Управление развитием образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:50, аттестационная работа

Описание

Главными направлениями и задачами инновационного менеджмента следует считать: разработку и осуществление единой инновационной политики; определение системы стратегий, проектов, программ; ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности; подготовку и обучение персонала; формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды.

Работа состоит из  1 файл

для аттестационки.docx

— 85.85 Кб (Скачать документ)

Управление инновационной  деятельностью - процесс сложный, многофункциональный, включающий разнообразную совокупность действий, среди которых: постановка стратегических и тактических целей, анализ внешней среды с учетом неопределенности и риска, анализ инфраструктуры и возможностей учреждения, диагностика  реально сложившейся ситуации, прогнозирование  будущего состояния учреждения, поиск  источников творческих идей и их финансирования, формирование инновационного портфеля, стратегическое и оперативное планирование, управление научными и методическими  разработками, совершенствование организационных  структур, анализ и оценка эффективности инноваций, разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга, диверсификации и управление рисками и др.

Но главными направлениями  и задачами инновационного менеджмента, на наш взгляд, следует считать: разработку и осуществление единой инновационной  политики; определение системы стратегий, проектов, программ; ресурсное обеспечение  и контроль за ходом инновационной деятельности; подготовку и обучение персонала; формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды. Управление инновационными процессами многова¬риантно, предполагает сочета¬ние стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповтори¬мость способов действия, исходя из конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть не мо¬жет. Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в развитии организации.

Ученые считают (Т.И.Шамова, М.М.Поташник, Н.П.Капустин и др.), что  управление инновационным процессом  в контексте целостного развития школы должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

• работу с педагогическими  кадрами, направленную на создание предпосылок  для инновационно-педагогической деятельности; • работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям; • работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе; • совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов; • осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов; • осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности; • осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный  и длительный процесс, конструирование  которого неизбежно приобретает  стратегический характер и требует  разработки соответствующей стратегии  управления.

Выбор инновационной стратегии  — одна из важнейших проблем управления нововведениями. Ре¬зультаты многочисленных исследований подтверждают, что стратегии нововведений, выбираемые организацией, лежат в основе успеха ее деятельности.

Инновационная стратегия  — целенаправленная деятель¬ность по определению важнейших направлений, выбору приоритетов, перспектив развития организации и выработ¬ке требуемого для их достижения комплекса мероприятий. Она детерминирована политикой государства в области образования, социальным заказом, региональными и местными особенностями и может меняться в зависимости от состояния образовательной системы и социума (С. А. Репин).

В стратегии преобразований образовательного пространства излагаются общие установки, в которых находят  отражение концептуальные подходы  к управлению развитием образовательной  системы. Поташник М.М., Лазарев В.С. выделяют следующие основные группы стратегий развития школы: Стратегию  локальных изменений, предполагающую улучшение, обновление отдельных участков жизнедеятельности школы, достижение частных результатов (например, освоение новых методик преподавания по отдельным  предметам).

Стратегию модульных изменений, которая ориентирует на осуществление  нескольких комплексных изменений. Совокупность изменений образует модуль, в котором может возникать  необходимость координации действий многих исполнителей. Данная стратегия  охватывает многие участки жизнедеятельности  школы, следовательно, вовлекает в  инновационный процесс значительную часть педагогического коллектива, усложняет управление, требует большей  ресурсообеспеченности (кадровой, материальной, информационной), чем предыдущая.

Стратегию системных изменений, которая предусматривает «полную  реконструкцию ОУ, затрагивает все  компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологии и т. д.), все  структуры, связи, звенья, участки». Она осуществляется либо при изменении статуса школы, либо как путь радикального обновления школы, находящейся в состоянии глубокого кризиса, стагнации. Позволяет осуществить глубокие изменения, целостную систему преобразований, упорядочить инновационный процесс в масштабе всей школы, вовлечь в системные изменения весь педагогический коллектив.

Чем более мощным стратегическим и системным ресурсом обладает инновация, тем труднее учесть ее последствия  в управлении ОУ. Ведь инновационный  процесс – это процесс вероятностный, а поэтому характеризующийся повышенной непределенностью и рисками, неприменимостью жесткого целеполагания, низкой предсказуемостью результатов и, следовательно, проблематичной и вероятностной отдачей. Данные свойства важно учитывать в управлении.

Эффективное управление инновационным  процессом реализуется через  инновационный механизм. Инновационный  механизм - совокупность организационных, управленческих, финансово-экономических, правовых, информационных, технических  и морально-психологических факторов (их взаимосвязь и взаимодействие), способствующих успешному осуществлению  инновационной деятельности и повышению  эффективности ее результатов.

Элементы (составляющие) инновационного механизма: инновационное законодательство; организационные формы инновационных  отношений; методы управления, финансирования и оценки эффективности результатов  инноваций; морально-психологические  методы воздействия на инновационную  активность; меры информационно-технологического оснащения инновационного процесса и др.

