Учение о доминанте. Динамический стереотип его формирование значение в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:33, контрольная работа

Описание

К учению о доминанте принцип общего поля имеет непосредственное отношение, являясь как бы его продолжением. Принцип доминанты был сформулирован Ухтомским в 1926 году как механизм функционирования нервных центров, согласно которому для деятельности нервной системы как единого целого необходимо существование доминантного или господствующего очага возбуждения в ЦНС. В ЦНС в каждый данный момент существует лишь один доминирующий очаг возбуждения, который определяет характер текущей реакции. Доминанта является своеобразным средством общения организма с окружающей средой.

Работа состоит из  1 файл

Вафик.docx

— 35.41 Кб (Скачать документ)

Учение о доминанте. Динамический стереотип его формирование значение в учебно-воспитательном процессе.

 

К учению о доминанте принцип  общего поля имеет непосредственное отношение, являясь как бы его  продолжением. Принцип доминанты  был сформулирован Ухтомским  в 1926 году как механизм функционирования нервных центров, согласно которому для деятельности нервной системы  как единого целого необходимо существование  доминантного или господствующего  очага возбуждения в ЦНС. В  ЦНС в каждый данный момент существует лишь один доминирующий очаг возбуждения, который определяет характер текущей  реакции. Доминанта является своеобразным средством общения организма  с окружающей средой. В естественных условиях существования организма  человека и животных в каждый данный момент доминанта может одновременно охватывать системы многих рефлексов. В связи с этим возникают различные  доминанты - пищевая, половая, двигательная и др. Например, во время пищевой  доминанты очаг возбуждения локализован  в пищевом центре, во время двигательной - в двигательном и т. д.

Доминантному очагу присущи  следующие основные свойства:

1. Повышенная возбудимость  и лабильность. В этом случае  доминирующие центры могут реагировать  даже на подпороговые раздражители.

2. Стойкость возбуждения.  Стойкое возбуждение доминантного  очага подавляет путем торможения  другие важные очаги возбуждения,  возникающие в этот момент  в других центрах.

3. Инерция. Доминантный  очаг в большинстве случаев  не сразу оставляет центр, он  может в виде следов возбуждения  длительно сохраняться и после  прекращения действия раздражителя.

4. Доминанта может тормозиться  и исчезать, но для этого необходимо  возникновение нового более сильного  или биологически важного очага  возбуждения;

5. Способность к суммации  возбуждения. Это свойство доминантного  очага позволяет “притягивать”  к себе очаги возбуждения от  других нервных центров, менее  возбужденных в данный момент  и усиливаться за счет их.

6. Способность к самовозобновлению.  Доминантная система, включающая  несколько центров, определяет  условия для ее возникновения.  Детерминантная система определяет  характер доминанты. Например, детерминанта  беременности определяет характер  беременности, в дальнейшем - переходит  в родовую доминанту.

Доминанта лежит в основе координированной деятельности организма, обеспечивая поведения человека и животных в окружающей среде, формирование эмоциональных состояний, реакций  внимания, закрепления условных рефлексов  и их торможения.

Доминанта имеет большое  значение в практической деятельности врача. Дело в том, что каждый больной - это человек с доминантной  болезни, которая подчас усугубляет течение болезни. Врач должен постоянно  помнить об этом и своим теплым и внимательным отношением к пациенту стараться, по - возможности, ее снимать (слово лечит, слово калечит). Следует  также помнить, что при определенных условиях физиологическая доминанта  может переходить в патологическую и вызывать функциональное расстройство нервной системы. Например, часто  повторяющиеся отрицательные эмоции, вызывая застойный очаг возбуждения  в ЦНС, могут приводить к развитию таких болезней, как невроз, гипертоническая  болезнь и др.

 

Динамический стереотип  – это система условных и безусловных  рефлексов, представляющая собою единый функциональный комплекс. Иначе говоря, динамический стереотип – это  относительно устойчивая и продолжительная  система временных связей, образующаяся в коре мозга в ответ на осуществление  одних и тех же видов деятельности в одно и то же время, в одной  и той же последовательности изо  дня в день, т.е. это серия автоматических действий или серия условных рефлексов, доведенных до автоматического состояния. ДС  может существовать долгое время  без какого-либо подкрепления.

Физиологическую основу формирования начального этапа динамического  стереотипа составляют условные рефлексы на время. А вот механизмы динамического  стереотипа глубоко еще не изучены.

ДС играет важную роль в  обучении и воспитании детей. Если ребенок  ежедневно в одно и то же время  ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет  утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры и т.д., то у ребенка  вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует  у ребенка динамический стереотип  нервных процессов в коре головного  мозга.

