Влияние учителя на успешную социализацию детей в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 00:21, реферат

Описание

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования - окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани.

Работа состоит из  1 файл

Социализация личности.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

Основываясь на понимании социализации как процесса самосовершенствования ребенком своего социального опыта, мы выделили следующие критерии социального опыта:

·содержательный –выражается через материальное и культурологическое содержание;

·деятельности ребенка и проявляется в его представлениях о главных жизненных ценностях;

·  позиционно-оценочный –выражается через тенденцию проявления индивидуальности, личностной активности,рефлексивной позиции младшего школьника;

·функциональный – определяется тем,как внутренние особенности самооценки,соотношение представлений о главных жизненных ценностях преобразуются в ту или иную психологическую основу социальной активности.

В сущностной характеристике школьного взаимодействия определены такие его признаки: социальное (по субстанциональному признаку), интегрированное (совместные действия учителя и родителей  в процессе их деятельности и общения),открытое (похарактеру взаимодействия индивида с окружающим миром), ценностно-образовательное (по характеру отношения личности к действительности), развивающее и целенаправленное.

Таким образом, можно сделать вывод,что в условиях личностно-ценностной образовательной среды школьного взаимодействия у младших школьников возрастает интерес к социально значимой деятельности,повышается уровень коммуникативных способностей, формируется умение управлять собственными эмоциями и чувствами, приобретается способность анализировать и критически оценивать собственные поступки, вступать во взаимодействие с одноклассниками,учителем, у детей формирования их социального опыта.

Одним из условий  формирования успешности младшего школьника  является систематическая и последовательная взаимодеятельность учителя и ученика, представленная в программе « Пять шагов к успеху».

 

Программа развивающего курса для начальных  классов 
«Пять шагов к успеху»

       Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребёнка, который требует постоянного внимания со стороны взрослых (родителей, учителей, школьных психологов).

Как показывает практика, вовсе не отсутствие способностей к усвоению того или иного предмета чаще всего мешает ребёнку учиться. В основном причины учебных затруднений связаны с неумением учиться (ученик не может организовать свой учебный труд так, чтобы работать эффективно, не уставая, не затрачивая чрезмерных усилий), с отсутствием интереса к учебе, с неуверенностью в себе.

Важнейшим приоритетом  становится формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Именно поэтому  была разработана программа формирования учебно-познавательной успешности младшего школьника «Пять шагов к успеху», которая является комплексным сопровождением ребёнка в образовательном процессе.

Структура и содержание программы «Пять шагов к успеху»  

     Чтобы помочь ученикам начальной школы чувствовать себя комфортно, высвободить имеющиеся у них интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития педагогу необходимо:

·    знать особенности индивидуального развития каждого ребёнка, его возможности, потребности и строить учебно-воспитательный процесс в соответствии с ними;

·  помогать учащимся сформировать необходимые навыки, помогающие успешно обучаться и общаться

Цель  программы: создать педагогические и социально-психологические условия для младших школьников, позволяющие им развиваться и функционировать как активным самостоятельным субъектам учебного процесса; научить их быть успешными не только в учёбе, но и в жизни.

Научной базой  программы послужила концепция  Педагогики успеха, разработанная профессором, доктором педагогических наук Е.И.Казаковой; концепция педагогики сотрудничества немецкого психолога Хайнца Хекхаузена; гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили; технология проблемного обучения; перспективно-опережающее обучение С.Н.Лысенковой; технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся В.Ф.Шаталова; личностно-ориентированная технология И.С.Якиманской; технологии развивающего обучения Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.

Программа представлена поэтапно – пошагово, каждый шаг- ряд  занятий.

1 Шаг:«Портрет  успеха» (беседа о том, кого можно считать успешным, моя встреча с успешным человеком, можно ли достичь успеха за короткий срок, как составить программу для достижения успеха, составление формулы успеха);

2 Шаг:  «Взгляд со стороны» (методики на изучение уровня самооценки, формирование рефлексивной самооценки, игровой тренинг «Мои зеркала»);

3Шаг:«Учёба  – это интересно!» (активные формы учебных занятий, методы и педагогические приёмы стимулирования познавательного интереса к учебному процессу, формирования положительной мотивации с устойчивой структурой);

4Шаг:  «Секреты успешной учёбы» (практическиезанятия, памятки, направленные на обучение приёмам активной мыслительной обработки материала и развитие общеучебных навыков, предупреждение трудностей в учёбе; беседы, занятия-практикумы, упражнения, ролевые игры, направленные на обучение основам самоорганизации, выработку уверенности в своих силах к успешному обучению и саморазвитию, овладение элементами НОТ, которые помогают ученикам преодолевать затруднения в учении и поведении, формирование рефлексивной самооценки, воспитание культуры психических процессов).

5 Шаг:  «Портфолио моего успеха» (составление примерного содержания портфолио учебных достижений)

Реализация  данной программы будет способствовать формированию успеха учащихся начальной школы.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Глассер У.  Школа без неудачников.

2.Голованова Н.Ф., Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - СПб.: Специальная литература, 1997.

3. Лысенко Е.М.Возрастная психология. «Владос Пресс» Москва 2006г.

4. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000.

5. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. - СПб, 1997

6. Шинина Т.В. Изучение индивидуальных особенностей социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. - М.: Прометей, 2004. - С.593-595.

7. Эльконин Д.Б. Детская психология/Д.Б. Эльконин. М.: Академия. 2000

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Влияние учителя на успешную социализацию детей в начальной школе