Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:12, реферат
Вальдорфские школы — это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности. Вальдофская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов.
Введение 3
Вальдорфская школа 4
Рудольф Штайнер — основатель вальдорфской педагогики 6
Педагогическое движение - вальдорфская педагогика 12
Заключение 14
Список литературы 17.
«Поволжская
государственная социально-гуманитарная
академия»
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
педагогики, психологии и МПИ
РЕФЕРАТ
ПО ПЕДАГОГИКЕ
ВАЛЬДОРФСКАЯ
ШКОЛА
Выполнила: студентка
1 курса 11 группы
исторического ф-та
Милантьева
Любовь
САМАРА 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Вальдорфская школа 4
Рудольф Штайнер — основатель вальдорфской педагогики 6
Педагогическое движение - вальдорфская педагогика 12
Заключение 14
Список литературы 17.
Вальдорфские школы.
Вальдорфские школы
— это система образования, основанная
на уважении к детству. Ее цель — развить
природные способности каждого ребенка
и укрепить веру в собственные силы, которая
понадобиться ему во взрослой жизни. Уже
на стадии дошкольного воспитания и в
начальной школе закладывается солидный
фундамент знания и опыта, на котором буде
базироваться образование в средней школе.
На этой стадии вальдорфская школа пытается
развить в ребенке такие качества как
эмоциональная зрелость, инициативу и
творческий подход к делу, здравый смысл
и обостренное чувство ответственности.
Вальдофская школа предлагает ребенку
такой способ познания мира, общества
и самих себя, который исключал бы отчужденность
от предмета, развивал бы в учащемся чувство
сопричастности к происходящему вокруг
него. Программы вальдорфских школ строятся
таким образом, чтобы учитывать индивидуальные
потребности каждого ученика. Опыт вальдорфского
движения, накопленный за 75 лет его существования,
показал, что его принципы могут быть адаптированы
к культурам самых разных народов. Причина
в том, что программы этих школ нацелены
более на развитие природных способностей
человека, чем на просто передачу знаний.
Широта подхода и междисциплинарность
— отличительная особенность этих программ.
Преподавание в вальдофских школах основано
на принципах преемственности и личного
воздействия педагога. Все занятия в дошкольный
период ведет один и тот же педагог, а с
6 до 14 лет с ним работает один и тот же
классный руководитель. В 14-18 лет учащийся
получает помощь и поддержку своего классного
наставника. Таким образом, на протяжении
каждого отдельного периода своего детства
и юности ребенок находится под наблюдением
одного и того же человека, знающего особенности
и потребности своего подопечного. Педагог
в праве самостоятельно решать, чему и
как учить в данный момент ребенка с тем,
чтобы максимально использовать творческие
возможности последнего. При этом и педагог
получает возможность проявить преданность
делу и наилучшим образом использовать
свой профессиональный опыт. В нашем быстро
меняющемся и нестабильном мире человек
все чаще должен проявлять инициативу,
гибкость и ответственность. Выпускники
вальдорфских школ зарекомендовали себя
как находчивые, творческие люди, способные
достойно справляться с трудностями, которыми
изобилует сегодняшняя действительность.
Во многих отношениях они могут считать
себя гражданами мира.
Рудольф Штайнер — основатель вальдорфской педагогики.
Рудольф Штайнер — автор значительных трудов в области философии и теории науки; как основатель антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны мира и человека; им были даны значительные импульсы в архитектуре, театральном искусстве, создано новое искусство движения — эвритмия; основанный им метод ведения сельского хозяйства является пионером экологического сельского хозяйства, а идеи в области социальной жизни положены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков; наконец, нельзя не упомянуть о вдохновленной им лечебной педагогике и медицине. Однако, наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространением педагогических учреждений — прежде всего детских садов и школ — работающих на основе созданной им педагогики. Учение и обучение являются, пожалуй, основным мотивом всей его жизни.
