Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 09:14, реферат
Важную роль в поведении ребёнка и формировании его личности играет шк. успеваемость. Возникшее вследствие разных причин хронич. отставание в учёбе может породить у школьника отвращение к уч. деятельности и стремление самоутвердиться иными способами. Нередко неуспевающий ученик противопоставляет себя классу и педагогу, демонстрирует вызывающее и неадекватное поведение. Нарушения пед. такта, злоупотребление наказаниями и отри-цат. оценками лишь усугубляют возникшее противопоставление. Задача педагога - разобраться в причинах неуспеваемости и попытаться их устранить за счёт индивидуального подхода к учащемуся. В ряде случаев даже незначит. успехи в учении порождают позитивные сдвиги в поведении школьника.
Трудные дети
Категория детей,
демонстрирующих явные
В отеч. психолого-пед.
науках в 20- 30-х гг. 20 в. данным термином
обозначали практически всех детей,
чьё обучение и воспитание представляли
значит, трудности. К Т. д. фактически
относились все аномальные дети, ныне
выделяемые в особую категорию. К
трудным относили также беспризорников,
малолетних преступников и др. детей, к-рых
также характеризовали как "морально
дефективных". В работах П. П. Блонско-го,
Л. С. Выготского, А. Б. Залкинда и др. было
показано, что т. н. моральная дефективность
не является нек-рой, изначально присущей
отд. детям особенностью, а выступает следствием
неблагоприятных социальных условий их
развития. В итоге было признано неправомерным
подразделение детей на нормальных и морально
дефективных.
В совр. лит-ре трудными
обычно называют тех детей, чьё поведение
резко о,т-клоняется от общепринятых норм
и препятствует полноценному воспитанию.
Поэтому используется также синоним "трудновоспитуемые
дети", т. к. они наименее склонны следовать
пед. предписаниям и проявляют крайнюю
невосприимчивость к традиц. пед. воздействиям.
Одной из осн. причин,
порождающих затруднения в
Нек-рые нарушения
поведения могут быть вызваны
врождёнными или приобретёнными
психофизиол. отклонениями, к-рые не
относятся к психич. заболеваниям.
Это т. н. ранняя дет. нервность, проявления
т. н. алкогольного синдрома (возникающего
вследствие алкогольной интоксикации
плода на пренатальной стадии развития).
К т. н. нерезким психофизич. нарушениям
отно-сят также миним. мозговую дисфункцию,
возникающую вследствие воздействия разнообразных
вредоносных факторов на ранних этапах
развития. Наиб, распространённым следствием
этого нарушения выступает т. н. гиперкинетич.
синдром, к-рый вследствие дисбаланса
процессов возбуждения и торможения в
нервной системе проявляется в чрезмерной
активности, импульсивности, неспособности
к произвольной регуляции поведения. Дети,
страдающие подобными отклонениями, нуждаются
в индивидуальном подходе в воспитании
с учётом особенностей их психофизич.
развития. В большинстве случаев скорректировать
их поведение удаётся при условии сочетания
индивидуально подобранных мер пед. воздействия
и лечебно-коррекционных мероприятий.
В большинстве
случаев мед. обследование Т. д. констатирует
нормальный уровень их психофизич.
развития. Очевидно, что отклонения
в их поведении обусловлены внеш.
факторами - социальными и пед.
Наиб, распространённая
причина временных отклонений заключается
в недостаточном учёте со стороны
родителей и педагогов
В ряде случаев нарушения уч.-воспитат. процесса бывают порождены хронически неадекватными условиями пед. воздействия на ребёнка. Неблагоприятный морально-психол. климат в семье часто является той почвой, на к-рой возникают отклонения в развитии личности (см. Запущенность педагогическая). Недостаточные либо чрезмерные требования к ребёнку порождают его нежелание и неспособность воспринимать пед. воздействия. Особо негативную роль играет отсутствие единства пед. требований со стороны родителей, при к-ром ребёнок попадает в "воспитательный вакуум", будучи не в силах и не желая удовлетворять противоречивым или даже взаимоисключающим ожиданиям взрослых. Воспитание, основанное на нравоучениях и наказаниях, обычно не приводит к долговременному положит, эффекту: привыкнув подчиняться только из страха, ребёнок легко идёт на любые проступки, стоит лишь страху ослабнуть. Поэтому жалобы родителей и педагогов на поведение детей следует рассматривать комплексно, с учётом возможных ошибок воспитания. Большую помощь в этом могут оказать семейная психол. консультация и шк. психол. служба, где поведение ребёнка анализируется в контексте всей совокупности условий его развития. Часто определённые меры пси-хотерапевтич. коррекции внутрисемей-ных отношений помогают решить проблему трудного ребёнка.
