Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:00, реферат
Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.
“На любви к детям держится мир”. Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле че
4.Противоречивые оценки
педагогических взглядов
Большая беда, считал Сухомлинский, если воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ребенка, если в процессе воспитания норм морали и нравственности мы не вызываем положительных эмоций, подобных тем, которые появляются у человека от соприкосновения с чем-то близким и дорогим.
Слово должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника. Ведь если слова, пусть даже самые нужные и красивые, о высокой морали не вызывают эмоций, не волнуют, то они так и останутся пустыми звуками, благими пожеланиями. В том заключается мастерство воспитателя, чтобы разговор с воспитанником вызывал у последнего собственные мысли, переживания, побуждая к активной деятельности.
В воспитательной работе важно
и содержание материала, и тон
разговора, и время этого разговора,
и внешний вид учителя, и манеры
его поведения. Слово учителя
находит отзвук в сердцах учеников
и становится их личным достоянием
лишь тогда, когда “мудрость воспитателя
привлекает, одухотворяет воспитанников
цельностью, красотой идейно-жизненных
взглядов, морально-этических принципов”.
Дети очень хорошо чувствуют фальшь
слов, если они не соответствуют
нравственному убеждению
Именно в этом В.А.Сухомлинский видит высшее предназначение педагога.
Сухомлинский неоднократно
отмечал плодотворное взаимовлияние
физического и умственного
Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду.
В целом говоря о противоречиях в педагогических взглядах Сухомлинского, самым основным является то, что он считает, что главное научить ребенка ценить внутреннюю красоту, не замечая материального, но все же материальное так же является очень важным аспектом педагогического воспитания.
5.Предшественники и
Предшественниками великого Сухомлинского были не менее великие педагоги того времени.
Благодаря подвижническим усилиям собирателей и созданию источниковой базы смог появиться знаменитый труд Н. М. Карамзина “История государства Российского” (Он выходил в свет отдельными томами с 1816 по 1829 г.). Это был первый цельный взгляд на русскую историю, изложенную с определенных мировоззренческих позиций. Карамзин отошел от простого летописного перечисления исторических фактов и, опираясь на источники, рассказал, описал историю. Поскольку он был не только историком, но и известным писателем, созданная им история была написана литературным языком. Современники читали ее с огромным интересом. Весь труд Карамзина был связан одной основополагающей идеей, — создание национального государственного могущества России. Поскольку, по мысли Карамзина, к этому могуществу привели Русь ее государственные деятели то внимание было уделено именно русским Великим князьям и царям. Эта односторонность взгляда историка была отмечена уже современниками, которые критиковали его за это Подход Карамзина к истории России, метод ее изложения, к сожалению, были активно использованы в 30— 40-е гг. для создания властями официальной исторической доктрины. Карамзин же за свой труд был назначен первым в истории России официальным государственным историографом.
В 30—50-е гг. историческая
наука в России оказалась под
жестким государственным
Говоря о развитии исторической науки в России, следует вспомнить и почти забытого историка Н. Я. Данилевского (1822—1885 гг.) . Между тем он задолго до европейских ученых разработал основные принципы культурно-цивилизационного подхода к изучению исторического процесса. Именно он выдвинул теорию культурно-исторических типов (цивилизаций) и впервые под этим углом попытался рассмотреть славянскую цивилизацию. Таким образом, в начале XX в. историческая наука находилась на подъеме. Она стояла на пороге новых исторических открытий. Вполне мог состояться значительный рывок вперед. Однако этого не произошло.
После октябрьской революции 1917 г., по мере становления тоталитарного политического режима, историческая наука оказалась в сложнейшем, зачастую трагическом положении. Историческая наука была превращена в инструмент политики и средство идеологической обработки народа. Каждый историк обязан был следовать тем концепциям, которые были одобрены сверху. Единственно верным признавался только один, марксистский подход. К концу 30-х гг. под непосредственным руководством И, В. Сталина для обеспечения единого толкования исторического процесса была создана концепция, ставшая для историков нормативной. Она нашла отражение в изданном в 1938 г. учебнике “История ВКП (б) . Краткий курс” . Отечественная историческая наука была отсечена от общемировой, так как все труды, издаваемые за границей, либо тщательно отбирались, либо вовсе не допускались в страну.
После революции многие ученые
эмигрировали из России, В 1922 г. из России
были высланы около 300 представителей
интеллигенции, в том числе и
историков. А в начале 30-х гг. среди
историков была проведена чистка,
в результате которой около 130 из
них оказались в числе
В начале 80-х гг. в связи
с провозглашенной М. С. Горбачевым
политикой перестройки и
Литература разделилась
как бы на две ветви. За рубежом
были опубликованы такие произведения,
как «Архипелаг Гулаг», «В круге
первом», «Раковый корпус» А.И. Солженицына;
«Ожог» и «Остров Крым» В. Аксенова,
«Иностранка» С. Довлатова, «Жизнь и
приключения солдата Ивана
Расходы государства, органов местного самоуправления на нужды образования увеличивались весьма высокими темпами. Если в середине 90-х годов XIX в. на эти цели ежегодно отпускалось примерно 40 млн. руб., то к XX в уже 300 млн. Тем не менее в плане финансового обеспечения образования Россия уступала наиболее развитым государствам. Так, расходы на просвещение в России, население которой по численности превышало население Англии в 4 раза, были больше, чем соответствующие расходы в Англии лишь в 1,5 раза. Конец XX в. были исключительно плодотворным периодом в развитии русской философской мысли. В обстановке острейших конфликтов, раздиравших общество, мучительных идейных исканий расцвела русская религиозная философия, ставшая одним из наиболее ярких, если не самым ярким явлением духовной жизни страны. Своеобразным религиозным ренессансом стало творчество плеяды блестящих философов - Н.А.Бердяева, В.В.Розанова, Е.Н.Трубецкого, П.А.Флоренского, С.Л.Франка и других. Опираясь на соответствующие традиции русской философии, они утверждали приоритет личностного над социальным, видели важнейшее средство гармонизации общественных отношений в нравственном самосовершенствовании личности. Русская религиозная философия, начала которой были неотделимы от основ христианской духовности, стала одной из вершин мировой философской мысли, уделяя основное внимание теме творческого призвания человека и смысла культуры, теме философии истории и другим вопросам, вечно волнующим человеческий ум.
Заключение
“На любви к детям держится мир”. Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский из их числа. “Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям” - так писал он в главной книге своей жизни “Сердце отдаю детям”. И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.
Все, что мы называем воспитанием, есть великое творчество повторения себя в Человеке.
Десятки, сотни нитей, духовно
связывающих учителя и
В своем последнем напутствии выпускникам Павлышевской средней школы, уже смертельно больной, В.А.Сухомлинский так говорил юношам и девушкам, вступающим в жизнь: “Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше сего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути”.
В этих словах весь В.А.Сухомлинский - гуманист, мыслитель, педагог.