Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:08, контрольная работа
В данной работе мы рассмотрим тему о воспитании. Воспитание это категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет само общество. Цель данной работы раскрыть воспитание как общественное явление, показать необходимость воспитания, так как оно является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека.
1.Введение…………………………………………………………………….2
2.Воспитательный процесс…………………………………………………..3
3.Воспитание и эмоции………………………………………………………9
4.Воспитание и социализация………………………………………………11
5.Теории воспитания………………………………………………………...14
6.Самовоспитание……………………………………………………………15
7. Методы воспитания……………………………………………………….16
8.Содержание и направления воспитательного процесса…………………21
а ) Формирование основ научного мировоззрения……………………..21
б ) Гражданское воспитание……………………………………………...24
в ) Нравственное воспитание……………………………………………..26
г ) Трудовое воспитание и профессиональная ориентация
школьников…………………………………………………………….28
д ) Эстетическое воспитание……………………………………………..30
е ) Физическое воспитание………………………………………………..32
9. Заключение…………………………………………………………………...35
10.Список литературы………………………………………………………….36
Классификация видов воспитания.
____Основание классификации___________Виды воспитания_______
1. Методологическое (философское) Прагматическое, аксиологическое,
гуманистическое и др.
2. Социальный институт Семейное, школьное, конфессиональное (религиозное), общинное и др.
3.
Общие направления
5.
Стиль отношений между
Как уже отмечалось выше, понятие «воспитание» является одним из центральных в педагогической науке. В истории педагогики наблюдалась смена господствующих в разные периоды теорий воспитания, среди которых в первую очередь выделяются теория авторитарного воспитания, теория свободного воспитания и гуманистическая концепция воспитания.
Теория авторитарного воспитания, возникшая и доминировавшая в период Средневековья, рассматривала ребенка, ученика как объект, которым следует управлять, определяя его поведение исходя из жестко заданных, преднамеренно ограничивающих его социальных норм (И.Ф. Гербарт). Основными воспитательными приемами в этой концепции считались: угрозы, надзор, приказания и запреты.
Противоположные педагогические представления, цели и методы лежат в основе появившейся в XVIII в. теории свободного (стихийного) воспитания, которая предполагает уважение к личности ребенка, стремление не ограничивать, а стимулировать в процессе воспитания естественный ход личностного развития (Ж.Ж. Руссо).
И хотя сегодня можно встретить педагогические системы, построенные на одной из этих двух полярных теорий воспитания, однако все большее место в педагогической теории и практике стала занимать современная гуманистическая концепция воспитания.
В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных и соотносимых изменений в двух планах: внутреннем (направленность «на себя») и внешнем (направленность «на других»). И если внутренний план развития личности характеризуется психофизической индивидуальностью и проявляется в саморегуляции, самоорганизации и самопознании, то внешний (социальный) план формируется и определяется глубиной и темпами приобщения личности к социальным ценностям, уровнем приобретенных на их основе личностных качеств в процессе самореализации и самоутверждения.
Определенное сочетание взаимосвязанных внутреннего и внешнего планов составляет личностную гармонию, которая и является целью гуманистического воспитания, в качестве модели которого выступает идеал, всесторонне и гармонично развитой личности. Создание условий для развития^ самореализации через построение идеального Я и движение к такому идеалу — задача гуманистического воспитания.
Рассматривая развитие как непрерывный процесс, гуманистическая педагогика утверждает, что чем гармоничнее будет общекультурное, морально-этическое и профессиональное развитие, тем более творческим и социально адаптивным будет человек. Поэтому принципы непрерывности и преемственности являются ведущими в системе принципов гуманистического воспитания. Это соотносится с положением Л.С. Выготского о необходимости ориентироваться в педагогическом процессе «на зону ближайшего развития».
Гуманистическая
концепция воспитания позволяет
осмыслить человека как уникальное
явление природы, признать приоритетность
развития его индивидуальности, понять
соотношение между свободой выбора личностью
в самореализации и целенаправленным
влиянием на нее общества.
Самовоспитание.