Можно считать, что причина  того, что называется перегрузкой  учащихся, имеет функциональную природу  и вызвана не только дозированием и трудностью учебных заданий, но и негативным отношением учителей к  динамическому стереотипу, как важнейшей  физиологической основе обучения. Учителям не всегда удается построить урок так, чтобы он представлял систему  динамического стереотипа. Если бы содержание каждого нового урока  органически связывалось с предыдущим и последующим в единую подвижную  систему, позволявшую, при необходимости,  вносить в нее изменения, как  в динамический стереотип, а не как  простое дополнение, то труд учащихся был бы настолько облегчен, что  он уже не вызывал бы перегрузки.

Упрочение динамического  стереотипа является физиологической  основой склонностей человека, получивших в психологии обозначение привычек. Привычки приобретаются человеком  различно, но, как правило, без достаточных  побуждений и часто совершенно стихийно. Однако по механизму динамического  стереотипа формируются не только такие, но и целенаправленные привычки. К  их числу можно отнести вырабатываемый школьником режим дня.

Каждая привычка вырабатывается и укрепляется путем тренировки по принципу условного рефлекса. При  этом пусковыми сигналами для  них служат внешние и внутренние раздражения. Например, мы делаем утреннюю зарядку не только потому, что привыкли к этому, но и потому, что видим  спортивные снаряды, которые в нашем  сознании связаны с утренней зарядкой. Подкреплением этой привычки служит как сама утренняя зарядка, так и  чувство удовлетворения, наступающее  после нее.

С физиологической точки  зрения навыки представляют собой динамические стереотипы, иными словами, цепи условных рефлексов. Хорошо выработанный навык  утрачивает связь со второй сигнальной системой, которая является физиологической  основой сознания лишь в том случае, если совершена ошибка, т.е. осуществлено движение, не достигающее нужного  результата, появляется ориентировочный  рефлекс. Возникающие при этом возбуждения  растормаживают заторможенные связи  автоматического навыка,  и он снова осуществляется под контролем  второй сигнальной системы, или, говоря психологическим языком, сознания. Теперь ошибка исправляется и осуществляется нужное условно-рефлекторное движение.

Динамический стереотип  человека включает не только большое  количество разнообразных двигательных навыков  и привычек, но и привычный  образ мыслей, убеждений, представлений  об окружающих событиях.

Современность требует переделки  привычных взглядов, а случается, – и прочных убеждений, т.е. создается  ситуация, когда от одного динамического  стереотипа надо переходить к другому. А это сопряжено с появлением соответствующих неприятных чувств. В этом случае наша нервная система  не всегда легко справляется с  жизненной задачей. Трудность заключается  в том, что прежде чем выработать новое отношение к действительности (новый жизненный стереотип), требуется  разрушить старое отношение к  ней. Поэтому некоторым людям  довольно трудно дается перестройка  любого элемента жизненного стереотипа, не говоря уже о перестройке представлений  и убеждений. Трудна переделка стереотипов  и в детском возрасте.

И.П.Павлов пришел к выводу, что эмоциональные состояния  могут зависеть от того, поддерживается ли динамический стереотип или нет. При поддержании динамического  стереотипа обычно проявляются положительные  эмоции, а при изменении стереотипа – отрицательные.

Следует отметить, что в  осуществлении сложных стереотипов  важное значение принадлежит настройке, т.е. такому состоянию готовности к  деятельности, которое образовано по механизму временной связи. Возникновение  условнорефлекторной настройки  можно заметить у учеников, делящих  учебные предметы на любимые и  нелюбимые. На урок к преподавателю, преподающему любимый предмет, школьник идет с желанием, и это можно  видеть по его хорошему настроению. На урок к преподавателю нелюбимого предмета, а может быть, и к  нелюбимому преподавателю, ученик идет часто с плохим, иногда даже с  подавленным настроением. Причина  такого поведения школьника лежит  в условно-рефлекторной настройке  от комплекса обстановки классов, сущности учебного предмета, поведения учителя. Несходная обстановка вызывает и  разную настройку.

 

2 . Зубы. Строение, рост, развитие болезней зубов, уход за зубами.

 

Зубы — образования, состоящие  в основном из твердых тканей, предназначены  для первичной механической обработки  пищи. У человека также участвует  в образовании звуков речи, а также  являются важной частью широкой улыбки. В норме у человека имеется 28-32 постоянных зубов.

Внутри зуба находится  соединительная ткань, пронизанная  нервами и кровеносными сосудами (пульпа). Различают молочные и постоянные зубы, из них 8 резцов, 4 клыка , 8 малых  коренных (премоляров) и 8-12 больших  коренных зубов (моляров). Отсутствие третьих  моляров (так называемых «зубов мудрости») является нормой. У детей молочные зубы начинают прорезаться в возрасте от 3 месяцев}. В период от 6 до 12 лет  молочные зубы постепенно заменяются постоянными. Молочных зубов всего 20: 8 резцов, 4 клыка и 8 моляров.

