Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:14, доклад
Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.
Воспитание основ гражданственности и патриотизма
у младших школьников
Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма.
Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:
«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
ь чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
ь уважительное отношение к языку своего народа;
ь заботу об интересах Родины;
ь осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
ь проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
ь гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
ь гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
ь уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ь ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
ь гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренѐнности и солидарности, любви, которая обусловлена на
уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени. Но мы сегодня обсудим только одну из них.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества; развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей.
Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, города, страны в целом.
Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса. Примером может служить разработанный второклассниками вместе с педагогом и родителями проект «История страны в историях наших семей».
Работу по гражданско-правовому воспитанию следует начинать с приходом ребенка в школу, в первый класс. Первоклассник – человек уже имеющий какой-то жизненный опыт и, опираясь на этот опыт и знания маленького человека, можно начать воспитательную работу в этом направлении. Работа может быть внеклассной, а так же проводиться на уроках. Знания дети получают на уроках, особенно активно можно работать на уроках литературного чтения и окружающего мира, также на материалах уроков русского языка. В программе воспитания школьников нашего образовательного учреждения выделен модуль, посвященный гражданско-правовому воспитанию. В начальных классах в него включаются элементарные правовые знания, это база для дальнейшей работы.
Во внеклассной работе использовать:
ь тематические классные часы («Изучаем основные права человека», «С чего начинается Родина», «Культура и быт русского народа», «История отечественной геральдики»)
ь туристические поездки
ь дидактические игры
ь уроки мужества (например, День Знаний, посвящѐнный Родине, героическим страницам еѐ истории, культуры)
ь интеллектуальные викторины
ь литературно-музыкальные композиции
ь встречи с ветеранами, с военнослужащими
ь митинг, посвящѐнный Дню Победы
ь праздники, утренники
ь исследовательские работы (например, «Моя родословная», «Знаменитые места родного края»)
ь конкурсы (ко Дню города, 23 февраля, Дню Победы и другие)
В программе воспитания школьников можно разработать творческое сотрудничество с родителями, в рамках которого представить цикл родительского лектория, способствующего формированию жизненной позиции ребѐнка («Ребѐнок учится тому, что видит у себя в дому», «Родословная семьи», «История, реликвия в моѐм доме», «Ими гордится наша страна» и другие)
Результатом работы по гражданско-правовому воспитанию в начальных классах должно быть формирование маленького гражданина своей страны, который знаком с ее символами, знает свои права и обязанности, имеет чувство ответственности за свое будущее, умеет применить полученные знания, уважает окружающих и ценит историческое прошлое нашей страны и посѐлка.
Итог гражданско-патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России. « Познание, постижение человеком своей Родины, становление в его душе патриотической сердцевины, …, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием», – писал В. А. Сухомлинский.
Литература
1. Кавинская Наталья Владимировна // Программа патриотического воспитания "Я гражданин России" // festival.1september.ru
2. Капина Надежда Владимировна // Классный час "Крепка семья – крепка держава" // festival.1september.ru
3. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе. – 2006. – № 9.
4. Танько Марина Александровна // Внеклассное мероприятие по гражданско-правовому воспитанию "Россия – Родина моя" // festival.1september.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия
Выступление на МО начальных классов.
«Воспитание основ гражданственности и патриотизма
у младших школьников»
Выполнила Маннанова О.К.
Чишмы-2011г.
Информация о работе Воспитание основ гражданственности и патриотизма у младших школьников