Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:33, контрольная работа
К учению о доминанте принцип общего поля имеет непосредственное отношение, являясь как бы его продолжением. Принцип доминанты был сформулирован Ухтомским в 1926 году как механизм функционирования нервных центров, согласно которому для деятельности нервной системы как единого целого необходимо существование доминантного или господствующего очага возбуждения в ЦНС. В ЦНС в каждый данный момент существует лишь один доминирующий очаг возбуждения, который определяет характер текущей реакции. Доминанта является своеобразным средством общения организма с окружающей средой.
Учение о доминанте. Динамический стереотип его формирование значение в учебно-воспитательном процессе.
К учению о доминанте принцип общего поля имеет непосредственное отношение, являясь как бы его продолжением. Принцип доминанты был сформулирован Ухтомским в 1926 году как механизм функционирования нервных центров, согласно которому для деятельности нервной системы как единого целого необходимо существование доминантного или господствующего очага возбуждения в ЦНС. В ЦНС в каждый данный момент существует лишь один доминирующий очаг возбуждения, который определяет характер текущей реакции. Доминанта является своеобразным средством общения организма с окружающей средой. В естественных условиях существования организма человека и животных в каждый данный момент доминанта может одновременно охватывать системы многих рефлексов. В связи с этим возникают различные доминанты - пищевая, половая, двигательная и др. Например, во время пищевой доминанты очаг возбуждения локализован в пищевом центре, во время двигательной - в двигательном и т. д.
Доминантному очагу присущи следующие основные свойства:
1. Повышенная возбудимость
и лабильность. В этом случае
доминирующие центры могут
2. Стойкость возбуждения.
Стойкое возбуждение
3. Инерция. Доминантный
очаг в большинстве случаев
не сразу оставляет центр, он
может в виде следов
4. Доминанта может тормозиться
и исчезать, но для этого необходимо
возникновение нового более
5. Способность к суммации
возбуждения. Это свойство
6. Способность к
Доминанта лежит в основе координированной деятельности организма, обеспечивая поведения человека и животных в окружающей среде, формирование эмоциональных состояний, реакций внимания, закрепления условных рефлексов и их торможения.
Доминанта имеет большое
значение в практической деятельности
врача. Дело в том, что каждый больной
- это человек с доминантной
болезни, которая подчас усугубляет
течение болезни. Врач должен постоянно
помнить об этом и своим теплым
и внимательным отношением к пациенту
стараться, по - возможности, ее снимать
(слово лечит, слово калечит). Следует
также помнить, что при определенных
условиях физиологическая доминанта
может переходить в патологическую
и вызывать функциональное расстройство
нервной системы. Например, часто
повторяющиеся отрицательные
Динамический стереотип – это система условных и безусловных рефлексов, представляющая собою единый функциональный комплекс. Иначе говоря, динамический стереотип – это относительно устойчивая и продолжительная система временных связей, образующаяся в коре мозга в ответ на осуществление одних и тех же видов деятельности в одно и то же время, в одной и той же последовательности изо дня в день, т.е. это серия автоматических действий или серия условных рефлексов, доведенных до автоматического состояния. ДС может существовать долгое время без какого-либо подкрепления.
Физиологическую основу формирования начального этапа динамического стереотипа составляют условные рефлексы на время. А вот механизмы динамического стереотипа глубоко еще не изучены.
ДС играет важную роль в обучении и воспитании детей. Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры и т.д., то у ребенка вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует у ребенка динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.
Можно считать, что причина
того, что называется перегрузкой
учащихся, имеет функциональную природу
и вызвана не только дозированием
и трудностью учебных заданий, но
и негативным отношением учителей к
динамическому стереотипу, как важнейшей
физиологической основе обучения. Учителям
не всегда удается построить урок
так, чтобы он представлял систему
динамического стереотипа. Если бы
содержание каждого нового урока
органически связывалось с
Упрочение динамического
стереотипа является физиологической
основой склонностей человека, получивших
в психологии обозначение привычек.
Привычки приобретаются человеком
различно, но, как правило, без достаточных
побуждений и часто совершенно стихийно.
Однако по механизму динамического
стереотипа формируются не только такие,
но и целенаправленные привычки. К
их числу можно отнести
Каждая привычка вырабатывается и укрепляется путем тренировки по принципу условного рефлекса. При этом пусковыми сигналами для них служат внешние и внутренние раздражения. Например, мы делаем утреннюю зарядку не только потому, что привыкли к этому, но и потому, что видим спортивные снаряды, которые в нашем сознании связаны с утренней зарядкой. Подкреплением этой привычки служит как сама утренняя зарядка, так и чувство удовлетворения, наступающее после нее.
С физиологической точки зрения навыки представляют собой динамические стереотипы, иными словами, цепи условных рефлексов. Хорошо выработанный навык утрачивает связь со второй сигнальной системой, которая является физиологической основой сознания лишь в том случае, если совершена ошибка, т.е. осуществлено движение, не достигающее нужного результата, появляется ориентировочный рефлекс. Возникающие при этом возбуждения растормаживают заторможенные связи автоматического навыка, и он снова осуществляется под контролем второй сигнальной системы, или, говоря психологическим языком, сознания. Теперь ошибка исправляется и осуществляется нужное условно-рефлекторное движение.
Динамический стереотип человека включает не только большое количество разнообразных двигательных навыков и привычек, но и привычный образ мыслей, убеждений, представлений об окружающих событиях.
Современность требует переделки
привычных взглядов, а случается,
– и прочных убеждений, т.е. создается
ситуация, когда от одного динамического
стереотипа надо переходить к другому.
