Автор работы: v***********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 12:14, практическая работа
Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
Введение 3
Теоретическая часть 5
Виды труда в старшем дошкольном возрасте 5
Содержание ручного труда 8
Содержание хозяйственно-бытового труда 9
Работа с семьёй 11
Практическая часть 12
Заключение 14
Литература
Министерство
общего и профессионального
Муниципальное
казённое дошкольное образовательное
учреждение № 2- детский сад «Колокольчик»
Аналитический отчет
за период педагогической работы 2006-2011г.г.
Тема:
«Труд - как средство
нравственного воспитания
дошкольников»
Составитель:
Чуганова Т.А., воспитатель МКДОУ№ 2
–детский сад «Колокольчик»
Бисерть,
2011г.
Содержание
Введение | 3 |
Теоретическая часть | 5 |
Виды труда в старшем дошкольном возрасте | 5 |
Содержание ручного труда | 8 |
Содержание хозяйственно-бытового труда | 9 |
Работа с семьёй | 11 |
Практическая часть | 12 |
Заключение | 14 |
Литература | 15 |
Введение
Известный
советский педагог В.А. Сухомлинский
писал: «Труд становится великим
воспитателем, когда он входит в
духовную жизнь наших воспитанников,
даёт радость дружбы и товарищества,
развивает пытливость и любознательность,
рождает волнующую радость
Разнообразие
трудовой деятельности старших дошкольников
дат представление о его
Формирование
нравственно-волевой сферы –
важное условие всестороннего
Недооценка важности воспитания волевых качеств приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей к излишней опеке, это может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах.
Поэтому темой моей работы является «Труд – как средство нравственного воспитания дошкольников».
За период педагогической работы ставила перед собой следующие задачи:
Теоретическая часть
Виды труда в старшем дошкольном возрасте
Трудовую деятельность детей старшего дошкольного возраста можно разделить на четыре основных вида: самообслуживании, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд.
Каждый
вид трудовой деятельности имеет
свои особенности, свою цель, свое содержание.
Такое разделение труда дает нам
возможность определить работы, к
которым целесообразно
Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей он становиться привычным. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает ребенка к систематическому труду, трудовые обязанности становятся их повседневными потребностями.
Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, соблюдение гигиенических правил: самим одеваться, раздеваться, складывать вещи, умываться, есть, убирать за собой игрушки на свои места.
Хозяйственно-бытовой труд – это труд, как ни какой другой, дает возможность воспитывать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок; бережно относиться к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, наводить порядок в помещении, на участке, с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы. При этом, от ребят требуется слаженность действий, умении устанавливать правильные деловые отношения, желание работать для всех. Оказание помощи товарищу, воспитателю, няне, маме способствует формированию таких качеств, как трудолюбие, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, тем самым зарождается мотив трудовой деятельности, а вместе с тем коллективизм, начал личности дошкольника.
Труд по уходу за растениями и животными создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважении к людям, которые им занимаются. Живая природа часто и без особых усилий вызывает у ребят и любопытство, и симпатию, и желание помочь, заботиться, ухаживать. Рыбка погибнет, если её не накормить, не поменять воду в аквариуме; красивый цветок завянет, если его не поливать. Нужно разъяснить детям, стараясь пробудить в них такие эмоциональные переживания, как сочувствие, нежность, жалость, например, к маленькому щенку, котенку, к птичке в неволе. Труд в природе помогает воспитывать любовь к ней, через правильную организацию трудового процесса, через результат труда, осуществляется эстетическое воспитание детей.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, формирует интерес к работе, готовность к ней, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническим приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыт усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что её можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом – листья, шишки, орехи, солома, кора и т.д. – дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием го качеств: цветом, формой, твердостью.
Содержание ручного труда
Составная часть трудового воспитания в детском саду является ручной труд, который позволяет развивать конструктивные умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих способностей. Этому виду детского труда так же важно уделять должное внимание: формировать интерес, желание изготовить своими руками игрушку, поделку, сувенир, украшение.
Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т.п.) и конечно, её результат. Ведь с игрушкой, которую он смастерил, например, из картона, старых коробок, можно играть, можно подарить её младшим брату или сестре. Вышитая салфеточка, закладка для книг, корзиночка – сувенир из природного материала – хорошие подарки взрослому члену семьи ко дню рождения, к любому другому празднику. А это уже проявление внимания к родным со стороны ребенка.
Необходимо поощрять совместный ручной труд братьев, сестер школьного возраста со старшими дошкольниками. Это интересно, к тому же сближает членов семьи, делает содержательнее их общение.
Для
ручного труда ребенку
Из природных материалов (шишки, желуди, мох, кора, солома) можно научить детей мастерить сувениры в виде фигурок животных (рыбок, зайчиков, петушков, поросят) корзиночки, ведерки и др.
Хранение
инструментов и материалов надо организовать
так, чтобы дошкольник мог сам
убирать их на место, закончив работу.
Материалы, необходимые для ручного труда,
удобно хранить на полках или ящике, разделённом
на несколько частей. Приучая детей к порядку,
взрослые вначале помогают им раскладывать
всё по местам, затем лишь контролируют
до тех пор, пока у ребенка это не войдет
в привычку.
Содержание хозяйственно-бытового труда
Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»:
Помощь детей старшего дошкольного возраста часто оказывается весьма полезной и их радует, когда родные это замечают.
Работа с семьёй
Особое
значение в процессе нравственного
воспитания ребенка имеет труд. В
труде формируются такие
Для родителей проводим консультации, беседы на темы: «Воспитание детей в труде», «О труде ребенка в семье», «Труд и умственное развитие детей», «Труд дошкольника».
Информация о работе Труд - как средство нравственного воспитания дошкольников