Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:22, контрольная работа
Умственное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее, чем в более поздние возрастные этапы, поэтому педагогические ошибки, допущенные в период дошкольного детства, трудно исправляются в старшем возрасте и отрицательно сказываются на дельнейшем развитии ребенка. Если не создать условий для развития умственных способностей, то мышление человека окажется ограниченным узкими рамками, не сформируются интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно, выходить за пределы конкретной практической задачи.
Глава 1. Умственное и сенсорное воспитание детей дошкольного возраста, основные подходы к проблеме……………………………………..6
1.1. Умственное воспитание детей дошкольного возраста…………………6
1.2.Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста………………….12
1.3. Педагогические условия и принципы умственного воспитания дошкольников…………………………………………………………………. 26
1.4. Средства умственного воспитания ……………………………………..27
Глава 2. Выявление уровня умственного воспитания и разработка перспективного плана по умственному развитию детей………………….32
2.1. Выявление уровня умственного развития детей младшего дошкольного возраста…...…………………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………..……34
Список литературы………………………………………………………..…..37
Приложение 1.
В жизнь ребенка рано входят как важнейшие средства умственного развития предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства и т. п.
В последние годы все активнее в качестве средств умственного воспитания стали использоваться произведения национальной культуры: народные песни, танцы, фольклор, утварь, костюмы и одежда, украшения; народные традиции, обычаи, праздники. Познавательное содержание национальной культуры очень велико. На конкретном материале у детей формируются первоначальные исторические представления о жизни и быте народа, о его национальных чертах, о ремеслах и т. п.
За рубежом,
а в последние годы и в нашей
стране как комплексное средство
умственного воспитания детей используются
музеи (краеведческие, художественные,
исторические). Многие музеи организуют
на своей базе студии, кружки для детей
дошкольного и младшего школьного возраста,
развертывают специальные экспозиции.
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА ПО УМСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ.
2.1. Выявление уровня умственного развития детей младшего дошкольного возраста.
Предметный мир. Младший дошкольный возраст.
Выявляется умение ориентироваться в предметах ближайшего окружения, различать близкие предметы (видовые понятия), использовать их по назначению.
«Мишкин чемодан» В ходе игры с ребенком из чемодана игрового персонажа по очереди появляются картинки с изображениями 8 – 10 сходных предметов.
Взрослый
спрашивает: «Что это?» «Как называется
это предмет? Как ты узнал, что это чулки?
А Мишка думает, что это колготки. Почему
он не прав?». Для удобства анализа полученных
результатов целесообразно воспользоваться
ниже приведенной таблицей, где фиксируются
правильность названия предмета ребенком,
а также признаки предмета.[1. с.81]
Название предмета | Назвал его правильно | Назвал неправильно (как) | Не
смог назвать |
Не
Может Объяснить, Как узнал |
Не
Существенные признаки |
Существенные и не существенные признаки | Существенные признаки |
Чашка | |||||||
Стакан | |||||||
Кружка | |||||||
Чулки | |||||||
Гольфы | |||||||
Носки | |||||||
Кастрюля | |||||||
Сковорода | |||||||
Плащ | |||||||
Пальто | |||||||
Шуба | |||||||
Брюки | |||||||
Рейтузы | |||||||
Шорты | |||||||
Свитер | |||||||
Кофта | |||||||
Рубашка | |||||||
Кровать | |||||||
Диван и др. |
Нарисовать предметные картинки с изображением названных предметов.
Оценка компетентности ребенка в предметном мире осуществляется в зависимости от возраста по следующим параметрам.
Младший дошкольный возраст:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.
Умственное воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т. п.
На протяжении дошкольных лет ребенок, посещающий детский сад, овладевает двумя категориями знаний. Первую категорию составляют те знания, которые он усваивает без специального обучения, в повседневной жизни, общаясь со взрослыми, сверстниками, в процессе игр, наблюдений. Они нередко хаотичны, бессистемны, случайны, а порой и искаженно отражают действительность. Более сложные знания, относящиеся ко второй категории, могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях. На занятиях уточняются, систематизируются, обобщаются знания, которые дети приобретают самостоятельно.
Исследования А. В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова, П. Г. Саморуковой и др. выявили, что наиболее высокого уровня умственного развития можно добиться в том случае, если давать детям не разрозненные сведения, а систематизированный круг знаний, отражающих существенные связи и зависимости в той или иной области действительности (связь между ростом растений и условиями их существования и др.).
Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей.
Итак, в процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются и уточняются уже сформированные представивши детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитании заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д.
Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.
Усвоение систематизированных знаний развивает у ребенка умение вычленять основные стороны действительности и увязывать их в целостные знания о мире, создает важные предпосылки для овладения такими формами теоретического мышления, которые особенно ценны при современных требованиях к обучению в начальной школе.
В жизнь ребенка рано входят как важнейшие средства умственного развития предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства и т. п.
Приобщение детей к культуре, ознакомление с произведениями искусства, восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии требуют осознания, осмысления, что невозможно без участия воображения, мышления, памяти. Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия - предпосылка для формирования оценочных суждений, в которых проявляются наблюдательность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления.
Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретении привычки к здоровому образу жизни.
В последние годы все активнее в качестве средств умственного воспитания стали использоваться произведения национальной культуры: народные песни, танцы, фольклор, утварь, костюмы и одежда, украшения; народные традиции, обычаи, праздники. Познавательное содержание национальной культуры очень велико. На конкретном материале у детей формируются первоначальные исторические представления о жизни и быте народа, о его национальных чертах, о ремеслах и т. п.
За рубежом,
а в последние годы и в нашей
стране как комплексное средство умственного
воспитания детей используются музеи
(краеведческие, художественные, исторические).
Многие музеи организуют на своей базе
студии, кружки для детей дошкольного
и младшего школьного возраста, развертывают
специальные экспозиции
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Умственное воспитание детей дошкольного возраста