Вальдорфская педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:00, контрольная работа

Описание

Одной из альтернативных педагогик, существующих с первой четверти XX века, представляющих собой педагогику свободного воспитания, стала вальдорфская педагогика Вальдорфская педагогика — это целая система взглядов на воспитание и образование ребенка от 0 до 17 лет. Да и фигура ее основателя Рудольфа Штайнера, философа, создателя антропософской духовной науки, которая и является научной основой педагогики, слишком сложна, чтобы не вызывать разногласий.
Вальдорфская педагогика основана на уважении к детству, на утверждении ценности каждого возраста, а детства в особенности. Ребенок — это не недозревший взрослый, это существо самостоятельное, у него свои задачи развития. От рождения он приносит с собой две особенности: способность к подражанию и огромную силу воли. Воля ребенка — это склонность к действию. Он хочет узнавать, действуя.

Работа состоит из  1 файл

вальдорфская педагогика2.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

      План

 

       Введение

      Одной из альтернативных педагогик, существующих с первой четверти XX века, представляющих собой педагогику свободного воспитания, стала вальдорфская педагогика Вальдорфская педагогика — это целая система взглядов на воспитание и образование ребенка от 0 до 17 лет. Да и фигура ее основателя Рудольфа Штайнера, философа, создателя антропософской духовной науки, которая и является научной основой педагогики, слишком сложна, чтобы не вызывать разногласий.

      Вальдорфская педагогика основана на уважении к детству, на утверждении ценности каждого возраста, а детства в особенности. Ребенок — это не недозревший взрослый, это существо самостоятельное, у него свои задачи развития. От рождения он приносит с собой две особенности: способность к подражанию и огромную силу воли. Воля ребенка — это склонность к действию. Он хочет узнавать, действуя.

      Вальдорфская педагогика, занимая глубоко нравственную, гуманистическую позицию, утверждает, что ребенок сам в процессе воспитания и обучения проходит все стадии развития человечества. Не надо ускорять этот период, искусственно стимулируя интеллект.

      Силы и способности души ребенка в таком возрасте еще только формируются. Физическое развитие тесно связано с душевно-духовным. Следовательно, развивать в ребенке надо воображение, память, двигательную активность, творческие способности, чувство красоты, а не только интеллект.

      Вальдорфская педагогика против столь модного сейчас опережающего дошкольного образования. Она выступает за целостное, плавное, естественное развитие ребенка. Раннее развитие только интеллекта — лишь одной составляющей цельной личности — может нарушить равновесие, привести к одностороннему развитию ребенка и даже к болезням.

      Глава I. Теоретические основы вальдорфской

      педагогики

      1.1. Понятие и сущность вальдорфской педагогики

      Вальдорфское движение зародилось в первой четверти прошлого века. Австрийский мыслитель Рудольф Штайнер (1861 —1925) на базе созданной им науки антропософии (от греч. слов anthropos — человек и sophia — мудрость) разработал новую систему образования. Было это в Германии в годы кризиса после Первой мировой войны, когда многие объявили Назрела необходимость «человека-машину», «человека толпы» сменить яркой, свободной, творческой личностью с сильной волей и развитой жизнью чувств. Думается, что и сейчас не найдется таких родителей, которым не хотелось бы видеть в своем ребенке эти задатки.

      Первая  школа по методике Штайнера была открыта в Германии в 1919 году для детей рабочих фабрики «Вальдорф-Астория», поэтому систему взглядов ученого называют иногда вальдорфской педагогикой, а иногда по имени основателя — штайнеровской.

      Первый  детский сад, в котором были реализованы  принципы вальдорфской педагогики, открылся в 1925 году по инициативе Элизабет фон Грюнелиус, которая преобразовала указания Штайнера в методическую и практическую деятельность. В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х – начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в 1987 г. был создан домашний детский сад. А в 1991 г. в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые школы

      На главный вопрос о том, чем определяется существо человека, вальдорфская педагогика отвечает так: конечно, человек наследует многие качества, безусловно, среда оказывает огромное влияние на человека, но есть еще одна важная сторона человеческого существа — «человеческая индивидуальность», некая «божественная загадка». Эта духовная индивидуальность человека — центр человеческой свободы и творчества.

      Согласно этому определению, можно отнести антропософию к религии, но сами педагоги и методисты говорят, что в основе их педагогики лежит наука. Целью штайнеровской педагогики является воспитание свободных, способных и творчески мыслящих людей. Она отвергает попытки воспитания детей для целей какой бы то ни было идеологии или господствующей в данный момент мировоззренческой системы. Задача педагогов воспитать порядочных людей, независимо от того, каким будет общество и государственное устройство, при которых будут жить и работать сегодняшние дети.

