Вальдорфская педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 23:24, реферат

Описание

Вальдорфские школы — это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором будет базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. Вальдорфская система образования
II. Главная часть
Рудольф Штайнер — основатель вальдорфской педагогики,возникновение и идеи вальдорфской педагогики.
Принципы вальдорфской системы обучения
Программа вальдорфской школы
III. Заключение
библиография

Работа состоит из  1 файл

Вальдорфская школа.doc

— 67.00 Кб (Скачать документ)

     Преподавание двух иностранных языков с первого класса по особой методике (погружение в языковую стихию).

     Еженедельные учительские конференции (коллегии) — как следствие: постоянное наблюдение за детьми и учебным процессом.

     Совместная работа учителей и родителей, родители могут активно участвовать в жизни школы.

     Особое внимание уделяется художественной организации пространства, окружающего детей (т. н. вальдорфский интерьер).

     Научить действовать, проявлять волю и нести ответственность за свои поступки.

     Проявлять внимание к слабым, терпимость к иному мировоззрению и образу жизни, вероисповеданию — то есть воспитать внутренне свободного человека.

     Учебный план обеспечивает баланс между академическим, социальным, образотворческим и практическим аспектами образования.

 

Вальдорфская педагогика опирается на идею Р. Штайнера, суть которой в том, что все силы — души, мысли, чувства, воли — ребенка составляют единое целое. Обучение должно воздействовать не только на интеллект, но на всего человека в целом. Интеллект — лишь одна из душевных составляющих цельной личности, а любое нарушение равновесия приводит к одностороннему развитию ребенка, к различным болезням.

Важной отличительной чертой педагогических воззрений Штайнера является его философский антропологический подход к обучению ребенка. В искусстве воспитания и обучения необходимо, прежде всего, глубокое знание человеческой природы.

Р. Штайнер уже в начале ХХ века выступал против раннего интеллектуализма и ранней специализации в обучении (болевая точка современного российского образования). Учитель вальдорфской школы стремится не столько передать определенную сумму знаний, сколько затронуть чувства ученика, пробудить интерес, сделать так, чтобы ребенок увлекся предметом, полюбил его.

Обучение построено на феноменологическом подходе, главный принцип которого «Не информация, а стремление к истине», сначала мы учимся наблюдать какое-либо явление (действие с предметом, эксперимент, простое наблюдение), далее производим описание, зарисовки явления, и, наконец, находим закономерность и, осмысляя ее, формулируем закон.

Важные принцип обучения — «не вширь, а вглубь», когда концентрируются на узловых примерах и понятиях. Это экономичный принцип преподавания, когда важно не количество рассмотренных явлений, а их характерность для каждой области. Познавательные способности детей активизируются, когда знания даются не в готовом виде, как в традиционной школе, а самостоятельно добываются — место фронтального опроса занимает диалог, работа в группах, обсуждение проблемы, мастерские, индивидуальная работа. Обучение, таким образом, носит проблемный характер, происходит развитие самостоятельного научного мышления.

Каждый учебный день в каждом классе начинается с т. н. «главного урока» (у нас — 1 час, 40 минут). В течение длительного времени (от 2-х до 4-х недель, но в старших классах бывает и по 1-й неделе) содержание главного урока составляет какой-то один школьный предмет (история, физика, биология и т. д.). Материал выстраивается логично, концентрированно, углубленно — своего рода метод погружения.

Предметы, которые требуют постоянных упражнений, — языки, математика, а также предметы эстетического цикла, физкультура, эвритмия — выстраиваются по недельному графику.

Вальдорфская педагогика имеет экологическую направленность, в широком смысле слова. Целостное представление о жизни природы, ее закономерностях формируется не только за счет знаний, но и через опыт переживания природных явлений. Совмещая научный и художественный подход к явлениям действительности, учитель старается дополнить физическую картину мира явлений природы ее поэтическим или художественным изображением. Т. о. элементы искусства играют существенную роль в самом учебном процессе. Рассказ учителя — законченный текст образного характера, оформление тетради эпохи по предмету, исполнение музыкальных произведений, связанных с преподаваемой темой, поэтическое воплощение явлений физического мира (астрономия, физика и поэзия, математика и гармония стихотворных ритмов и т. п.), рецитация (хоровое чтение различных текстов) и т. д. В начале ХХ века Р. Штайнер почувствовал исходящую от возрастающей индустриализации жизни опасность для духовного здоровья человека. Уже тогда дети, живущие в больших городах, не имели представления о человеческом труде в его первозданном значении. Сейчас — тем более. Как сажают, растят, собирают и пекут хлеб или цветы? Как строят дом или плетут корзины? Быт, окружающий современного ребенка, настолько автоматизирован и далек от природы, что дети не имеют представления об элементарных навыках человеческой деятельности. Восстановить эти связи и пытается вальдорфская школа: один из главных принципов — связь с жизнью, установление соотношений между научными знаниями и жизненным опытом. Поэтому столь большое внимание уделяется практикам: садоводческой, лесоводческой, сельскохозяйственной, социальной.