Вальдорфская школа
и связанный с ней педагогический импульс
возникли в первой четверти нашего столетия
в Германии (1919 г.) в связи с поиском в условиях
послевоенного кризиса новых форм социальной
жизни общества. Рудольф Штайнер обратил
тогда внимание на то, что принятое в Германии
деление школьной системы на народную,
реальную школу — школу с политехнической
и естественнонаучной ориентацией — и
гимназию — гуманитарно- ориентированную
школу — усиливают барьеры непонимания
между различными социальными слоями
общества. Именно наличие этих барьеров
в сознании людей различных групп населения
являлись, по его мнению, одной из существенных
причин разразившихся в Европе социальных
катастроф. Дети рабочих имели возможность
посещать только народную (начальную и
среднюю) школу. С 14—15 лет они должны были
начинать работать на производстве и таким
образом лишались возможности получить
полноценное «человеческое образование».
С другой стороны, гимназии с их ранней
специализацией, ориентированной на университетское
гуманитарное образование, хотя и давали
учащимся массу знаний, но это знание было
совершенно оторвано от потребностей
реальной жизни. Штайнер не был
единственным, который высказывал подобные
взгляды. Целый ряд авторов конца XIX —
начала XX столетия объявили современную
им школу виновной в общем культурном
и социальном упадке общества. Ницше подверг
резкой критике перенасыщенность преподавания
историей, результатом чего явилось «переполненность
голов школьников бесчисленными мертвыми
понятиями из прошлого». Из такой школы
выходят «слабые личности», «бродячие
энциклопедии», «образованные филистеры».
Они хотя и напичканы «образованием»,
но абсолютно чужды реальному ощущению
и опыту жизни. Наряду с односторонним
интеллектуализмом резкой критике подвергалась
также и ранняя специализация, которая,
хотя и развивает в человеке умения и навыки
в какой-либо частной области, но осуществляет
это за счет общего развития человека.
«В чем задача современной школьной системы,
— писал один из педагогов-реформаторов,
— особенно старшего звена? Сделать из
человека машину...»
Из сказанного выше видно, почему знакомство с такими педагогическими системами, как вальдорфская школа, представляются актуальными для нашей страны в настоящее время. Наша традиционная государственная школа, школа по преимуществу знаниевая, в условиях которой ученик, чтобы выжить и быть успешным, должен подчинить свои лучшие годы, период становления, совершенно абстрактным требованиям обеспечения так называемого «уровня» знаний, которые будут забыты им через несколько дней после экзаменов. В то же время другие значимые для любого отдельного человека и для здоровой жизни общества стороны личности остаются совершенно без внимания. Это в конечном итоге просто опасно для общества, особенно в эпоху социальной нестабильности и нарастающего хаоса.
Дальнейшее
образование выпускников
Одним из наиболее
широко распространенных предрассудков
в отношении вальдорфской школы
является представление, что эта школа
не дает реальных знаний, обеспечивающих
ученику возможность дальнейшего поступления
в высшую школу или университет. Да, в ребенке
сохраняется непосредственность, «детскость»,
да он будет «учиться без страха». Но что
касается уровня знаний... Причиной такого
мнения, которое было широко распространено
и на Западе лет тридцать назад, является
то, что вальдорфская школа не декларирует
подготовку в вуз как свою главную цель.
На детей не оказывается никакого давления.
Их не оставляют на второй год. Отметок
нет. Все это создает общую атмосферу,
в которой ребенку «хорошо». Как правило,
дети любят свою школу и с удовольствием
учатся. А если ребенку хорошо, тогда в
таких условиях невозможно осуществить
многотрудную работу по подготовке в университет,
которую следует начинать уже чуть ли
не с детсада... Таково общее мнение, которое
прочно владеет сознанием многих педагогов
и родителей…
Педагогическое движение - вальдорфская педагогика
Первые вальдорфские инициативы возникли у нас еще на заре перестройки. Потом — многочисленные семинары, лекции зарубежных доцентов, основание Семинара по подготовке учителей, первые выпускники-учителя с дипломами (1991 г). По иронии судьбы самая первая вальдорфская школа
«Семейный лад», открывшаяся в Москве в 1990 году, возникла по инициативе православных педагогов. Ее основательница Ирина Никитина познакомилась тогда с вальдорфской педагогикой и сразу приняла ее. Ирина Никитина — не единственный православный вальдорфский учитель. Это интересно отметить потому, что критику в адрес вальдорфской школы можно часто слышать именно со стороны некоторых представителей Православной Церкви.