      Вальдорфскую педагогику сами ее последователи называют гуманистической, потому что она считает главным условием воспитания знание человеческой природы и законов развития детского организма. Основное ее требование — это целостный взгляд на человека и его развитие. Тройная совокупность человека: тело, душа, дух — должна учитываться воспитателем. Бережное и правильное воспитание должно помочь раскрыться этому духовному «я» человека1.

      В развитии ребенка Р. Штайнер выделяет три приблизительно семилетних периода.

      «Мир добр». Именно таким должен раскрыться мир перед ребенком от 0 до 7 лет. Ребенок этого возраста учится с помощью подражания, а воспитывается путем примера. В этот период у него формируется прежде всего воля.

      «Мир прекрасен». Второй период длится примерно с 7 до 14 лет. Это период, когда ребенок учится с помощью предметно-образной деятельности. В этом возрасте у него развивается эмоциональная жизнь, чувства.

      «Мир истинен». В период с 14 до 21 года юному человеку должно открыться понимание мира под девизом «Мир истинен». Именно в этом возрасте у него формируется абстрактное мышление.

      Святая святых вальдорфской педагогики — знание закономерностей роста ребенка и соответствие воспитания и образования возрастным особенностям2.

      1.2. Специфика работы вальдорфского детского сада

      Сторонники  вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое. Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

    • создание атмосферы, благоприятной развитию;
    • воспитание через подражание и пример;
    • культивирование многообразных форм игровой деятельности;
    • создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
    • организация здорового ритма жизни группы;
    • занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия)

      Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы»  работы детского сада или методическими  «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения» В рамках короткой статьи мы сможем остановиться только на некоторых принципах работы вальдорфского детского сада.

      Создание  благоприятной атмосферы

      Еще в 1907 году Р. Штайнер высказал мысль, что основным фактором развития маленького ребенка является любовь к нему окружающих взрослых: «Любовь матери, как наседка, высиживает правильное формирование органов ребенка». Эта любовь должна быть искренней, не вынужденной. Ребенок чувствителен «к выражению лиц окружающих взрослых». Он, не может дистанцироваться от окружения, воздействия которого проникают очень глубоко, вплоть до влияния на обмен веществ и формирования психосоматической основы личности. Таким образом, «атмосфера любви» является условием здорового развития – физического, эмоционального, интеллектуального и личностного. Неблагоприятные воздействия этого жизненного периода сказываются, по Штайнеру, много позже, в виде предрасположенности к тем или иным заболеваниям у взрослого человека. Поэтому первая задача вальдорфского детского сада – создание благоприятной атмосферы, в которой ребенок будет чувствовать себя хорошо. Главный фактор здесь – личность воспитателя, который должен установить доверительные отношения со своими питомцами. Самовоспитание воспитателя – моральная основа дошкольной вальдорфской педагогики. От личности педагога, от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое. Воспитатель должен следить за собой, не давать жизненным проблемам или каким-то привычкам негативно влиять на атмосферу в группе, на отношение к детям. Для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы также важны организация пространства и художественное оформление помещения.

      Как учится маленький  ребенок?

      Хотя  вальдорфская педагогика и выступает против раннего целенаправленного обучения (например чтению и счету), это не значит, что ребенок в вальдорфском детском саду «ничему не учится». Напротив, вальдорфские педагоги утверждают, что именно в период раннего детства малыши учатся наиболее интенсивно. До 3-4 лет маленький человек усваивает огромное количество разнообразного опыта, знаний и умений. Но делает он это не как взрослые или школьники на уроках, а так, как это свойственно именно ребенку-дошкольнику – учится всей своей жизнью. Взаимодействуя с родителями, общаясь со сверстниками, наблюдая, переживая, играя, одеваясь, осваивая предметы домашнего обихода, слушая сказку, раскачиваясь на качелях и т.д. - ребенок все время учится. Процессы жизни и процессы учения для малыша тесно связаны друг с другом. Р. Штайнер пишет об этом так: "Существуют два ключевых слова, раскрывающие нам суть отношения маленького ребенка к своему окружению: это подражание и пример". Через подражание ребенок учится прямостоянию и речи. В прежние века ребенок через подражание, т.е. через непосредственное участие в жизни взрослых, учился вообще всему, что ему было необходимо в жизни. Происходит это так: дитя душевно отдается всему, что он воспринимает в своем окружении, чтобы затем воспроизвести это в действии. Восприятие, душевная отдача и деятельность воли образуют единство, которое исчезает лишь в дальнейшем, когда в основу поступка ляжет решение.

