Влияние религии на духовно-нравственное воспитание школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 07:47, реферат

Описание

Оценивая влияние, которое православие могло бы оказать на детские души при внесении преподавания его канонов в учебные планы и программы общеобразовательных учреждений, следует невольно задаться некоторыми вопросами: а может ли современная школа заниматься религиозным образованием? Правомерно ли использовать школу для религиозного образования? В каких рамках и формах может осуществляться религиозное образование в школе? Влияет ли религия на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения? Является ли введение основ христианского вероучения в программы школ жизненно необходимым для формирования целостного миропонимания и мировоззрения ребенка, для его духовного воспитания и разностороннего развития?

Работа состоит из  1 файл

религия.docx

— 21.98 Кб (Скачать документ)

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

 

Докучаев Денис Сергеевич

 

студент 5 курса, кафедра естественных и гуманитарных дисциплин, ЛГУ им. А.С. Пушкина, Алтайский филиал, г. Бийск,

 

Апанасенко Ольга Николаевна

 

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ЛГУ им. А.С. Пушкина, Алтайский филиал, г. Бийск

 

  В настоящее время  одной из наиболее острых и  обсуждаемых проблем, связанных  с системой образования, является  вопрос о необходимости внедрения  в процесс преподавания религиозных  знаний.

 

Правомерность места, занимаемого  религией в нашем обществе, ни у  кого не вызывает сомнения, несмотря на то, что еще не сменилось поколение, прошедшее через многочисленные запреты на проявление религиозности  души, на истинную, а не номинальную  свободу вероисповедания.

 

Также ни у кого не вызывает опасения в настоящее время и  приобщение молодежи разных возрастов  к православной церкви и православной христианской религии, воспитательное значение которой, прошедшее проверку многими десятками и сотнями  лет, неоспоримо велико.

 

Оценивая влияние, которое  православие могло бы оказать  на детские души при внесении преподавания его канонов в учебные планы  и программы общеобразовательных  учреждений, следует невольно задаться некоторыми вопросами: а может ли современная школа заниматься религиозным  образованием? Правомерно ли использовать школу для религиозного образования? В каких рамках и формах может  осуществляться религиозное образование  в школе? Влияет ли религия на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения? Является ли введение основ христианского  вероучения в программы школ жизненно необходимым для формирования целостного миропонимания и мировоззрения  ребенка, для его духовного воспитания и разностороннего развития?

 

Пока мы не видим однозначного мнения в пользу или против данного  нововведения.

 

Попытаемся разобраться  и взглянуть на эти проблемы с  самых общих позиций. Религия  традиционно связана с образованием, она предполагает религиозное образование  самых разных ступеней, от первоначального  до высшего, богословского. В процессе религиозной жизни формируются  принципы, традиции, а затем и  целостная система религиозного образования. В современную эпоху  потребность в религиозном образовании  возникла у самого общества. На то есть веские причины, главная из которых, по нашему мнению, это необходимость  преодоления бездуховности современной  цивилизации.

 

В религии духовность —  разнокачественная, чаще всего полярная (светлая и темная) — есть Дух  Божий и дух гордыни. Священник  О.А. Мень определял духовность как  уникальное свойство человеческого  существа, делающее его человеком, связывающее  его с «высшим планом бытия».

 

В обыденном словоупотреблении  «духовный» понимается как достойный, нравственный. Духовность является одним  из основных существенных видовых признаков  человека. Вся жизнедеятельность  человека, определяемая условиями социального  бытия, морально-правовые установки  несут на себе печать индивидуальной духовности.

 

В современном образовании  слишком мало воспитания, а это  негативно сказывается на всем обществе, проявляясь, в частности, в стихийном  формировании культа «вседозволенности», потребительского отношения к людям, к природе, жизни. Мы фиксируем огромный рост случаев девиантного поведения  среди детей, подростков и молодежи — от побегов из дома до тяжких преступлений, наркомании, т. е. деградацию ценностных ориентиров современных людей. История  в очередной раз ставит перед  нами извечные вопросы о смысле бытия, о добре и зле, о нравственном и безнравственном. От того, какой  сегодня мы дадим на них ответ, во многом зависит дальнейшая судьба каждого человека и российского  общества в целом.

 

Важнейшей проблемой современного российского общества является необходимость  в формировании успешной и одновременно высоконравственной личности.

 

Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т. е. высших смысложизненных  ценностей.