Строение зубов.

Части зуба. Каждый зуб (dens) состоит  из коронки (corona dentis) — утолщенной части, выступающей из челюстной альвеолы; шейки (cervix dentis) — суженной части, прилежащей к коронке, и корня (radix dentis) — части  зуба, лежащей внутри альвеолы челюсти. Корень оканчивается верхушкой корня зуба (apex radicis dentis). Разные в функциональном отношении зубы имеют неодинаковое число корней — от 1 до 3

В стоматологии различают  клиническую коронку (corona clinica), под  которой понимают участок зуба, выступающий  над десной, а также клинический  корень (radix clinica) — участок зуба, находящийся в альвеоле. Клиническая  коронка с возрастом вследствие атрофии десны увеличивается, а  клинический корень уменьшается.

Внутри зуба имеется небольшая  полость зуба (cavitas dentis), форма которой  разная в различных зубах. В коронке  зуба форма ее полости (cavitas coronae) почти  повторяет форму коронки. Далее  она продолжается в корень в виде канала корня (canalis radicis dentis), который  заканчивается на верхушке корня  отверстием (foramen apices dentis). В зубах  с 2 и 3 корнями имеется, соответственно, 2 или 3 корневых канала и верхушечных  отверстия, но каналы могут ветвиться, раздваиваться и вновь соединяться  в один. Стенка полости зуба, прилежащая к его поверхности смыкания, называется сводом. В малых и больших коренных зубах, на окколюзионной поверхности  которых имеются жевательные  бугорки, в своде заметны соответствующие  углубления, заполненные рогами пульпы. Поверхность полости, от которой  начинаются корневые каналы, называется дном полости. В однокорневых зубах  дно полости воронкообразно суживается и переходит в канал. В многокорневых  зубах дно более плоское и  имеет отверстия для каждого  корня.

Полость зуба заполнена пульпой  зуба (pulpa dentis) — рыхлой соединительной тканью особого строения, богатой  клеточными элементами, сосудами и  нервами. Соответственно частям полости  зуба различают пульпу коронки (pulpa coronalis) и пульпу корня (pulpa radicularis).

Общее строение зуба. Твердую  основу зуба составляет дентин (dentinum) —  вещество, сходное по строению с  костью. Дентин определяет форму зуба. Образующий коронку дентин покрыт слоем  белой зубной эмали (enamelum), а дентин корня — цементом (cementum). Место  соединения эмали коронки и цемента  корня приходится на шейку зуба. Возможны 3 вида соединения эмали с  цементом:

1) они соединяются встык;

2) они перекрывают друг  друга (эмаль перекрывает цемент  и наоборот);

3) эмаль не доходит  до края цемента и между  ними остается открытый участок  дентина.

Эмаль неповрежденных зубов  покрыта прочной, лишенной извести  кутикулой эмали (cuticula enameli).

Дентин является первичной  тканью зубов. По структуре он сходен с грубоволокнистой костью и отличается от нее отсутствием клеток и большей  твердостью. Дентин состоит из отростков  клеток — одонтобластов, которые  находятся в периферическом слое пульпы зуба, и окружающего их основного  вещества. В нем имеется очень  много дентинных трубочек (tubuli dentinales), в которых проходят отростки одонтобластов. В 1 мм3 дентина насчитывается до 75 000 дентинных трубочек. В дентине коронки вблизи пульпы трубочек больше, чем в корне. Число дентинных трубочек неодинаково в различных зубах: в резцах их в 1,5 раза больше, чем в молярах.

Рост зубов.

Первые два зуба прорезываются  на нижней челюсти малыша к 5—7 месяцам.

В основном это происходит безболезненно. К 8— 9 месяцам появляются средние верхние резцы, к 10 месяцам  — боковые верхние резцы, в  год — нижние боковые резцы, с 14 до 16 месяцев — первые малые  верхние коренные зубы, затем нижние. На этих зубах имеются выступы, поэтому  их появление нелегкое и даже болезненное.

С 18 до 24 месяцев — 4 клыка, с 24 до 30 месяцев — 4 последних малых  коренных зуба. Всего молочных зубов  — 20.

Отклонения в «графике»  появления зубов никак не отразятся  на красоте и здоровье будущих  зубов.

Молочные зубы остаются у  детей примерно до 6 лет. К этому  возрасту появляются 4 коренных зуба —  первые «настоящие» зубы. Они чрезвычайно  хрупкие, требуют осторожного ухода.

С 6 до 10—11 лет молочные зубы выпадают и заменяются на коренные в том порядке, в котором вырастали.

К 12 годам появляются 4 новых  коренных зуба, а затем 4 последних  зуба мудрости, их очередь наступает  к 18—30 годам.

Информация о работе Учение о доминанте. Динамический стереотип его формирование значение в учебно-воспитательном процессе