Воспитание детей в неполных семьях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 06:39, реферат

Описание

Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. Едва ли человек криком извещает мир о своем рождении, начинаются его поступки, начинается его поведение. Человек постепенно открывает мир, познает его разумом и сердцем.

Работа состоит из  1 файл

соц.педагогика реферат.docx

— 30.16 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

  Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека. Отличительной чертой этой работы является то, что человек находит в ней ни с чем не сравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее. Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее.

Воспитание детей - это  отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью  отца и матери к людям, глубокой верой  в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех  семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с  тем любят и уважают людей.  Едва ли человек криком извещает мир  о своем рождении, начинаются его  поступки, начинается его поведение. Человек постепенно открывает мир, познает его разумом и сердцем. Он видит мать, улыбается ей и  его первая смутная мысль, если только можно ее назвать мыслью, - это  ощущение того, что мать (а потом  и отец) существуют для его радости, для его счастья. Человек поднимается  на ноги, видит цветок и порхающую  над ним бабочку, видит яркую  игрушку - и мама, и папа радуются, когда он, сын, радуется. Чем дальше, тем больше вступает в действие закономерность: если поведение, поступки маленького человека продолжают диктоваться только его потребностями, человек вырастает уродом. У него развиваются ненормальные, повышенные требования к жизни и почти всякое отсутствие требований к себе. Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда к потребностям - первому, элементарному и даже в какой - то мере примитивному побудителю человеческих поступков, человеческого поведения - присоединяется более сильный, более тонкий, более мудрый побудитель - долг. Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.  Дети, начав свою жизнь вполне беспомощными существами, так много получают от родителей, что последние естественно порождают в них чувства благодарности, любви и своего рода гордости своими отцом и матерью. Не только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их играют в этом роль. Дети, рано осиротевшие или почему - либо лишившиеся отца или матери, часто позже, в зрелые годы, чувствуют горечь, тоску от отсутствия в их воспоминаниях памяти о родительской ласке, семейных радостях, неиспытанных сыновних чувствах и т.п. Наоборот, испытавшие счастье, которое дается сколько-нибудь хорошей семейной жизнью, вспоминают, что они, детьми, считали мать красавицей, необыкновенно доброй, а отца - умным, умелым и т.п., хотя в то время, когда вспоминают это, они могут уже сказать, что в действительности мать вовсе не была красавицей, а отец был не более как неглупый человек. Эта иллюзия детства свидетельствует о потребности этого возраста, проявляющейся притом очень рано, видеть в тех, кто им в это время всех дороже, всевозможные качества, какие их воображение может рисовать им. Они всегда любят тех, кто любит и уважает их родителей. И когда родители действительно обладают крупными достоинствами и детям приходится видеть выражения благодарности или уважения к их родителям, это почти всегда производит на них впечатление, остающееся на всю жизнь и нередко определяющее характер жизни и деятельности сына.

 

                      

 

 

1. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ПО СТРУКТУРЕ СЕМЬЯХ

1.1. Особенности воспитания единственного ребенка в семье

 На этот счет существует  две наиболее распространенные  точки зрения. Первая: единственный  ребенок оказывается более эмоционально  устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных  с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится  преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое  равновесие, потому что ему не  достает брата или сестры. Что  бы там ни говорили психологи,  жизнь одного - единственного ребенка  в семье нередко складывается  так, что подтверждает именно  эту, вторую, точку зрения. Трудности,  однако, не являются абсолютно  неизбежными, и тем не менее  встречаются настолько часто,  что было бы глупо их не  замечать.  Бесспорно, родители, имеющие  единственного ребенка, обычно  уделяют ему чрезмерное внимание. Короче, они слишком заботятся  о нем только потому, что он  у них один, тогда как на  самом деле он всего лишь  первый. И действительно, немногие  из нас способны спокойно, со  знанием дела обращаться с  первенцем так, как мы держимся  потом с последующими детьми. Главная причина тут - неопытность.  Имеются, однако, и другие основания,  обнаружить которые не так  - то легко. Если не касаться  некоторых ограничений физического  порядка, одних родителей пугает  ответственность, которую накладывает  на них появление детей, другие  опасаются, что рождение второго  ребенка скажется на их материальном  положении, третьи, хотя никогда  не признаются в этом, просто  не любят ребят, и им вполне  достаточно одного сына или  одной дочери.  Некоторые помехи  психическому развитию детей  имеют совершенно определенное  название - тепличные условия, когда  ребенка холят, нежат, балуют, ласкают - одним словом, носят  на руках. Из - за столь чрезмерного  внимания психическое развитие  его неизбежно замедляется. В  результате чрезмерной снисходительности,  которой мы окружаем его, он  непременно столкнется с очень  серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами  домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе.

Как предотвратить все  это? С помощью второго ребенка - скажут многие из вас. И это верно, но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что стоит  родить еще одного ребенка, как мы сразу же добьемся полной адаптации  первого. В любом случае нужно  всеми силами преодолевать наше стремление растить ребенка в тепличных  условиях. Можно утверждать, что  воспитание единственного сына или  единственной дочери гораздо более  трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья  испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним  ребенком. Единственный ребенок очень  скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные  на этом ребенке, обыкновенно превышают  полезную норму. Любовь родительская в  таком случае отличается известной  нервозностью. Болезнь этого ребенка  или смерть переносится такой  семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед  родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному  положению и становится настоящим  деспотом в семье. Для родителей  очень трудно бывает затормозить  свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают  эгоиста.  Для развития психики  каждый ребенок требует душевного  пространства, в котором он мог  бы свободно передвигаться. Ему нужна  внутренняя и 

внешняя свобода, свободный  диалог с окружающим миром, чтобы  его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без  испачканного лица, разорванных штанов и драк.  Единственному ребенку  часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется  внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших  советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое  отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится  в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.  Но этого может и не быть, так как  в поведении с единственными  детьми есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном предложении, которое  должно стать законом для каждой семьи, где растет один ребенок: только никакой исключительности!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Специфика воспитания в многодетной семье

Воспитательный потенциал  многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные  характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы.

 С одной стороны,  здесь, как правило, воспитываются  разумные потребности и умение  считаться с нуждами других; ни  у кого из детей нет привилегированного  положения, а значит, нет почвы  для формирования эгоизма, асоциальных  черт; больше возможностей для  общения, заботы о младших,  усвоения нравственных и социальных  норм и правил общежития; успешнее  могут формироваться такие нравственные  качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям,  а также качества социального  порядка - способность к общению,  адаптации, толерантность. Дети  из таких семей оказываются  более подготовленными к супружеской  жизни, они легче преодолевают  ролевые конфликты, связанные  с завышенными требованиями одного  из супругов к другому и  заниженными требованиями к себе.  Однако процесс воспитания в  многодетной семье не менее  сложен и противоречив. Во-первых, в таких семьях взрослые довольно  часто утрачивают чувство справедливости  в отношении детей, проявляют  к ним неодинаковую привязанность  и внимание. Обиженный ребенок  всегда остро ощущает дефицит  тепла и внимания к нему, по - своему реагируя на это: в  одних случаях сопутствующим  психологическим состоянием для  него становится тревожность,  чувство ущербности и неуверенность  в себе, в других - повышенная агрессивность,  неадекватная реакция на жизненные  ситуации. Для старших детей в  многодетной семье характерна  категоричность в суждениях, стремление  к лидерству, руководству даже  в тех случаях, когда для  этого нет оснований. Все это  естественно, затрудняет процесс  социализации детей. Во - вторых, в многодетных семьях резко  увеличивается физическая и психическая  нагрузка на родителей, особенно  на мать. Она имеет меньше свободного  времени и возможностей для  развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов. Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально - экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живет ниже порога бедности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

 

  Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и в разделенной семье, но это потребует очень больших усилий от того родителя, с которым останется ребенок. Если же разделение семьи происходит, когда ребенок находится в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются особенно остро. Разделению семьи или разводу супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые сильно волнуют его. Мало того, родители, занятые своими ссорами, с ним тоже обращаются плохо, даже если полны благих намерений уберечь его от разрешения собственных проблем. Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто свои чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ от него. Ребенок может сохранять эти чувства многие годы. Очень часто после разделения семьи или развода мать вновь вынуждена пойти на хорошо оплачиваемую работу и в результате может уделять ребенку меньше времени, чем прежде. Поэтому тот чувствует себя отвергнутым и матерью.  Какое - то время после разделения семьи или развода отец регулярно навещает ребенка. Во всех случаях это очень глубоко волнует малыша. Если отец проявляет к нему любовь и великодушие, развод окажется для ребенка еще мучительнее и необъяснимее. Кроме того, он с недоверием и обидой будет смотреть на мать. Если же отец держится сухо и отчужденно, ребенок начнет спрашивать себя, почему, собственно, он должен с ним видеться, и в результате у него может зародиться комплекс вины. Если родители охвачены вдобавок желанием мстить один другому, они заполняют сознание ребенка вредным вздором, ругая друг друга и подрывая тем самым психологическую опору, которую обычно ребенок получает в нормальной семье. В этот период ребенок может, воспользовавшись расколом семьи, сталкивать родителей друг с другом и извлекать нездоровые преимущества. Заставляя их оспаривать свою любовь к нему, ребенок будет вынуждать их баловать себя, а его интриги и агрессивность со временем могут даже вызвать их одобрение. Отношения ребенка с товарищами нередко портятся из - за нескромных вопросов, сплетен и его нежелания отвечать на расспросы об отце. На ребенке, так или иначе, отражаются страдания и переживания матери. В новом положении женщине, конечно, гораздо труднее выполнять свои материнские обязанности.

Информация о работе Воспитание детей в неполных семьях