 

Религия относится к разряду  социальных явлений, которые всегда будут нам сопутствовать. Православная церковь играла огромную роль в политической и духовной жизни России. Мотивы введения вероучения в образовательный  институт были установлены многолетней  традицией российской образовательно-воспитательной системы и подкреплены современными тому периоду научными исследованиями и доводами. Можно вспомнить некоторые  из них, чтобы понять, какую роль отводила религии и церкви в воспитании молодежи прогрессивная научная  интеллигенция.

 

Обращаясь к работам ученого  В.В. Зеньковского, можно отметить, что  он рассмотрел наиболее целесообразные средства воспитания религиозности  детской души для каждой фазы развития ребенка в зависимости от степени  сформированности его психических  качеств и ведущего вида деятельности. Философы высказывались в защиту религиозного воспитания ребенка (И.А. Ильин, Н.А. Бердяев и др.). И.А. Ильин  полагал, что формирование гражданственности, патриотизма, благородства души, возможно на фоне обогащения духовного опыта  русских детей такими сокровищами, как православная молитва и жития  святых и героев Отечества.

 

Но в настоящее время  в области образования обозначилось противоречие между запросом общества на качественно духовное обоснованное образование и слабой способностью нынешней системы образования реализовать  этот запрос. Мы считаем, что духовно-нравственные христианские ценности, которые близки основным положениям других великих  религий России, — это первое, что должно объединять усилия государства  и Церкви, светского образования  и духовного просвещения. Это  ценности патриотизма, любви к своей  стране, ее истории, обычаям, о которых  говорится в церковных проповедях. Большое значение и для светского  государства, и для верующих имеет  понимание ценности семьи и воспитания детей. И здесь православная традиция является для нас естественной опорой. Православие всегда поддерживало идею и практику дружной многодетной  семьи. В библейских текстах описывается  все то, что является нарушением христианских заповедей: обман, тунеядство, грабительство и т. п. Христианская традиция требует помогать всем, кому трудно, помогать ближнему.

 

Важно подчеркнуть, что православно-ориентированное  воспитание способствует принятию учащимися  традиционных для нашего общества духовно-нравственных ценностей, составляющих фундамент  гармонического развития личности, обеспечивает личностную целостность. При этом духовность предполагает пробуждение души к  духовному опыту, развитию чувства  собственного достоинства и формирование основополагающих качеств духовной личности — веры, добра, чести, совести, любви, раскрываемых в свете национальной традиции и непрерывной связи  с Абсолютным Идеалом, под которым  в православии понимается личностный Бог.

 

Русская Православная Церковь  подчеркивает необходимость обеспечить «право верующих детей и их родителей  на получение общедоступного религиозного образования» и выражает «крайнюю озабоченность  сохраняющейся и углубляющейся  монополией материалистического мировоззрения  в образовательном процессе» [2, с. 3].

 

Конечно, обращение к религии  так же, как и избрание веры, дело сугубо личное. Закон гарантирует  гражданам свободу выбора того, какими этическими нормами им руководствоваться  в своей жизни.

 

 В общеобразовательных  школах, к сожалению, пока не  накоплено достаточно необходимого  арсенала и разнообразия средств  религиозного просвещения учащихся, недостаточно научно-методического  обеспечения процесса религиозного  обучения и воспитания. Но все-таки  и средняя, и высшая школы  должны знакомить учащихся с  религией. Без этого учащиеся  не смогут осуществить осознанный  выбор мировоззрения. На наш  взгляд, знание хотя бы основ  вероучений и истории религий,  а также основных идей свободомыслия  совершенно необходимо для современного  образованного человека [3, с. 16].

 

Предоставляется очевидным, что каждый культурный человек, вне  зависимости от своих мировоззренческих  ориентаций, должен обладать определенной суммой сведений о религии как  важной форме общественного сознания. Агрессивный и грубый атеизм несовместим  с гуманистическим воспитанием. Вместе с тем, нельзя забывать, что  согласно Конституции РФ государственное  образование имеет светский характер.

 

Что можно разработать  и внедрить в практику педагогического  процесса?

 

Это выпуск стенгазет, диспуты, конкурсы рисунков на библейские сюжеты, экскурсии в культовые учреждения (церковь, мечеть и пр.), встречи со священнослужителями, посещение воскресных школ, обсуждение религиозной литературы, посещение концертов церковного пения, знакомство учащихся с православной церковной музыкой, живописью. Очень  полезно сравнение церковного искусства  России и Запада.

