Влияние Интернета на социализацию подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить степень влияния Интернета на социализацию подростков.
Задачи исследования:
•Изучить сущность характеристики Интернета как фактора социализации подростков;
•Изучить анализ опроса «Влияние интернета на социализацию подростка»;
•Определить положительное влияние сети Интернет на развитие подростков;
•Выявить отрицательное влияние сети Интернет на развитие подростков;
•Разработать рекомендации по защите от негативного влияния Интернета.

Содержание

Введение 1
ГЛАВА 1. Интернет как фактор социализации личности подростков 5
1.1 Социально-педагогическая характеристика интернета в системе средств социализации личности подростков 5
1.2 Уровни социализации личности 8
Выводы по первой главе……………………………………………………………………
ГЛАВА 2. Практическое исследование влияния интернета на социализацию подростков 12
2.1 Метод исследования положительного и отрицательного влияния Интернета на развитие личности подростков 12
2.2 Рекомендации по защите от негативного влияния интернета на становление личности подростка. 15
Выводы по второй главе……………………………………………………………………
Заключение 19
Список литературы 20
Приложение ………………………………………………………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

7,06.doc

— 230.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

(МГОГИ)

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

 

Кафедра социальной педагогики

 

Курсовая работа по социальной педагогике

 

Влияние интернета  на социализацию подростков

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса

очного отделения

Бондарева Анастасия  Сергеевна

 

 

Научный руководитель

Старший преподаватель

Гулевич Татьяна Михайловна

 

 

 

Оценка: «______________»

 

 

Орехово-Зуево 

 

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Ещё 10 лет назад мы и не могли представить, насколько эта проблема будет актуальна на сегодняшний день. И с каждым годом актуальность этой проблемы только растёт. Современные дети, кажется, уже рождаются с умением пользоваться компьютером. В связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества проблема патологического использования Интернета стала болезнью. Наиболее широкое распространение, в наше время, получила компьютерная сеть Интернет, так же известная под названием "Всемирная паутина". Роль Интернета в жизни современного общества составляет актуальную научную задачу. Появившиеся и появляющиеся в последнее время работы больше посвящены отдельным аспектам этой проблемы (СМИ и Интернет, экономика и Интернет, политика и Интернет и т.д.). На сегодняшний день упоминание термина «Интернет» содержит в себе смыслы не только компьютерной, но и социальной направленности. Международная компьютерная сеть стала новым СМИ, общедоступным средством массовой коммуникации, площадкой экономических и политических операций, местом проведения досуга и даже религиозных действий.

Интернет становится реальным фактором угрозы психическому здоровью населения. В отличие от России, на Западе проблема Интернет - зависимости осознана и изучается. Но, как считает А. Войскунский, многие психологи вообще скептически относятся к употреблению выражения "Интернет-зависимость": «пристрастие к Интернету это - проблема, это феномен, с которым надо разбираться и организовывать помощь тем людям, которые уже, вероятно, подвержены (пока я говорю - феномену: не зависимости от Интернета) феномену чрезмерного применения компьютера и Интернета. Феномен - есть, заниматься им надо. Но зависимостью называть это очень неосторожно. Возможно, это никакая не зависимость. Зависимость — это медико-психологический термин. Она подразумевает целый ряд проверяемых факторов» [8;с.94].

Интернет, по мнению многих исследователей (психологов, педагогов, медиков) психологически воздействует на сознание человека. Негативным следствием является Интернет-аддикция – феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети в виртуальном мире затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире [11; с.188].

Среди самых популярных сайтов лидируют социальные сети Вконтакте, Одноклассники, Facebook, портал mai, а так же сайты виртуальных знакомств, сайты содержащие музыку и видео, игровые сайты, поисковые системы, образовательные сайты, чаты и форумы, виртуальные музеи, виртуальные энциклопедии и книги.

 Проблема изучения интернет-коммуникаций находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей, таких как Ю.Д. Бабаева, Е.П. Белинская, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, Д.В. Иванов, Д.И. Кутюгин, В.Л. Силаева, О.Г. Филатова, Дж. Семпси, В. Фриндте, Т. Келер, Т. Шуберт и др. В этих трудах затрагиваются проблемы общения и взаимодействия пользователей в сети, принципы самореализации личности в сетевом общении, выработки идентичности в виртуальном пространстве, особенности формирования складывающихся виртуальных общностей,  Интернет-аддикция [18; с.91].

