Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:04, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что современное общество рассматривает физическую культуру как основное средство воспитания всесторонне развитой и социально активной личности. К тому же, в последнее время повышается роль воспитания психофизических качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, в связи с их значением для подготовки ребёнка к жизни, труду, выбору профессиональной и спортивной деятельности.
Введение……………………………………………………………...….…3
1. Значение развития воспитания ловкости у детей старшего дошкольного возраста……………………..…………………………………....5
1.1. Понятие ловкости развития……………………………………………......5
1.2. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста……..…..8
2. Анализ программы «Обучение воспитания в детском саду в частности физического воспитания»……………...………………………………….…...12
2.1 Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………………….........................12
2.2. Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания………………………………………….....17
3. Методика развития воспитания ловкости детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….23
3.1. Понятие и виды подвижных игр…………………………………………..23
3.2. Диагностика ловкости детей старшего дошкольного возраста…………26
Заключение……….………………………………………………………...31
Список литературы………………………………………………………...34
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «___________»
на тему: «Воспитание ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх»
Выполнил: ст. гр.
Принял: преп._________
Омск, 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Значение развития воспитания ловкости у детей старшего дошкольного возраста……………………..………………………………
1.1. Понятие ловкости развития…………………………………………….....
1.2. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста……..…..8
2. Анализ программы «Обучение воспитания в детском саду в частности физического воспитания»……………...……………………………
2.1 Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………
2.2. Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания…………………………………………....
3. Методика развития воспитания ловкости детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
3.1. Понятие и виды подвижных игр…………………………………………..23
3.2. Диагностика ловкости детей старшего дошкольного возраста…………26
Заключение……….…………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Тема данной курсовой работы является «Воспитание ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх».
Актуальность данной работы заключается в том, что современное общество рассматривает физическую культуру как основное средство воспитания всесторонне развитой и социально активной личности. К тому же, в последнее время повышается роль воспитания психофизических качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, в связи с их значением для подготовки ребёнка к жизни, труду, выбору профессиональной и спортивной деятельности.
Данный вопрос изучали многие ученые. По мнению Ю.Ф. Змановского, В. Гаврийски понятие «ловкость» не существует, другие специалисты рассматривают ловкость как вид сложнокоординированной деятельности (Е.П.Ильин, В.И. Лях). В то же время ряд ученых подчеркивают, что ловкость является ведущим психофизическим качеством в формировании гармонично развитой личности (Н.А. Бернштейн, И.М. Туревский, В.С. Фарфель), так как, именно она обусловливает точность, ритмичность и согласованность отдельных движений, формирование ориентировки в пространстве, чувство равновесия, умения согласовывать свои действия с изменениями окружающей обстановки. Старший дошкольный возраст признаётся сензитивным с периодом для воспитания ловкости и характеризуется наличием необходимых для этого предпосылок и условий. Пластичность нервной системы обусловливает воспитание данного психофизического качества и создаёт большие возможности для быстрой перестройки двигательной деятельности в соответствии с требованиями меняющейся обстановки (Т.В. Артамонова, Е.Н. Вавилова, В.А. Гуляйкин, Н.А. Ноткина, А.А. Ругина). Авторы ряда работ рассматривают возможность использования подвижных игр как одного из средств воспитания ловкости, полагая, что последние способствуют формированию умения точно выполнять двигательные действия в изменяющихся условиях окружающей обстановки (А.И. Быкова, Е.Н. Вавилова, В.И. Лях, Н.А. Ноткина, И.М. Туревский).
Предметом исследования курсовой работы является процесс воспитания ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
Объектом изучения курсовой работы является ловкость детей старшего дошкольного возраста.
Цель курсовой работы – изучить процесс воспитания ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:
1. изучить понятие ловкости и определить его значение;
2. выяснить особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
3. исследовать подвижные игры и их виды, используемые для развития ловкости у детей;
4. рассмотреть методику применения и требования к отбору подвижных игр;
5. на основе изученных данных сделать вывод.
Курсовая работа состоит из трёх глав. В первой главе определяется значение развития воспитания ловкости у детей старшего дошкольного возраста. Во второй главе анализируются программы «Обучение воспитания в детском саду в частности физического воспитания». В третьей главе рассматривается методика развития воспитания ловкости детей старшего дошкольного возраста. В заключении делается обобщённый вывод по трём главам.
