Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:51, доклад
1. Понятие внеклассной воспитательной работы и ее функции
2. Принципы организации внеклассной работы по русскому языку
3. Формы и виды внеклассной работы по русскому языку
Внеклассная работа по русскому языку
План
1. Понятие внеклассной воспитательной работы и ее функции
2. Принципы организации внеклассной работы по русскому языку
3. Формы и виды внеклассной работы по русскому языку
1.Понятие внеклассной воспитательной работы и ее функции
Внеклассная
воспитательная работа – составная часть учебно-воспитательного
процесса в школе, одна из форм организации
педагогом различных видов деятельности
школьников в не учебное время, обеспечивающих
необходимые условия социализации личности.
Внеклассная воспитательная
работа позволяет мне сочетать разные
виды деятельности младших школьников:
трудовую, игровую, познавательную, коммуникативную.
И обладает широкими возможностями
воспитательного воздействия на
ребенка. Позволяет: расширить и
углубить знания школьников, закрепить
приобретенные на уроках навыки и
умения, развивать способности детей.
Ценность внеклассной воспитательной
работы в том, что она ненавязчиво
пробуждает интерес к учебному предмету,
так как ее содержание, методы и
организационные формы менее
регламентированы, чем в учебном
процессе. Имею возможность построить
внеклассную работу занимательно, удовлетворить
потребности каждого ребенка
в активности, самодеятельности, в
общении со сверстниками, что не
всегда удается им на уроках.
Разнообразная внеурочная деятельность способствует:
Если у ребенка сформировался
устойчивый интерес к труду в
совместимости с определенными
практическими навыками, обеспечивающими
ему успешность выполнения заданий,
тогда он сможет самостоятельно организовать
сою деятельность, это особенно актуально
сейчас, когда дети не могут занять
себя в свободное время.
2. Принципы организации внеклассной работы по русскому языку
В основе организации внеклассной работы по русскому языку, как и в основе построения уроков, лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие специфические методические принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой -- формы, виды и методы проведения внеклассной работы по русскому языку. Основными из них являются следующие:
Принцип связи внеклассной работы с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для внеклассной работы должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся. Подобно урокам русского языка, внеклассные мероприятия по русскому языку должны способствовать привитию навыков практической русской речи. С этой целью необходимо создавать во внеклассной работе благоприятные условия для речевой практики.
Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Взаимосвязь внеклассных и классных занятий обеспечивает систематичность в усвоении языков, материала и в выработке речевых навыков.
Принцип учета индивидуальных интересов
и способностей учащихся. Согла
Принцип занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики -- игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем широкого привлечения средств наглядности -- картин, рисунков, слайдов и т. д. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность -- это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность, это увлеченность выполняемой работой. Для учащихся начальных классов занимательно все то, что имеет практическое значение, т. е. приводит к практическому овладению русским языком.
Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы. Интерес к внеклассной работе поддержи-вается не только содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового и речевого материала. Чем разнообразнее формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к ней.
Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы. При соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по русскому языку, где каждое мероприятие имеет свое определенное место.
Принцип добровольности. Участие школьников во внеклассной работе должно быть добровольным, а не принудительным. Но, чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно.
Принцип массовости. С учетом того, что участие во внеклассной работе по русскому языку благотворно сказывается на развитии речи учащихся, ускоряет процесс практического овладения ими русским языком, желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше учащихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия во внеклассной работе и разъяснять пользу последней в практическом овладении русским языком.
Таковы основные методические принципы организации внеклассной работы по русскому языку, соблюдение которых является обязательным условием, определяющим успех этой работы.
3. Формы и виды внеклассной работы по русскому языку
В отличие
от уроков внеклассная работа по русскому
языку характеризуется
Выделяются следующие формы внеклассной работы:
Каждая из указанных форм внеклассной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.
Во внеклассной работе по русскому языку преобладают, особенно в младших классах, устные формы, что объясняется оперативностью устной речи и задачей развития в первую очередь устной речи.
К письменным формам внеклассной работы по русскому языку относятся стенная газета, листки русского языка, стенды. Все они характеризуются массовостью: вывешенные на видном месте, они становятся достоянием учащихся всей школы. Все остальные виды внеклассной работы по русскому языку проводятся в устной форме. По охвату учащихся они могут быть индивидуальными, групповыми и массовыми. К индивидуальным видам внеклассной работы относятся; заучивание наизусть стихотворений и прозаических отрывков, работа над ролью (при подготовке инсценировок к утреннику), подбор языкового материала (эта работа выполняется преимущественно в письменной форме), чтение детских книг, сказок на русском языке и некоторые другие. Все эти виды индивидуальной работы являются по существу подготовительным этапом к проведению групповых и. массовых внеклассных мероприятий.
К групповым относятся следующие виды работы: кружок русского языка, экскурсии (в библиотеку, на природу, на производство и т. д.), викторины и некоторые другие. Среди них наиболее приемлемым видом работы на начальном этапе обучения русскому языку является работа в кружке.
К массовым видам внеклассной работы относятся: утренники русского языка, праздники (например, праздник сказки, праздник детской книги, праздник поэзии), выставки (например, выставка детских книг, выставка лучших тетрадей, детских рисунков), конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую письменную работу, на лучшего чтеца), радиопередачи на русском языке, олимпиады, дни русского языка, кукольный театр и некоторые другие.
Одни из видов работы проводятся систематически, по особому расписанию, другие -- эпизодически, один-два раза в год. Например, регулярно -- один раз в две недели -- проводятся занятия кружка русского языка; регулярно -- раз в месяц -- выпускаются листки русского языка и стенная газета; ежедневно или один-два раза в неделю организуются передачи по школьному радио на русском языке. Такие массовые виды внеклассной работы, как утренник русского языка, праздник поэзии (или другие праздники), выставка лучших тетрадей, конкурсы, проводятся обычно эпизодически, один-два раза в год.
Все перечисленные и другие индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы по русскому языку тесно связаны между собой. При планировании внеклассной работы необходимо учитывать частоту проведения, а также методику подготовки тех или иных видов мероприятий. Планировать работу следует так, чтобы она не создавала перегрузки учащихся и в то же время обеспечивала их равномерную, регулярную работу над овладением русским языком в течение всего периода обучения в школе.