 Однако при определении исследователями данного феномена возникают ряд несоответствий. Встречаются такие названия как «Патологическое использование Интернета», «Зависимость от Интернета», «Интернет-аддикция», «Проблематичное использование Интернета». Но такое положение вещей - обычное явление на ранних стадиях изучения нового психологического явления. Зависимость от Интернета до сих пор остается феноменом, а не самостоятельным заболеванием — в классификатор психических расстройств она так и не вошла.

Теоретический анализ литературы выявил недостаточное  количество педагогических исследований, связанных с коррекцией (поведенческих) аддикций, в частности, Интернет-аддикции подростков. Среди русскоязычных источников преобладают популярные статьи. Из научных публикаций могут быть названы статьи А.Е. Войскунского. [9; с. 235-250].

Недостаточно раскрыто в литературе воздействие интернет сети на социализацию подростка в современном мире. Проблема компьютерной зависимости  пока мало изученная. Родители обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером, если в его поведении не возникают других ярко выраженных отклонений, таких как воровство денег, прогулы школы, бродяжничество.

Подрастающее поколение  формирует свои мнения большей частью благодаря Интернету. Взрослые люди, читающие газеты и считающие просмотр ежедневных телевизионных новостей обязательным, очень большой процент информации, поступившей к ним и переработанной в разговорах с семьей, друзьями или коллегами, постепенно начинают считать мнением собственным. Средства массовой информации и коммуникации формируют практически восемьдесят процентов личного и общественного мнения и оказывают влияние на формирование мировоззрения подростков.

Молодежь, как социальная группа, максимально использует средства Интернета и жадно черпает информацию разного содержания.

Теоретический анализ отечественной литературы по проблеме исследования, позволил нам выявить следующие противоречия: между стремительной эволюцией возможностей Интернет-ресурсов и низкой мобильностью осуществления теоретического анализа положительных и отрицательных аспектов массовой информатизации населения; между постоянным увеличением числа подростков – пользователей российского сектора Интернета и слабой информированностью субъектов учебно-воспитательного процесса о негативных последствиях интенсивного информационного взаимодействия в Интернет-среде; между возросшей необходимостью оказания помощи подросткам при патологическом использовании Интернета и недостаточной разработанностью специальных коррекционно-профилактических программ коррекции Интернет-аддикции в сфере общего образования.

Все вышеприведенное  свидетельствует об актуальности темы данной работы. Мы постараемся изучить влияние интернета на социализацию подростка.

Объектом исследования – подростки старших классов.

Предмет исследования – влияние Интернета на фактор социализации подростков.

Цель исследования – выявить степень влияния Интернета на социализацию подростков.

Задачи исследования:

  • Изучить сущность характеристики Интернета как фактора социализации подростков;
  • Изучить анализ опроса «Влияние интернета на социализацию подростка»;
  • Определить положительное влияние сети Интернет на развитие подростков;
  • Выявить отрицательное влияние сети Интернет на развитие подростков;
  • Разработать рекомендации по защите от негативного влияния Интернета.

Гипотеза исследования: экспериментально подтвердить, что влияние Интернета на процесс социализации носит двоякий характер, то есть может быть как позитивным, так и негативным.

Методы исследования:

-теоретические методы(анализ психолого-педагогической, социальной, философской, методической литературы по проблеме исследования; классификация, систематизация, сравнение, обобщение, аналогия, синтез, интегрирование);

- эмпирические методы (анкетирование);

- методы статистической  обработки данных.

Значимость  работы: разработанные методические рекомендации по защите от негативного влияния Интернета на социализацию подростков могут быть использованы родителями и преподавателями общеобразовательных учреждений, методистами компьютерных классов, педагогами-психологами, социальными педагогами, а также студентами и школьниками.