1. Значение развития воспитания ловкости у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие ловкости развития
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения, их рациональности. Все эти качества или способности связывают в теории физического воспитания с понятием «ловкость». [2]
Слово «ловкость» - производная от слова «лов» - ловить. Первоначальное значение слова относится к охоте промыслу, ловле зверя, птицы, рыбы. С течением времени значение слова расширилось и перенеслось на человека, но смысл его мало изменился с тех пор. Ловкость по-прежнему определяется как способность нашего тела к проворству, ухватке, подвижности, гибкости (по Н.А. Бернштейну). [5]
По В.И. Далю, «ловкость» - «складность в движениях». Именно «складность» движений определяет ловкого прыгуна, бегуна, определяет умение качественно управлять своим телом. [11]
Один из наиболее крупных ученых в области физического воспитания детей Г.Н. Сатиров отмечал, что, не овладев комплексом качеств, формирующих ловкость, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями. [8]
Ловкость - это способность быстро координировать движения в соответствии с меняющейся игровой ситуацией. Это самое общее определение, поскольку ловкость - комплексное качество, в котором сочетаются проявление быстроты, координации, чувства равновесия, пластичности, гибкости, а также овладение игровыми приемами.
Если же попытаться дать более узкое, специальное определение, то можно сказать, что ловкость - это умение быстро и точно выполнять сложные по координации движения. [3]
Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях.
Координационные способности это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.
Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают:
1. пространственную ориентировку;
2. точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;
3. статическое и динамическое равновесие.
Пространственная ориентировка подразумевает:
1. сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций);
2. умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями.
Человек не просто реагирует на внешнюю ситуацию. Он должен учитывать возможную динамику ее изменения, осуществлять прогнозирование предстоящих событий и в связи с этим строить соответствующую программу действий, направленную на достижение положительного результата.
Ловкость развивается довольно медленно. Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 12 – 13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 2 – 8 летнего ребенка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается дифференцировочная способность зрительного анализатора. В 8 – 12 лет лабильность нервно – мышечной системы достигает уровня, близкого к уровню взрослого организма. Таким образом, дети должны выполнять как можно больше упражнений для воспитания координации движений. При этом важно совершенствовать мышечное чувство (умение различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц), а также чувства времени и пространства.
Упражнения для развития ловкости нужны как в детском, так и в подростковом возрасте. Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений. Уместно подчеркнуть, что неравномерность развития отдельных систем организма может привести к скованности движений. При систематических занятиях физическими упражнениями и играми эти явления в значительной степени ослабляются. В данном периоде развития у детей усиливаются процессы торможения в коре большого мозга, что способствует развитию аналитико–синтетической деятельности коры.
Одним из проявлений ловкости является умение сохранить равновесие тела в статическом положении и в движении. Устойчивость тела у детей при статических позах с возрастом улучшается. Так, если у 7 – летнего ребенка средняя амплитуда колебаний тела в переднее – задней плоскости равна 4,3 мм, то в 10 лет – уже 3,2 мм, а к 12 годам она уменьшается до 2,7 мм, достигая почти той же величины, что и у взрослых. То же самое происходит и с динамическим равновесием. Если в 6 – 7-летнем возрасте дети при прохождении 15-метровой прямой с закрытыми глазами отклоняются в сторону в среднем на 90,9 см, то в 10 лет – на 50,2 см, а в 12 лет – почти на ту же величину, что и взрослые – 32,4 см.
Специальными экспериментальными исследованиями убедительно подтверждено, что резкое ограничение двигательной активности (почти полная неподвижность на протяжении 10—15 суток) отрицательно сказывается не только на физическом самочувствии человека и его настроении, но и на течении некоторых психических процессов; особенно ухудшаются внимание и память. А высокая и специально организованная двигательная активность, т. е. занятия физическими упражнениями, оказывает, особенно в детском возрасте, положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и некоторых других психических процессов и в конечном итоге — на успеваемость школьников. [13]
Более того, исследования, проведенные в Ленинградском институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, выявили любопытную взаимосвязь между показателями развития психических процессов и отдельных двигательных качеств. Оказалось также, что с возрастом эти связи изменяются. Так, у 8-летних малышей более тесно с показателями психических процессов соотносятся такие качества, как ловкость, прыгучесть и быстрота (у мальчиков преимущественно ловкость, у девочек — прыгучесть). Эти двигательные качества были названы ведущими для данного возраста. Через год ведущим качеством и у мальчиков и у девочек оказалась ловкость. В 10 лет у мальчиков — ловкость, у девочек — скоростно-силовые качества и ловкость. Легко увидеть особое положение, занимаемое в этом перечне ловкостью.
Информация о работе Воспитание ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх