Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 10:43, контрольная работа
Современное социогуманитарное знание характеризуется качественным ускорением прогресса в сфере уточнения и выработки новой социологической парадигмы. Вызвано это целым комплексом причин. Кризис марксизма-ленинизма как идеологии социалистического общества, низвержение исторического материализма как общей социологической теории способствовали появление множества социологических школ и направлений. Однако смена доминирующей концепции характерна не только для социологической науки на территории бывшего СССР, но и для западной и американской социологической теории. Традиция, восходящая к Р.Мертону и рассматривающая социологию как трехуровневую систему, сегодня подвергается сомнению.
Большая часть жизни людей проходит в важнейшей для них социальной группе - семье, которую можно рассматривать как малую, первичную, а также как формальную, так и неформальную.
4. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И МАЛАЯ ГРУППА.
Семья - это основанное на браке или родстве объединение людей, общественный механизм воспроизводства человека Семья представляет собой малую группу, основанную на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Поскольку семья получает
моральную и правовую санкцию, общественную
и государственную поддержку, она
выступает и как социальный институт.
Когда говорят о семье как
о социальном институте, то интерес
представляет не конкретная семья, а
образцы семейного поведения, ролевые
отношения, специфика формальных и
неформальных норм и санкций в
сфере брачно-семейных отношений. Социологи
анализируют семью как
Как малая социальная группа, семья чаще всего рассматривается в тех случаях, когда изучается конкретная семья, исследуются реальные отношения между ее членами или ее внутренние связи. Исследователей интересуют цели, структура, состав семьи, семейные нормы и ценности, отношения членов семьи, выполнение основных функций её членами.
Основу семьи составляет
брак. Брак - это исторически обусловленная,
санкционированная и
Совокупность отношений между членами семьи (её структуру) можно анализировать по разным основаниям. По родственной структуре семья может быть: нуклеарной (супружеская пара с детьми) и расширенной (в неё также входит кто-либо из родственников супругов, проживающий с ними).
По структуре распределения власти между супругами выделяют семьи, в которых главные решения единолично принимает один из супругов, и эгалитарные, в которых жизненно важные решения принимаются супругами совместно. По месту жительства различают семьи патрилокальные (супруги живут в семье родителей мужа, ведут с ними одно домохозяйство), матрилокальные (супруги живут в семье родителей жены) и неолокальные (супруги живут отдельно от родителей).
Семья выполняет определенные
функции, отражающие как социальную
значимость семьи, так и ее индивидуальные
потребности в различных
Перед семьей в последние годы возникло множество социальных проблем. К их числу относятся, например, низкая рождаемость, высокий уровень разводов, рост числа неполных семей. Вместе с тем, объективно, в жизнедеятельности семьи возрастает значение функций, связанных с духовным общением, взаимопомощью супругов, родителей и детей.
Функционирование семьи
обусловлено ее включённостью в
различного рода большие группы, в
том числе в социально-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, кратко рассмотрен
вопрос о дефиниции понятия «
Также было рассмотрено формирование социальных групп, их основные черты: 1) устойчивое взаимодействие, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени; 2) относительно высокая степень сплоченности; 3) отчетливо выражена однородность состава, то есть наличие признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу; 4) вхождение в более широкие общности в качестве структурных образований.
Очень кратко изложены основные
положения теорий «социального обмена»
и «символического
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Западно-европейская социология XIX-нач. XX веков / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1996.
2. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. Теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.
3. Основы социологии: Курс лекций в 2 ч. / Под ред. А. Г. Эфендиева. М., 1994.
4. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. М., 1997.
5. Социология. Хрестоматия / Под ред. А. И. Кравченко. М., 1997.
6. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
Информация о работе Воспитание как процесс целенаправленного развития общества