Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:49, реферат
Как субъект действия человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершать, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. В работе отражены виды воображения и его смысл.
Психологическая
сущность воображения
Как субъект действия человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершать, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало актуально.
Воображение - психический процесс
создания образов предмета или
ситуации путем перестройки
Воображение выражается в:
построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;
создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;
продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;
создании
образов, соответствующих описанию
объекта. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу образов воображения.
Воображение присуще только
Виды
воображения
В зависимости от степени активности и осознанности человеком создания им новых образов различают такие виды воображения, как:
пассивное;
активное. (См.
дополнительный иллюстративный материал.)
Активное воображение, в свою очередь, делится на:
воссоздающее;
творческое.
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
А пассивное воображение - на:
преднамеренное;
непреднамеренное.
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения - преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.
Активное воображение - создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. К активному воображению относятся мечты и фантазии. Активное воображение, в свою очередь, подразделяется на творческое и воссоздающее (репродуктивное) воображение.
Воссоздающее воображение - воображение, которое развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.
Творческое воображение - воображение, которое предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности; неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются:
новизна объективная - если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте других людей;
новизна субъективная - если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными.
Пассивное воображение - воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь и не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за которого человек отказывается от необходимости действовать. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.
Преднамеренное воображение - воображение, создающее образы (грезы), связанные с волей, которая способствует их воплощению в жизнь.
Непреднамеренное воображение - воображение, наблюдаемое при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.
Формы
воображения
В психологии также, кроме видов воображения, различают формы воображения. К формам воображения относятся:
мечта;
фантазия;
грезы;
сновидения;
галлюцинации.
(См. дополнительный иллюстративный материал)
Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего - в мечтании.
Мечта - создание образа желаемого
будущего, необходимое условие
Особенностью мечты является
построение тех образов,
ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;
слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции);
эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;
стремлением
соединить мечты с чувством уверенности
в ее осуществимости, со страстным стремлением
к претворению ее в действительность.
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
Фантазия - форма воображения, в которой изменяется облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и потому обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимся в процессе деятельности.
Фантазии возникают при
Галлюцинация - форма воображения, в которой переживаются образы при отсутствии какой бы то ни было внешней стимуляции. Патологическое нарушение перцептивной деятельности, состоящее в восприятии объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств. С точки зрения материализма - продукт внутреннего мира, проекция представлений в реальное пространство. Возникают вследствие непроизвольного, не зависящего от субъекта проецирования образов вовне и локализации их в пространстве и времени, что ведет к переживанию этих, спонтанно возникших в сознании, образов как объективной реальности.
Образы воображения также
реалистическое воображение, которое отражает действительность, предвосхищает события;
фантастическое воображение, которое "отлетает" от действительности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Механизмы
воображения
Синтез представлений
в процессах воображения
агглютинация - соединение не соединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
гиперболизация, или акцентирование, - увеличение или уменьшение предмета, изменение качеств его частей;
заострение - подчеркивание каких-либо признаков;
схематизация - сглаживание различий и умаление черт сходства между ними;
типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. (См. дополнительный иллюстративный материал.)