Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 22:02, реферат
Труд, познание, общение – важнейшие области человеческой жизнедеятельности. Мы часто говорим о них, анализируем. Но если задуматься, то обнаружится одно любопытное явление: формам и методам трудовой деятельности человек учится много лет, способами познания мира мы также овладеваем длительное время, а вот общению человек не учится целенаправленно никогда и нигде. Нет у нас такой школы, в которой учили бы сложному искусству общения. Конечно, опыт общения приобретается человеком и в ходе труда, и в ходе познавательной деятельности... Но, увы, этого мало. Многие серьезные проблемы воспитания и обучения возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми.
студентка 3 курса
социально-педагогического факультета
ТГПУ им. Л.Н. Толстого (Тула)
Научный руководитель:
канд. психол. наук, доцент Пазухина С.В.
Труд,
познание, общение – важнейшие
области человеческой жизнедеятельности.
Мы часто говорим о них, анализируем.
Но если задуматься, то обнаружится
одно любопытное явление: формам и методам
трудовой деятельности человек учится
много лет, способами познания мира
мы также овладеваем длительное время,
а вот общению человек не учится
целенаправленно никогда и
Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае это «роскошь», в другом – профессиональная необходимость. Ведь есть такие виды человеческого труда, которые просто невозможны вне общения. Именно таким видом трудовой деятельности является работа педагога. Структура педагогического труда насчитывает, по мнению психологов, более 200 компонентов. Но одной из самых сложных его сторон является общение. Через живое и непосредственное общение педагога с ребенком осуществляется главное в педагогической работе – воздействие личности на личность.
Одна из основных задач школы – раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности.
Сегодня
психолого-педагогическая наука убедительно
доказала: для того чтобы воспитание
было эффективным, у ребенка необходимо
вызвать положительное
Стиль общения в педагогической работе очень важен. Порой именно сложности общения определяют наше отношение к педагогической работе и отношение ребят к нам – учителям, к школе.
Совершенствование
форм общения требует от педагога
среди всего прочего
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т.к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира, и все эти возможности во многом зависят от стиля общения учителя. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.
Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения. Субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством, как познавательная активность.
Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.
Современные
отечественные исследователи
Позиция
педагога – это система интеллектуальных
и эмоционально-оценочных
В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, особенности учащихся. Будучи категорией социально и нравственно насыщенной, стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм.
В наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но перечислим те, которые выделил В.А. Кан-Калик: авторитарный, попустительский, демократический.
При авторитарном стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление и руководство коллективом. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.
При
попустительском стиле
При
демократическом стиле
Таким
образом, стиль общения педагога
– это индивидуально-
Проблема
развития познавательной активности младших
школьников, как показывают исследования,
находилась в центре внимания педагогов
с давних времен. Педагогическая действительность
ежедневно доказывает, что процесс
обучения проходит эффективнее, если школьник
проявляет познавательную активность.
Данное явление зафиксировано в
педагогической теории как принцип
«активности и
Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширению кругозора. Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
Таким
образом, общий стиль общения
характеризуется социально-
Оптимальный
стиль общения – это общение,
основывающееся на увлеченности учителя,
совместной творческой деятельности с
учащимися; воплощает в себя взаимодействие
социально-эстетических установок
и навыков профессионально-
Информация о работе Влияние стиля общения учителя на познавательную активность младших школьников