Важную роль в поведении ребёнка и формировании его личности играет шк. успеваемость. Возникшее вследствие разных причин хронич. отставание в учёбе может породить у школьника отвращение к уч. деятельности и стремление самоутвердиться иными способами. Нередко неуспевающий ученик противопоставляет себя классу и педагогу, демонстрирует вызывающее и неадекватное поведение. Нарушения пед. такта, злоупотребление наказаниями и отри-цат. оценками лишь усугубляют возникшее противопоставление. Задача педагога - разобраться в причинах неуспеваемости и попытаться их устранить за счёт индивидуального подхода к учащемуся. В ряде случаев даже незначит. успехи в учении порождают позитивные сдвиги в поведении школьника.
Трудные дети
Трудные дети: что
стоит за этим всем известным и, к
сожалению, давно привычным термином?
Для милиционера – это хулиган,
для учителя «неформальный
Общество и, прежде
всего, учителя и родители тратят
колоссальные усилия на преодоление
этих отклонений. Ученые и практики
к группе трудных относят детей
разных категорий. Это и дети с
ярко выраженными способностями, которых
обычно называют одаренными, и дети, имеющие
различного рода проблемы: гиперактивного
ребенка тоже можно считать трудным.
Термин трудные
дети часто употребляют наряду с
таким термином, как дети группы
риска. Довольно распространено и понятие
«дети, находящиеся в особо трудных условиях»,
которое пришло в педагогическую науку
и практику из документов ООН. За всеми
этими понятиями стоят дети, в поведении
которых наблюдаются те или иные отклонения
или возможно прогнозировать их проявление
вследствие действия на личность ребенка
различных негативных факторов.
Мы попытались
классифицировать категорию трудных
детей.
По медико-биологическим
основаниям можно выделить следующие
подгруппы детей данной категории:
одаренные; инвалиды; имеющие клинику
соматических расстройств; страдающие
нервными расстройствами; страдающие
психическими заболеваниями; с синдромом
дефицита внимания, с гиперактивностью
(СДВГ).
В зависимости
от положения ребенка в семье
в категории трудных можно
выделить: детей – социальных сирот;
детей из неполных семей; детей из неблагополучных
семей; детей из семей, в которых ребенок
подвергается насилию.
В качестве основания
можно также рассматривать
В зависимости
от действия различных
Естественно, что
представленная классификация может
быть расширена и дополнена в
зависимости от тех оснований, которые
используются в классификационных
целях.
Поскольку понятие
трудный ребенок предполагает отклонение
в его поведении, постараемся ответить
на вопрос: что же такое отклоняющееся
(или, как принято его называть, девиантное)
поведение? Представителями различных
наук (медицины, психологии, педагогики)
даются различные определения понятия
отклоняющегося от нормы (девиантного)
поведения. В педагогической литературе
под девиантным поведением понимается
отклонение от принятых в данном обществе,
социальной среде, ближайшем окружении,
коллективе социально-нравственных норм
и ценностей, нарушение процесса усвоения
и воспроизводства социальных норм и культурных
ценностей, а также саморазвития и самореализации
в том обществе, к которому человек принадлежит.
В медицинской литературе под девиантным
поведением понимается отклонение от
принятых в данном обществе норм межличностных
взаимоотношений: действий, поступков,
высказываний, совершаемых как в рамках
психического здоровья, так и в различных
формах нервно-психической патологии,
особенно пограничного уровня. В психологической
литературе девиантным называется поведение,
отклоняющееся от социальнопсихологических
и нравственных норм (В.В. Ковалев, 1979),
либо как ошибочный антиобщественный
образец решения конфликта, проявляющийся
в нарушении общественно принятых норм
либо в ущербе, нанесенном общественному
благополучию, окружающим и себе. В качестве
дополнительных признаков выделяются
трудности коррекции поведения и особая
необходимость в индивидуальном подходе
со стороны воспитателей и внимании сверстников
(В.Г.Степанов,1986).
Несмотря на
некоторые различия, все авторы главным
критерием девиаций считают нарушение
норм, принятых в данном обществе. Социальная
норма исторически сложившаяся в конкретном
обществе мера, предел, интервал допустимого
в поведении или деятельности людей, социальных
групп или организаций.
Понятие «социальная
норма» имеет широкий диапазон определенных
параметров. Социальные нормы исторически
изменчивы. То, что вчера считалось нормой,
сегодня может оказаться отклонением
и наоборот. В современном реформируемом
обществе, где разрушены одни нормы и не
оформились до конца другие, проблема
формирования, толкования и применения
норм становится чрезвычайно сложным
делом.
На сегодняшний
день, как считает В.М. Димов, принципиальным
критерием, определяющим категорию
«социальная норма», служит разрушающее
воздействие социальных явлений, которые
являют собой реальную угрозу физическому
и социальному выживанию человека. Это
и есть та граница, которая отделяет норму
от девиации. Естественно, что по обе стороны
от границы возникает масса пограничных
ситуаций, которые зачастую затрудняют
идентификацию социального явления. Неопределенность
в критериях, границах дозволенного, отсутствие
ясных и понятных мер ответственности
за те или иные поведенческие акты объективно
способствуют расширению «поля девиантности»,
обусловливая «размытость» его границ.
Приведенная классификация
и обоснование сущности девиантного
поведения детей позволяет