Военное образование в Российской Империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:03, доклад

Описание

Начало развития профессионального военного образования в России связано с переходом на регулярную армию и отказом от формирования вооруженных сил за счет стрелецкого войска и феодальных дружин.
Организовывалось подготовка кадров для военных специальностей, требующих специализированного образования, таких как артиллерия, морское дело, саперное дело.

Работа состоит из  1 файл

История военного образования в России.docx

— 15.79 Кб (Скачать документ)

Начало развития профессионального военного образования  в России связано с переходом  на регулярную армию и отказом от формирования вооруженных сил за счет стрелецкого войска и феодальных дружин.

Организовывалось  подготовка кадров для военных специальностей, требующих специализированного  образования, таких как артиллерия,  морское дело, саперное дело.

Были открыты Школа  математических и навигационных  наук, Морская академия (академия морской  гвардии), в дальнейшем – Морской кадетский корпус. При этом развитие специальных учебных заведений в России сдерживалось недостатком грамотной молодежи. Во всех учебных заведениях начала XVIII века приходилось заниматься повышением общеобразовательного уровня учащихся. Это удлиняло сроки обучения и отвлекало преподавателей от занятий по основным предметам. Необходимо было создать сеть начальных учебных заведений в разных регионах страны. Поэтому Петр I решил создать школы для солдатских детей при 49 полках русской армии. С 1721 г. гарнизонные школы начали учреждать уже при каждом полку. Требовалось, чтобы в школе грамоте и различным ремеслам обучалось 50 человек. Из выпускников этих школ комплектовались унтер-офицерские кадры.

Для комплектования армии офицерами с 1731 г. использовались кадетские корпуса.

Выпускник кадетского корпуса попадал в войска в  звании унтер-офицера в  статусе  кандидата на офицерский чин. Офицерское звание присваивалось в процессе службы. Стоит отметить, что в 18 веке кадетские корпуса готовили специалистов не только для военной, но также и  для гражданской службы.

В 19 веке кадетские  корпуса стали специализированными  учреждениями по подготовке военных  кадров. Всего было организовано 29 кадетских  корпусов.

Наибольший вклад  в создание и развитие российских кадетских корпусов внес император  Николай I  (1825 -1855). Существовавшие в  первой четверти XIX в. военно-учебные  заведения далеко не удовлетворяли  потребности армии в комплектовании ее офицерскими кадрами. Военно-учебные  заведения, развивавшиеся отдельно одно от другого, не имели надежной единообразной организации, каждое заведение управлялось по усмотрению своего непосредственного начальника. Прием в корпуса зачастую производился без точно определенных правил и  во многих случаях зависел непосредственно  от директора корпуса. Не существовало единых программ, указаний и инструкций по учебно-воспитательной работе. Опыт одного учебного заведения служил примером для вновь создаваемого заведения. За период с 1800 по 1825 годы из Пажеского и 1-го и 2-го кадетских корпусов было выпущено в войска 4845 офицеров, т.е. среднее количество ежегодно выпускаемых офицеров составило 200 человек. По свидетельству Лалаева, перечисленные выше учебные заведения обеспечивали замену в армии не более шестой части всех открывавшихся ежегодно офицерских вакансий. Юнкерские школы впервые появились в России только в последний год царствования Александра I.

    Интерес  к кадетским корпусам в качестве  императора у Николая I проявился  уже 25 декабря 1825 г., в день восстания  декабристов, когда кадеты 1-го  кадетского корпуса имели смелость  оказать помощь участникам восстания  на Дворцовой площади. Николай  I, узнав об этом, выразил свое  глубокое неудовольствие поведением  кадетов. Однако вскоре он сменил  гнев на милость.

    При Николае  I  складывается наиболее стройная  и рациональная система устройства  кадетских корпусов и управление  ими. Николай I решил “дать  военно-учебным заведениям новое  устройство, связать их вместе в одну общую отрасль государственного управления, для направления одною и тою же мыслию к одной и той же цели”. По мнению Николая I, кадетские корпуса ко времени его вступления на престол выполнили свою просветительскую функцию, первоначально возложенную на них при создании, и теперь должны были сосредоточить свое внимание на подготовке исключительно офицеров.

Все кадетские корпуса  того времени представляли собой  интернаты со  штатной численностью от 100 до 1000 воспитанников разделенных  на роты

В кадетских корпусах было расширено  преподавание математики с тем, чтобы выпускаемые в  артиллерию и инженерные войска имели  достаточную общую подготовку.

Согласно принятому  в 1836 г.  учебному плану в кадетских  корпусах тех лет преподавались  следующие предметы: в приготовительных классах — начало Закона Божьего, чтение и письмо по-русски, по-французски и по-немецки, начальный курс арифметики, чистописание и рисование; в общих и специальных классах — Закон Божий, русский язык и словесность, французский и немецкий языки, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, аналитическая геометрия, механика, естественная история, физика, химия; русская и всеобщая история, география, законоведение, статистика, артиллерия, тактика, военная топография, начертательные искусства, гимнастика, фехтование и танцы. В старших классах проходили дифференциальное и интегральное уравнения для готовящихся в артиллерийское и инженерное училища. Во время летних лагерей и каникул старшие кадеты, остававшиеся в корпусе, занимались топографическими работами.

В 1840 г. были впервые  изданы подробные  программы по всем учебным предметам, преподаваемым  в кадетских корпусах

В ходе военной реформы  Александра 2 кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, однако эти новые учебные заведения не справлялись с подготовкой кадров для военной специфики и кадетские корпуса были восстановлены в 1882 г.  

Отдельным учебным  заведением являлась Академия генерального штаба, которая была основана 26 ноября 1832 года. На общем отделении академии главными предметами были тактика, стратегия, военная история, военная администрация, военная статистика, геодезия с картографией, съемкой и черчением, а вспомогательными — русский язык, сведения по артиллерийской и инженерной части, политическая история, международное право и иностранные языки. На геодезическом отделении — теоретическая и практическая астрономия, физическая география, геодезия со съемкой и черчением, картография и военная статистика; вспомогательными — военная администрация, тактика, русский и иностранные языки.

В академию могли  поступать офицеры не моложе 18 лет  и в чинах не старше капитана армии  и штабс-капитана гвардии, артиллерии и сапёров. Служащие вне Петербурга сначала держали предварительный  экзамен при корпусных штабах. В самой академии офицеры желающие поступить в теоретический класс  должны были выдержать вступительный  экзамен, а для желающих поступить  напрямую в практический класс, —  и вступительный, и переходной. Офицер, желающий выпуститься экстерном, должен был помимо двух предыдущих экзаменов сдать еще и выпускной. По окончании курса офицеры прикомандировывались на 1 год к образцовым частям для ознакомления со службой. Выпуск производился в октябре. Окончившие по 1-му разряду получали следующий чин, по 2-му — выпускались тем же чином, а по 3-му — возвращались в свои части и в Генеральный штаб не переводились. 

Академия сразу  же заняла центральное место в  системе военного образования России. Обучение офицера в Академии Генерального штаба в русской армии приравнивалось к особому отличию и считалось  почётным. 

Информация о работе Военное образование в Российской Империи