Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:53, курсовая работа
Дошкольное образовательное учреждение – это тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов.
1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…………………………………………
2. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА……………………………………..
3. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ УЧАСТИЯ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА В УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ……………………..
4. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ……………………..
5. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………………………………………….
5.1. Коллективный договор ДОУ: содержание, порядок заключения и исполнения………………………………………………………………..
5.2. Порядок заключения трудового договора, изменения, прекращения (расторжения) трудового договора………………………
6. ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………………………..
7. ВОПРОСЫ ДИСЦИПЛИНЫ ТРУДА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………...
8. ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРАВИЛА И НОРМЫ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ…………...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ…………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...
План
1. Правовое
положение трудового |
3 |
2. Основные
документы, определяющие |
6 |
3. Принципы
и формы участия трудового
коллектива в управлении |
8 |
4. Основные
правила внутреннего трудового
распорядка в дошкольном |
11 |
5. Основные
виды договоров и соглашений
в дошкольном учреждении………………… |
16 |
5.1. Коллективный договор
ДОУ: содержание, порядок заключения и исполнения…………………………………………………… |
16 |
5.2. Порядок заключения
трудового договора, изменения, прекращения
(расторжения) трудового |
17 |
6. Документы,
необходимые для оформления |
22 |
7. Вопросы дисциплины труда в дошкольном учреждении, современные формы и методы по укреплению трудовой дисциплины…………………………... |
24 |
8. Вопросы
охраны труда работников |
27 |
Практико-ориентированные задания………………………… |
31 |
Список использованных источников………………………... |
37 |
1. Правовое
положение трудового
Дошкольное образование, в силу своих содержательных свойств, обладает определенной спецификой, которую следует учитывать при решении задач, связанных с его реформированием.
Дошкольное образовательное
учреждение – это тип образовательного
учреждения, реализующего основную общеобразовательную
программу дошкольного
Задачами дошкольного учреждения является всемерное удовлетворение потребностей семьи и общества в уходе за детьми, их гармоничном развитии и воспитании.
Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.
Система дошкольного образования включает в себя:
- участников образовательного
процесса при реализации
- образовательную программу дошкольного образования;
- учреждения дошкольного образования;
- иные учреждения образования,
реализующие образовательную
- иные организации,
которым в соответствии с
- индивидуальных
- государственные организации
образования, обеспечивающие
- республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере дошкольного образования [3].
Под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований.
Научное управление дошкольным
учреждением базируется на знании и
использовании объективных
В дошкольных учреждениях характер взаимоотношений между элементами системы управления осуществляется между коллективами – «взрослые – взрослые», «взрослые – дети». Конечной целью такого взаимодействия является развитие личности ребенка, которое и определяет специфику управления.
13.01.2011 Президентом Республики
Беларусь был подписан Кодекс
Республики Беларусь об
Этот законодательный акт, имеющий статус закона, является первым в Республике Беларусь кодифицированным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в области образования.
В данный период приводятся в соответствие с Кодексом об образовании и другие акты законодательства, закрепляющие порядок и правила осуществления деятельности в области образования, а также принимаются новые нормативные правовые акты в этой сфере регулирования общественных отношений во исполнение норм названного кодекса.
В главе 6 Кодекса об образовании (ст.50-54) закреплены нормы, устанавливающие правовой статус педагогических работников и иных работников учреждений образования.
Педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, осуществляют научно-методическое обеспечение образования и (или) осуществляют руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений).
Педагогическую деятельность могут осуществлять только физические лица на основании трудового или гражданско-правового договора, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Порядок назначения (освобождения) на должности педагогических работников определяется Кодексом об образовании и иными актами законодательства.
Учреждение дошкольного образования является юридическим лицом, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности.
Учреждение дошкольного образования может быть государственным и частным [3].
Создание, реорганизация
и ликвидация учреждения дошкольного
образования осуществляются в порядке,
установленном
Основные направления деятельности дошкольных учреждений любого типа: защита ребенка от всех форм физического и психического насилия; удовлетворение потребности в эмоциональном общении; обеспечение развития творческих способностей и интересов; получение квалифицированной помощи в коррекции возможных недостатков развития; обеспечение права ребенка на свободу развития в соответствии с индивидуальными особенностями.
Каждое дошкольное учреждение может стать самостоятельным и действовать на основании собственного устава. Педагогический коллектив может выбрать приоритетное направление своей работы, т. е. основные услуги, а в соответствии с потребностями родителей и своими реальными возможностями (в частности, кадровым потенциалом) – организовать дополнительные услуги.
2. Основные
документы, определяющие
Нормативно-правовое обеспечение – это совокупность документов инструктивно-методического, распорядительного, программно-целевого характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации и утвержденные в установленном порядке компетентным органом или руководством учреждения.
Основные задачи нормативно-правового обеспечения:
- правовое регулирование
трудовых отношений, складывающ
- защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.
Примерный состав таких документов приведен в таблице 1.
Таблица 1
Примерный состав документов, определяющих или влияющих на трудовые отношения в образовательном учреждении
Уровень |
Наименование документов |
Международный |
Декларация прав ребенка, материалы ООН и др. |
Государственный |
Конституция, Трудовой кодекс, Указы и поручения Президента, документы, отражающие изменения в действующем законодательстве (например: в части государственных требований в сфере дошкольного образования) и др. |
Отраслевой |
Организационно- |
Областной |
Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти областного самоуправления |
Районный |
Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти районного самоуправления |
Учреждения |
Устав, коллективный договор, трудовой распорядок, штатное расписание, приказы, положения, распоряжения и т.п. |
Рабочего места |
Должностная инструкция, трудовое соглашение и др. |
Основными документами, определяющими основные положения трудового права работников дошкольного учреждения являются Гражданский кодекс, Трудовой кодекс Республики Беларусь, Кодекс об образовании и Положение об учреждении дошкольного образования.
Гражданский кодекс определяет правовые основы деятельности юридических лиц и ее документирования, например содержит требования к содержанию устава и учредительного договора.
Трудовой кодекс Республики Беларусь используется руководителями дошкольного образовательного учреждения при составлении документов по личному составу: приказов, должностных инструкций, трудовых книжек. Неправильное оформление документов по личному составу сопряжено с возникновением конфликтов, рассмотрением исков в суде. В связи с этим особо важное значение имеет учет норм законов о труде при составлении приказов о назначении кадров, об увольнении, об административных взысканиях [12].
Законы об образовании
предусматривают выбор
Положение об учреждении
дошкольного образования
- задачи и функции
учреждения дошкольного
- права и обязанности
учреждения дошкольного
- структуру учреждения дошкольного образования;
- прием лиц в учреждение дошкольного образования;
- особенности организации
образовательного процесса в
учреждении дошкольного
- требования к управлению
учреждением дошкольного
При разработке устава дошкольного образовательного учреждения руководитель основывается на требованиях «Положения» к организации деятельности учреждения, к комплектованию, на требованиях к участникам образовательного процесса, к управлению, к имуществу и средствам финансово-хозяйственной деятельности, к реорганизации и ликвидации [7].
Свою работу образовательные учреждения, осуществляющие внедрение государственных требований в подготовку кадрового обеспечения, строят в соответствии с нормативными документами, регулирующими деятельность ДОУ.
3. Принципы и формы участия трудового коллектива в управлении дошкольным учреждением
Дошкольное учреждение
имеет управляемую и