      От  мысли к действию

      Из  понимания роли подражания в развитии маленького ребенка вытекает важный педагогический принцип: "Все, чего мы хотим достичь в воспитании - мы должны постоянно переводить из области мыслей и идей в область поступков и действий. Из этого получается вся методика ведения детского сада3" - писала основатель первого вальдорфского детского сада Э. Грюнелиус. Это значит, что ребенку в детском саду должны предлагаться, по возможности, самые разнообразные виды деятельности, подражание которым будет способствовать творчеству, развитию ловкости, умений, сноровки. Это рукоделие — прядение, шитье, ткачество на сделанных самими же детьми маленьких ткацких рамках, покраска шерсти и тканей. Дети участвуют в уходе за садом, в обмолоте зерна, помоле и выпечке хлеба, работают молотком, убирают группу и т.д. Вся эта деятельность никогда не является самоцелью, но вплетена в повседневную жизнь группы: например, кукол мастерят для кукольного спектакля; ткацкие рамки - для того, чтобы на них соткать коврик для кукольного домика. Для различных торжеств создают антураж, например, фонарики для осеннего праздника фонариков или печенье на Рождество и т.д. Вальдорфские педагоги стараются избегать искусственно сконструированных дидактических материалов, считая, что сама жизнь предлагает богатейшие возможности развития. Например, когда ребенок своими руками пытается спрясть нить для коврика из теплой, живой шерсти, то в этой работе задействованы и тонкая моторика и осязательная активность его пальцев. Но кроме этого ребенок понимает общий смысл своей работы, то, ради чего эта деятельность происходит (коврик для кукольного домика). Таким образом ребенок не просто делает упражнения для пальцев, а занимается осмысленным и полезным делом. Такая методика работы благоприятно сказывается на развитии мышления ребенка и его взаимодействии с миром. На этом примере видно, как в одном конкретном действии – прядении нити из шерсти - сочетаются несколько линий развития – сенсорное, моторное, эмоциональное и интеллектуальное. Такое соединение - важнейший аспект методологии вальдорфской дошкольной педагогики. При этом следует подчеркнуть, что от детей не требуют подражания или участия в деятельности. Сторонний наблюдатель может вообще не заметить какой-либо организации жизни в группе. Кажется, что воспитательница не делает ничего особенного, а все происходит как бы само собой. Но это – лишь внешнее впечатление, свидетельствующее о высоком мастерстве педагога. За кажущейся простотой и естественностью стоит огромная внешняя и внутренняя работа, и конечно опыт. Воспитательница просто начинает заниматься каким-то делом , полагаясь на естественное любопытство и подражательный инстинкт детей. И она редко остается одна дольше минуты. Цель методического процесса состоит в продуманном, по содержанию и спланированном по времени, создании возможностей, которые, однако, оставляют простор для индивидуального участие ребенка в зависимости от его возраста, возможностей и личного своеобразия. Таким образом, достигается естественная индивидуализация педагогического процесса,  каждый ребенок участвует в предлагаемой деятельности по-своему, в соответствии с личными особенностями и возможностями.

      Ритм  – источник гармонии

      Организация здорового ритма жизни группы, повторяющегося ежедневно, непременное условие гармоничного развития. Согласно теории Р. Штайнера «ритм является носителем здоровья». Ритм дня составляют чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» - свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, - сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку. Чередующиеся занятия образуют недельный ритм: в определенный день недели дети рисуют акварельными красками, в другой - занимаются эвритмией, в третий - их ждет кукольный спектакль. Пятница – день генеральной уборки. Дети привыкают и знают заранее, что их сегодня ждет в группе. - Одновременно с проживанием ритма года дети узнают истоки своей национальной культуры. Этому способствует повседневная жизнь вальдорфской группы, и праздники, отмечаемые в духе народных традиций. Эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. Дети не готовят никаких выступлений специально для показа. На любом торжестве они просто живут в праздничном действии.

      Многообразие  игр

      Вальдорфский  детский сад можно назвать  поистине детским садом игры. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Игре невозможно задать рамки «программы»: каждый день на такую «свободную игру» отводится 1,5 – 2 утренних часа. Во время «свободной игры» дети сами, по возможности без воспитателя играют. Содержание игры определяется самими детьми и иногда бывает совершенно неожиданным. Игра по заранее разработанной программе, по убеждению вальдорфских педагогов, теряет основной смысл и перестает быть игрой в подлинном смысле этого слова.

      Организация пространства

      Для того, чтобы свободная игра могла развернуться полноценно, надо создать, во-первых, надлежащие внешние условия, -- организовать особое игровое пространство и выделить время.. Во-вторых, практические занятия должны давать детям как можно больше импульсов для активных и содержательных игр, зачастую подражающих деятельности и жизни взрослых. Важно создать среду с разнообразным игровым материалом. В оборудовании игровой части группы вальфдорского детского сада присутствуют деревянные ширмы с полочкой по середине. Благодаря этим ширмам, высотой не превышающих рост детей, ребята могут делить пространство комнаты на отдельные уголки, например, устроить магазин или врачебный кабинет. Разноцветные платки различных размеров можно использовать в качестве стен и крыши4.

Информация о работе Вальдорфская педагогика