База исследования: МОУ СОШ №18 г. Орехово-Зуево.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

 

1.1 Социально-педагогическая характеристика интернета в системе средств социализации личности подростков

 

Распространение сети Интернет идет очень высокими темпами. Можно с уверенностью утверждать, что «всемирная паутина» становится неотъемлемым элементом жизни российского общества. Количество пользователей Интернетом растет стремительными темпами. Поэтому любые данные об их количестве устаревают раньше, чем становятся  широкодоступны.                                                                                 

Возможность свободного доступа к распространяемым на электронных носителях информационным и иным продуктам и ресурсам сети создает условия для опосредованного взаимодействия пользователя Интернета с миром и для его существования в виртуальном пространстве сети. Интернет порождает особое культурное пространство для своих пользователей.

Попадая в Интернет-сообщество, пользователь обретает определенный статус, который определяется его востребованностью или властью в этом сообществе. Например, в блогах высоким статусом обладает пользователь, у которого большое количество читателей и оставляемых ими комментариев к тому, что он пишет.

Как и в реальной жизни, в Интернете статусы могут быть предписанными и достигаемыми. Предписанным статусом обладает пользователь, выходящий в сеть без маски виртуальности, как реальная личность. Его статус будет определенным образом коррелировать со статусом в реальной жизни. Если статус в реальной жизни высок, он будет высоким и в Интернете.

Однако бывают исключения, когда пользователь с невысоким статусом в реальной жизни постепенно завоевывает авторитет в Интернете. Например, малоизвестный художник и дизайнер Олег Куваев создал персонаж Масяня и серию flash-мультфильмов про нее, которые стали очень популярными в Интернете, а впоследствии и за его пределами, и прославили автора.

Кроме того, в социальной системе Интернета формируется своя электронная культура, в которой можно выделить присущие ей элементы: язык, нормы и традиции. По одной из классификаций языков они делятся на естественные, искусственные и вторичные. Естественные языки общения в Интернете базируются на естественных языках из реальной жизни. Однако языковая адаптация сопровождается различными новшествами. Обыденное сетевое общение характеризуется примитивностью  языка, введением в него анти грамматики.  Заключается это введение в употреблении «а» вместо безударного «о», «и» вместо безударного «е» и наоборот.

Большинство Интернет сообществ имеет свои традиции, которые приходят из реальной жизни или формируются посредством долгого общения в сети. Так, например, традиционными на форумах, в блогах и чатах стали совместные встречи Нового года, празднование виртуальных свадеб и дней рождения (для пользователей, проводящих большую часть своего времени в Интернете) или выкладывание фотографических и текстуальных отчетов о прошедших событиях (для пользователей, проводящих меньшую часть своего времени в Интернете). Традиционным стало почитание памяти умерших (в реальной жизни) блоггеров, в сообществе livejournal.com даже есть виртуальные кладбища.

Еще одним консолидирующим  фактором являются нормы поведения, моральная сторона которых соответствует  нормам поведения в реальной жизни, хотя их соблюдение регулируется возможностью быстрого выхода из сообщества и входа в него под другим именем [24;с.196]. Например, подросток, войдя в контакт одной из групп, участвует в дебатах, высказывая свою - негативную точку зрения по обсуждаемому происшествию. Его мнение вызывает бурю эмоций, и под сильным воздействием группы он вынужден выйти из неё, но может войти под другим именем и оставаясь неузнаваемым, продолжать общаться.

Интернет открывает большие возможности подросткам, ведь это не только сфера коммуникации, но и обширная библиотека, где можно найти тексты на любую тему. При этом Интернет предоставляет пользователю возможность самому решить для себя, какая информация ему полезна, а какая нет. Отсутствие внешних ограничений на получение информации (кроме Китая, пока не контролируется) - вероятно, одно из самых привлекательных его свойств. Однако бесконтрольность доступа к ресурсам Интернета таит в себе и серьезные потенциальные опасности для человека. В глобальной сети содержится большое количество ресурсов порнографического содержания, демонстрирующих и пропагандирующих различные формы насилия, популяризирующих различные методы манипуляции сознанием, насаждающих мистицизм, расизм, сексизм и пр. Это негативная сторона воздействия на сознание и мировоззрение подрастающего поколения.

В наибольшей степени Интернет-общение привлекательно в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В Интернете юный человек получает возможность общения с практически безграничным количеством людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнает множество историй, имеет возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие его вопросы. Поиск собственного круга общения идет параллельно тенденции автономизации от родителей[22;с.24].

Информация о работе Влияние Интернета на социализацию подростков