А это сопряжено с появлением
соответствующих неприятных чувств.
В этом случае наша нервная система
не всегда легко справляется с
жизненной задачей. Трудность заключается
в том, что прежде чем выработать
новое отношение к
И.П.Павлов пришел к выводу, что эмоциональные состояния могут зависеть от того, поддерживается ли динамический стереотип или нет. При поддержании динамического стереотипа обычно проявляются положительные эмоции, а при изменении стереотипа – отрицательные.
Следует отметить, что в
осуществлении сложных
2 . Зубы. Строение, рост, развитие болезней зубов, уход за зубами.
Зубы — образования, состоящие в основном из твердых тканей, предназначены для первичной механической обработки пищи. У человека также участвует в образовании звуков речи, а также являются важной частью широкой улыбки. В норме у человека имеется 28-32 постоянных зубов.
Внутри зуба находится соединительная ткань, пронизанная нервами и кровеносными сосудами (пульпа). Различают молочные и постоянные зубы, из них 8 резцов, 4 клыка , 8 малых коренных (премоляров) и 8-12 больших коренных зубов (моляров). Отсутствие третьих моляров (так называемых «зубов мудрости») является нормой. У детей молочные зубы начинают прорезаться в возрасте от 3 месяцев}. В период от 6 до 12 лет молочные зубы постепенно заменяются постоянными. Молочных зубов всего 20: 8 резцов, 4 клыка и 8 моляров.
Строение зубов.
Части зуба. Каждый зуб (dens) состоит из коронки (corona dentis) — утолщенной части, выступающей из челюстной альвеолы; шейки (cervix dentis) — суженной части, прилежащей к коронке, и корня (radix dentis) — части зуба, лежащей внутри альвеолы челюсти. Корень оканчивается верхушкой корня зуба (apex radicis dentis). Разные в функциональном отношении зубы имеют неодинаковое число корней — от 1 до 3
В стоматологии различают клиническую коронку (corona clinica), под которой понимают участок зуба, выступающий над десной, а также клинический корень (radix clinica) — участок зуба, находящийся в альвеоле. Клиническая коронка с возрастом вследствие атрофии десны увеличивается, а клинический корень уменьшается.
Внутри зуба имеется небольшая
полость зуба (cavitas dentis), форма которой
разная в различных зубах. В коронке
зуба форма ее полости (cavitas coronae) почти
повторяет форму коронки. Далее
она продолжается в корень в виде
канала корня (canalis radicis dentis), который
заканчивается на верхушке корня
отверстием (foramen apices dentis). В зубах
с 2 и 3 корнями имеется, соответственно,
2 или 3 корневых канала и верхушечных
отверстия, но каналы могут ветвиться,
раздваиваться и вновь
Полость зуба заполнена пульпой зуба (pulpa dentis) — рыхлой соединительной тканью особого строения, богатой клеточными элементами, сосудами и нервами. Соответственно частям полости зуба различают пульпу коронки (pulpa coronalis) и пульпу корня (pulpa radicularis).
Общее строение зуба. Твердую основу зуба составляет дентин (dentinum) — вещество, сходное по строению с костью. Дентин определяет форму зуба. Образующий коронку дентин покрыт слоем белой зубной эмали (enamelum), а дентин корня — цементом (cementum). Место соединения эмали коронки и цемента корня приходится на шейку зуба. Возможны 3 вида соединения эмали с цементом:
1) они соединяются встык;
2) они перекрывают друг
друга (эмаль перекрывает
3) эмаль не доходит
до края цемента и между
ними остается открытый
Эмаль неповрежденных зубов покрыта прочной, лишенной извести кутикулой эмали (cuticula enameli).
Дентин является первичной тканью зубов. По структуре он сходен с грубоволокнистой костью и отличается от нее отсутствием клеток и большей твердостью. Дентин состоит из отростков клеток — одонтобластов, которые находятся в периферическом слое пульпы зуба, и окружающего их основного вещества. В нем имеется очень много дентинных трубочек (tubuli dentinales), в которых проходят отростки одонтобластов. В 1 мм3 дентина насчитывается до 75 000 дентинных трубочек. В дентине коронки вблизи пульпы трубочек больше, чем в корне. Число дентинных трубочек неодинаково в различных зубах: в резцах их в 1,5 раза больше, чем в молярах.
Рост зубов.
Первые два зуба прорезываются на нижней челюсти малыша к 5—7 месяцам.
В основном это происходит безболезненно. К 8— 9 месяцам появляются средние верхние резцы, к 10 месяцам — боковые верхние резцы, в год — нижние боковые резцы, с 14 до 16 месяцев — первые малые верхние коренные зубы, затем нижние. На этих зубах имеются выступы, поэтому их появление нелегкое и даже болезненное.
С 18 до 24 месяцев — 4 клыка, с 24 до 30 месяцев — 4 последних малых коренных зуба. Всего молочных зубов — 20.
Отклонения в «графике» появления зубов никак не отразятся на красоте и здоровье будущих зубов.
Молочные зубы остаются у детей примерно до 6 лет. К этому возрасту появляются 4 коренных зуба — первые «настоящие» зубы. Они чрезвычайно хрупкие, требуют осторожного ухода.
С 6 до 10—11 лет молочные зубы выпадают и заменяются на коренные в том порядке, в котором вырастали.
К 12 годам появляются 4 новых коренных зуба, а затем 4 последних зуба мудрости, их очередь наступает к 18—30 годам.