Противоречивость и разнонаправленность  инновационных процессов в реальных условиях внутришкольного управления обусловливают необходимость их упорядочения. Оптимальным способом упорядочения инновационной деятельности является программно-целевое управление развивающейся школой.

Программно-целевое управление осуществляется как реализация целевых  программ развития школы. Программа  развития школы является «средством интеграции усилий всех субъектов инновационной  деятельности и направлена на качественное обновление жизнедеятельности школы  как целостной педагогической системы» (Л. В. Шмелькова).

В процессе перевода образовательного учреждения в режим развития выделяют следующие этапы:

  1. Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований одним из членов административной команды образовательного учреждения, т.е. наличие своего рода «идейного вдохновителя» и «генератора» будущих идей.
  2. Формирование команды, подразумевающей не столько административную (менеджерскую) команду, что само по себе является непременным и необходимым условием, сколько идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации.
  3. Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности учителей к инновационной деятельности.
  4. Проблемный анализ школы, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы своего ОУ.
  5. Выработка проектной идеи развития школы. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости конкретной школы и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса.
  6. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы ее реализации.
  7. Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:

• разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных  подразделений управляющей системы; • определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных  потенциалов школы, семьи и социальной среды; • разработка научно-методического  обеспечения инновационного процесса; • подготовка подразделений структуры  управления инновационным процессом  к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной  деятельности, учащихся и их родителей  к участию в инновационном  процессе; • обновление структуры  внутришкольного управления; создание инновационного совета школы, инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей; • обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса; • внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций; • реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей; • осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества; • внедрение методики экспертизы инноваций; • разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности; • внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в школе; • введение дополнительных образовательных услуг. (9, с. 184)

Важнейшим аспектом управления, определяющим эффективность инновационной  деятельности в школе, является организация  работы субъектов инновационного процесса. Субъекты инновационного процесса - лица, органы, организации, вовлеченные в  процесс обновления школы.

Каждый субъект системы  управления осуществляет весь функциональный цикл самоуправления: самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование (проектирование и конструирование своей деятельности), самоорганизацию, самоконтроль, самокоррекцию.

Т. И. Шамова указывает, что  педагогический коллектив, вступающий в инновационный процесс, как  правило, проходит следующие стадии: робость - кликушество - стабилизация - сотрудничество-зрелость.

Стадия «инновационной робости» характеризуется настороженным  отношением к новому, неуверенностью в целесообразности и успешности его внедрения в практику своей  работы. Члены коллектива сдержанны  в оценках инновации, не обладают необходимой для данной инновационной  деятельности компетентностью.

Стадия «инновационного  кликушества» связана с первыми  успехами в освоении нового. Для  неё характерны стремление быстрей  заявить о своих достижениях, неглубокий анализ, поверхностные оценки, преобладание формальной новизны, чрезмерное увлечение внешними проявлениями инновационной  деятельности. Качество инновационных  проектов при их тиражировании, многократном воспроизведении на этой стадии снижается.

На стадии «инновационной стабилизации» новое глубоко  осмысливается, интериоризируется, многократное воспроизведение приводит не к снижению, а к повышению качества. Стадия «инновационного сотрудничества» в педагогическом коллективе - это стадия, на которой в школе складывается особая инновационная среда, включающая единое информационно-педагогическое пространство, благоприятный социально-психологический климат, систему управленческой поддержки и стимулирования инновационной деятельности педагогов и т. д. На этой стадии в целенаправленный поиск и освоение нового включается весь педагогический коллектив школы, инновационный процесс охватывает родителей, представителей общественности.

Стадия «инновационной зрелости»  коллектива - это стадия, на которой  в школе сформирована инновационная  среда. Непрерывно протекающий инновационный  процесс обеспечивает постоянное развитие школы, совершенствование осуществляемого  в ней учебно-воспитательного  процесса. Педагогический коллектив, достигший  инновационной зрелости, обладает высокой  адаптивностью, способностью к групповой  самоорганизации и саморегуляции.

Чтобы успешно управлять  инновационными процессами, необходимо осуществить переход от работы с  однородными коллективами к работе с разнофункциональными коллективами; переход от диффузного, точечного типа изменений в практике к системному проектированию преобразовательных процессов относительно целостного участка практики; переход от субъект-объектного типа отношений внутри коллектива (распределение и закрепление функций целеполагания, проектирования только за администрацией, а исполнение - только за педагогами) к субъект-субъектному, предполагающему совместное целеполагание и проектирование преобразовательных действий, реализацию и рефлексию осуществленной деятельности. (Сидоров В.С.)

Нововведенческие мероприятия должны быть неотъемлемой частью обыч¬ной, нормальной работы. Для этого инновационная деятельность требует создания творческой атмосферы в коллективе. Нельзя вынудить работать на самом высоком уровне. Хорошо выполненная работа — это чисто добровольный вклад, который возможен лишь тогда, когда сотрудник ощущает заботу о себе, чув¬ствует себя совладельцем организации. В результате неосязаемое (доверие, забота, внимание) дает вполне осязаемые результаты — качество, эффективность работы, развитие организации.

Информация о работе Управление развитием образовательного учреждения