 

С целью религиоведческого  просвещения в школах вводятся факультативные предметы «Религия и ее памятники», «Из истории религий», «Мировые религии», «Религиоведение», «Великие книги человечества»  и др. [3, с. 17].

 

Преподавание религиозных  дисциплин в светской школе —  дело новое. И родители школьников, и сами учителя недостаточно ориентируются  в этом вопросе. По данным центральной  печати, 78 % старшеклассников выступают  именно за культурологический подход к изучению религии, а не как к  «Закону Божию». Прежде всего преподавателям необходимо совершенствовать собственные  знания по теории и истории религии. В библиотеках имеется обширная литература по этим вопросам — как  атеистическая, так и религиозно-апологетическая.

 

Религиозные центры России в  последнее время издали дореволюционные  пособия по «Закону Божию» и катехизисы. Ими могут воспользоваться учителя  религиозных воскресных школ и классов. Но для светской школы такие пособия  не подходят.

 

В некоторых вузах приступили к подготовке и переподготовке преподавателей религиоведческих дисциплин, для них  организованны краткосрочные курсы. Но эта работа только начинается, поэтому  в ближайшие несколько лет  учителям следует рассчитывать в  основном на самоподготовку и собственный  опыт [3, с. 19].

 

Однако нельзя забывать, что  преподавание религии в школе  должно быть, безусловно, свободно от всякого  насилия. Достичь этого можно, отказавшись  от системы баллов, наград, наказаний  и домашних заданий.

 

Светская школа должна формировать морально-психологический  климат толерантности, столь необходимый  в демократическом обществе, где  плюрализм мировоззрений — главное  условие диалога и сотрудничества свободных личностей. Мировоззренческая  нейтральность педагога — это  и есть толерантность, контроль над  своей идеологичностью, намеренное упреждение столкновений и антагонизмов на данной почве. Настоящий педагог  отчетливо осознает направленность собственных убеждений, а главное  — он понимает, что те положения  религиоведческих дисциплин, которые  не зависят от идеологических пристрастий, должны быть использованы предельно  объективно, так, чтобы не были задеты чувства верующих или неверующих школьников и студентов.

 

Для духовного обогащения учащихся гораздо более важны  социально-нравственные аспекты, сведения о влиянии религии на культуру, мораль, быт, традиции, обычаи и духовность народов, прежде всего собственного Отечества. На наш взгляд, это требование — одно из важнейших по своей  методологической значимости [3, с. 22].

 

Религиозное просвещение  школьников и студентов помогает восполнить значительные пробелы в  их знаниях относительно «вечных  вопросов» жизни и стимулировать  познавательную и поисковую активность в осмыслении таких глобальных мировоззренческих  проблем, как бытие и природа  Бога; цель и смысл человеческой жизни; сущность и происхождение  добра и зла и многое другое.

 

На сегодняшний день мы имеем дело с поколением, готовым  принимать, понимать и осознавать духовные законы мира, а их раскрывает религия. Дети нового сознания имеют очень  сильную волевую установку на осознанные действия. Они регулируют в своем сознании свои действия и  действия окружающих взрослых.

 

Если религия станет одной  из форм, посредством которой удастся  донести до осознания детей духовные ценности таким образом, чтобы их сознание оставалось природно-целостным  и здоровым, поддерживалась гармония в их развитии, то мы сможем сохранить  и взрастить потенциал молодого поколения. Религия — это сила, которая позволит возвратить человечество к нравственности и пробудить  человека, избавить его от материальной зависимости.

 

Подводя итог нашим соображениям по данной проблеме, важно определить педагогические основы организации  преподавания религии в школе. Назовем  наиболее значимые из них для нашего времени. Преподавание следует вести  с учетом возраста учащихся и их умственных сил. По возможности избегать схоластики в изложении религиозных  истин. Преподавание религии должно быть соотнесено с практикой использования  правил христианского учения в жизни.

 

Наши соображения, разумеется, далеко не исчерпывают сложную многоплановую, актуальную тему роли религиозной идеи в становлении системы образования, в воспитании учащихся. Актуальность рассматриваемых вопросов нельзя отрицать для современной педагогики. Недопустимо  подменять религию образованием, а образование — религией. Но в каких-то разумных пропорциях должно найти способ сосуществования в  жизни современного общества науки, философии, религии. Религиозная идея должна быть адекватно представлена на всех уровнях образования —  от начального до высшего в качестве сознательно рефлексируемого компонента культуры, вписанного в общий контекст нравственного совершенствования  личности.


Информация о работе Влияние религии на духовно-нравственное воспитание школьников