В настоящее
время вальдорфские школы, детские
сады и педагогические инициативы существуют
во многих городах нашей страны. В Москве
известны по крайней мере четыре школы,
одна из которых большая, хорошо оборудованная
школа со стабильным финансовым положением
— школа N 1060 в Стремяном переулке, рядом
с метро Серпуховская. В 1991 г. Московский
Департамент выделил для осуществления
опытного совместного проекта старое,
требующее ремонта здание, которое было
отремонтировано на средства из добровольных
пожертвований, полученных из Германии.
Другие школы — маленькие, как правило,
без собственных помещений. Родители вынуждены
платить большие деньги на содержание
школы, что, конечно, существенно препятствует
росту и нормальному развитию школ. Школы
работают в режиме постоянного острого
финансового дефицита. Кроме этого, есть
несколько (около пяти) детских садов.
Помимо Москвы, вальдорфские школы и детские
сады существуют в Санкт-Петербурге (4),
Ярославле, Владимире, Воронеже, Рязани,
Казани (2), Самаре, Жуковском, Зеленограде,
Тюмени. В вальдорфские школы приходят
дети, которые по тем или иным причинам
не справлялись с нагрузкой в государственной
школе. В вальдорфской школе они получают
шанс, и опыт показывает — об этом можно
прочесть и в упомянутом мной выше исследовании
биографий вальдорфских учеников, проведенном
в Германии, — что такие дети к концу обучения
очень часто выходят на весьма высокий
уровень. В государственных школах, нацеленных
на достижения прежде всего формальных
результатов, это было бы невозможно, что
подтверждается во многих беседах с родителями,
которые мне довелось вести как в Германии,
так и у нас. Сложнее с родителями, у которых
все в порядке. Им кажется, что их дети
развиваются слишком медленно. Здесь следует
сказать, что согласно «вальдорфской концепции»
в возрасте начальной и средней школы
в человеке формируются более глубокие
пласты и уровни личности, которые называются
«психологическим здоровьем». На передний
план должны выступать не формальные требования
к знаниям — это будет позже, в старшем
звене, — а человеческие отношения с учителем,
общее самочувствие ребенка в школе, атмосфера
в школе, а также особая организация преподавания,
которая должна способствовать закладке
этого уровня здоровья (мы различаем три
уровня здоровья) к которому относится
и закладка глубинных нравственных ценностей.
Все это очень трудно формализовать, оценить
в цифрах и графиках. От того, как учитель
стоит на уроке, как он говорит, как он
относится ко всему, что делает, зависит
в дальнейшей жизни человека — сегодняшнего
ученика — гораздо больше, чем может показаться
на первый взгляд. Все это идет в подсознание,
в более глубокие уровни, в то время как
чисто внешние знания скоро после экзаменов
забываются и в сущности мало нужны человеку
в жизни. Этот подход, ставящий более широкие
человеческие задачи перед школой и являющийся
ни чем иным, как практической реализацией
принципов гуманизации образования, и
составляет специфику вальдорфского учебного
процесса. Хотя идея стандартов и связанная
с ними возможность некоторой школьной
автономии и являются прогрессивной по
сравнению с традиционным подходом, который
был принят у нас раньше, но они нуждаются
в дальнейшем совершенствовании и конкретизации
в соответствии с принципами гуманизации
и индивидуализации. Само слово «стандарты»
ассоциируется с производственной сферой
изготовления продукции, но никак не с
педагогикой. Итак, задача соответствовать
требованиям госстандартов привносится
в школу извне и с необходимостью наносит
ущерб здоровому учебному процессу. Поэтому
школы в этих условиях должны искать компромисс.