Обучение в школе носит творческий, поисковый характер как со стороны учеников, так и (прежде всего!) со стороны учителя. До 7—8 класса, классный учитель (т. е. основной учитель этого класса, его классный руководитель, организатор, воспитатель и т. д.) ведет по возможности большинство предметов.

Именно этот человек воплощает собой гармоничное совмещение и соединений разных дисциплин, осуществляет собирание потоков информации, интегрирует живопись, письмо, музыку, эвритмию и др. в ярком образе своего урока. Классный учитель досконально знает детей своего класса, поэтому может учитывать особенности восприятия того или иного ребенка, наблюдая его в течение дня на разных предметах и в разной деятельности. Это очень сложно для одного человека, но дает эффект, не достигаемый в рамках предметного обучения обычной школе, когда ребенок, учитель и предмет отчуждены друг от друга.

Вальдорфская школа — это, прежде всего, гуманная школа, «школа в интересах ребенка», когда не ребенок для школы, а школа для ребенка. Т. е. здесь ребенок имеет право оставаться ребенком. Это отличает вальдорфскую школу от традиционной государственной, которая во многом напоминает учреждение, цель которого выдача информации и контроль- оценка результата усвояемости этой информации

 

Программа вальдорфской школы организована циклическим образом, чтобы отвечать различным фазам развития ребенка.
Цель - вплести нити опыта в ткань жизни самого ребенка. И тогда доказательства становятся осмысленны и радостны. Учебный план вальдорфской школы работает успешно из-за своего усиленного внимания к особенностям каждого возраста ребенка и его уникальности. Даже небольшие изменения в развитии ребенка отражаются в программе, которая не только перечисляет, какой материал дается детям, но и то, как он дается.

Основные предметы, такие как история, язык, искусства, науки и математика преподаются блоками основных уроков по 2-3 часа в день, и каждый блок длится 3-5 недель. Весь учебный план похож на восходящую спираль: темы проходятся несколько раз, но каждый раз все глубже и под другим углом рассмотрения.
Типичный учебный план основной школы выглядит следующим образом:

Младшие классы (1-3)
• Художественно-изобразительное знакомство с алфавитом, навыками чтения, письма и орфографии, начала грамматики, поэзии и драматургии;
• числа, основные математические действия (сложение, умножение, деление и вычитание);
• Народные и волшебные сказки, басни, легенды, истории из Ветхого Завета.
• Истории о природе, строительство дома и садоводство.

Средние классы (4-6)
• Чтение, письмо, орфография, грамматика, поэзия, драма;
• Скандинавские мифы, русские былины, легенды северных народов, история и рассказы о древних цивилизациях.
• Продолжение четырех математических действий, дроби, проценты и геометрия.
• Местная и всемирная география, сравнительная зоология, ботаника и элементарная физика, начала минералогии.

7 класс
• Творческое письмо, чтение, орфография, грамматика, поэзия и драма.
• История Средних Веков, Ренессанс, Великие географические открытия, история Украины, биографии выдающихся представителей человечества;
• География, физика, алгебра, основы химии, астрономия, геология и физиология.

Специальные предметы
• Рукоделие: вязание спицами и крючком, шитье, вышивание крестиком, основы плетения, создание игрушек и деревообработка.
• Музыка: пение, игра на флейте, струнных, духовых, медных духовых и ударных инструментах.
• Искусство: живопись акварелью по влажной бумаге, рисование форм, рисование восковыми мелками, лепка из глины и рисование перспективы.
• Движение: эвритмия, групповые игры.

                                           Заключение

Вальдорфская педагогика занимает среди других инновационных начинаний особое место, так как представляет педагогическую традицию, существующую в Европе и за ее пределами уже более семидесяти лет и обладающую огромным практическим опытом, притом опытом интернациональным. Вальдорфская педагогика явление не сугубо немецкое или европейское, за ней стоит общечеловеческий культурный импульс, актуальный именно для нашего времени.

              Гуманная школа, о которой пишет Ш. Амонашвили, еще не является доминирующей в отечественной педагогике и на каких принципах ее строить, тоже остается довольно неясным. Вальдорфская школа представляет собой вариант такой гуманной школы и уже только поэтому у нее многому можно и нужно учиться.

              Главная идея, положенная в основу вальдорфской педагогики, это идея общечеловеческого образования. Школа не должна ставить перед собой иных задач, кроме наиболее полного раскрытия заложенных в человеке задатков. Детство и юность не есть подготовка к взрослой «жизни». Они представляют собой особые, самоценные фазы развития, определяющие и формирующие физическое, психологическое и духовное здоровье личности. Ведущим понятием всего педагогического процесса и организации работы школы являются понятие «целостности», «намерение дать образование всему человеку, его мышлению, чувству, воле или, иными словами, его голове, сердцу и рукам».

Библиография:

1)Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.

2)Арапов М. Что такое вальдорфская школа. Москва. Журнал «Курьер» 1999, №5

3)Э.М. Краних. Свободные вальдорфские школы. М: «Парсифаль» 1993.

4)Загвоздкин В.К. О вальдорфской педагогике и ее критиках. Москва. Журнал «Человек» 1998, №1

5)Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под ред.Н.Л.Селивановой.М.1998.

 



Информация о работе Вальдорфская педагогика