. К сожалению, и массовая школа, и сами дети с нарушением зрения оказались слабо подготовлены к интегрированному обучению. Включение этих детей в систему общего воспитания и образования должно осуществляться по нескольким направлениям.
Готовятся специальные законодательные административные решения, позволяющие и допускающие обучение детей с глубокими нарушениями зрения в массовой школе, т.к. до настоящего времени прием таких детей осуществлялся неохотно и часто по личной договоренности с директорами и учителями. В решениях ставится вопрос о повышении оплаты труда учителей и воспитателей, имеющих в своем классе ребенка с глубоким нарушением зрения.
В классе, где находится такой ребенок, желательно, чтобы было не более 15 учеников с тем, чтобы обеспечить дифференцированный и специализированный подход к ребенку. В классах должна быть обеспечена общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте (не менее 400-500 люкс). Учитель должен тщательно обдумать, где посадить нового ученика. На отбор места для ребенка с нарушением зрения влияет, прежде всего, офтальмологический диагноз и степень снижения зрения. Если ребенок слабовидящий, т.е. острота зрения более 0,05, и он не имеет выраженной светобоязни, его следует посадить на первую парту, желательно в среднем ряду; если ребенок сохранил частичное зрение, ему также следует сидеть на первой парте в среднем ряду. Тотально слепой ребенок или ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой, по усмотрению учителя, который должен все же учитывать степень слышимости в этом месте. В случае если у ребенка нет светобоязни, и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности, поскольку количество света, необходимое для нормального функционирования зрения, зависит как от общей освещенности классной комнаты, так и от функционального состояния зрительного анализатора ученика. Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу, ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.