Более того, они являются альтернативой
современной традиционной школе, которая
только сейчас делает первые шаги в изменении
подходов к ребенку, ставя главной задачей
воспитание личности, что, к сожалению,
остается пока только лозунгом». Хотелось
бы добавить ко всему вышесказанному,
что вальдорфское движение у нас необычайно
молодо. Можно сказать, что его научное
освоение еще только начинается. Только
серьезный научный подход может сделать
эту безусловно интереснейшую и живую
педагогику актуальной для нашей российской
школьной системы, то есть речь, конечно,
не может идти о простом заимствовании.
Но, с другой стороны, без живых школ-лабораторий
никакая наука не будет по-настоящему
плодотворной для жизни.
Заключение
Вальдорфская педагогика
занимает среди других инновационных
начинаний особое место, так как представляет
педагогическую традицию, существующую
в Европе и за ее пределами уже более семидесяти
лет и обладающую огромным практическим
опытом, притом опытом интернациональным.
Вальдорфская педагогика явление не сугубо
немецкое или европейское, за ней стоит
общечеловеческий культурный импульс,
актуальный именно для нашего времени.
Гуманная школа, о которой пишет Ш. Амонашвили,
еще не является доминирующей в отечественной
педагогике и на каких принципах ее строить,
тоже остается довольно неясным. Вальдорфская
школа представляет собой вариант такой
гуманной школы и уже только поэтому у
нее многому можно и нужно учиться. Главная
идея, положенная в основу вальдорфской
педагогики, это идея общечеловеческого
образования. Школа не должна ставить
перед собой иных задач, кроме наиболее
полного раскрытия заложенных в человеке
задатков. Детство и юность не есть подготовка
к взрослой «жизни». Они представляют
собой особые, самоценные фазы развития,
определяющие и формирующие физическое,
психологическое и духовное здоровье
личности. Ведущим понятием всего педагогического
процесса и организации работы школы являются
понятие «целостности», «намерение
дать образование всему человеку, его
мышлению, чувству, воле или, иными словами,
его голове, сердцу и рукам». В нашей стране
под названием общеобразовательной осуществлялась
односторонняя система политехнической
школы, решавшей сугубо специальные задачи,
поставленные перед обществом, в котором
человек являлся лишь средством для достижения
каких-то целей. В обществе, где отдельный
человек не является лишь средством, система
образования должна быть построена на
общечеловеческой основе. Вальдорфская
школа может рассматриваться как модель
такой общеобразовательной школы — нормальной
школы для нормальных детей. Штайнер
исходит из того, что в нашу эпоху человечеству
необходимо — не теряя завоеваний эпохи
Нового времени — обрести новое отношение
к духовному миру, который для него являлся
реальностью, принципиально доступной
для человеческого познания и исследования.
Культуры древности, каждая по-своему,
находились в живой связи с миром духа.
Поэтому наука, искусство и религия в древних
культурах составляли единство. Однако
внутри этого единства не могла полноценно
развиваться отдельная человеческая личность.
Она получила надлежащую ценность лишь
в христианскую эпоху и только с наступлением
Нового времени постепенно приобрела
центральное значение, выразившееся в
идее гуманизма. Однако эта культура личности
осуществлялась за счет потери живой связи
человека с его духовными корнями и привела
к господству материализма. Дальнейшее
движение цивилизации по этой линии приведет
к упадку. Чтобы этого не произошло, необходимо
преодолеть материализм. Этого, по Штайнеру,
можно добиться только на основе новой,
уже индивидуальной непосредственной
связи человека с миром духа. Только
на этой основе можно здоровым образом
соединить болезненный разрыв между верой
и знанием, наукой, искусством и религией.