Современный этап развития педагогической науки и практики характеризуется преобладанием субъектно-субъектных представлений о воспитательном процессе, т.е. активностью наделяется не только педагог, передающий общественно-исторический и культурный опыт, но и воспитанник, творчески усваивающий и интериоризующий этот опыт. Следовательно, важнейшей и неотъемлемой стороной воспитания является самовоспитание, которое наряду с индивидуальными особенностями и задатками человека объясняет широкий спектр различных личностных позиций людей, воспитывающихся в общей социальной среде.
Самовоспитание— это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.
Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного желательного мотива своей деятельности. Формируя и реализуя такой мотив, человек сталкивается с внешними (объективными) и внутренними (субъективными) трудностями, преодоление которых требует его волевых усилий.
Но только на определенной стадии развития личности (в первую очередь, ее общественного самосознания) человек начинает осознавать не только внешние, но и внутренние источники своего поведения и на основе этого может (в некоторых пределах) целенаправленно изменять и корректировать мотивы, цели и способы деятельности.
Это
требует определенной зрелости ценностно-смысловой
сферы, поэтому в раннем и дошкольном детстве
вопрос о самовоспитании не стоит, но уже
в младшем школьном возрасте в деятельности
ребенка происходят значительные сдвиги
в сторону внутренней мотивации по самоизменению
(преодоление черт характера, субъективно
воспринимаемых как негативные, и формирование
у себя желательных личностных качеств).
Задача педагога на этом этапе — поддержать
имеющееся в ребенке стремление к самосовершенствованию
и на основе учета возрастных и индивидуальных
особенностей оказать ему помощь в постановке
и осуществлении целей самовоспитания,
которое является составной частью и результатом
воспитания. Ведь так же как при обучении
основная задача педагога — «научить
учиться», так и в воспитании важно «вое-
питать внутреннего воспитателя».
Методы
воспитания.
Методы
воспитания — это, с одной стороны,
конкретные пути влияния на сознание,
чувства и поведение
Методы воспитания условно можно разделить на три основные группы.
1.
Методы убеждений, которые
2. Методы упражнений (приучения), с помощью которых организуется деятельность воспитанников и стимулируются позитивные ее мотивы (поручения, требования, показ образцов и примеров, создание ситуаций успеха и т.д.).
3.
Методы поощрения и наказания,
которые направлены на
Методы убеждений. Эти методы
являются ведущими в
В
качестве конкретных рекомендаций по
применению этих методов в практической
деятельности педагога нужно отметить
следующее.
4.
Эффективность применения
5.
Важно использовать методы
6.
Воспитанников следует учить
доказывать и отстаивать свою
позицию, т.е. желать и уметь
использовать свою
7.
Не следует считать методы
убеждений единственными. В
Методы упражнений (приучения)
Это методы управления деятельностью воспитанников, направленные на формирование единства сознания и поведения, а поскольку процесс такого формирования длительный, то результат применения данных воспитательных методов отсрочен во времени. Методы упражнений реализуются в воспитательном процессе прежде всего в форме поручений.
Педагогическая наука и практика выработали ряд рекомендаций для воспитателей по применению поручений в образовательном процессе.
1. Педагогу следует хорошо знать мотивы участия воспитанников в деятельности, их отношение к поручениям и обязанностям.
2. Методы упражнений эффективны только при использовании их с методами убеждений, важно чтобы воспитанники знали и понимали цели выполняемых ими поручений, т.е. относились к ним сознательно.
3.
Положительное влияние на
4. От несложных по содержанию дел-упражнений, выполнение которых не представляет больших трудностей, следует переходить к предъявлению таких поручений, которые требуют все более и более значительных волевых усилий, при этом важно, чтобы определенный уровень морально-волевого напряжения всегда сохранялся.
5.
При формулировке поручения
6.
Личная ответственность и
7.
Нельзя недооценивать роди
8.
Говорить об эффективности
9. Важно, чтобы при выполнении принятых обязательств воспитанники испытывали положительные эмоции от сознания выполненного долга и личного успеха.
Эти методы педагогического воздействия используются для того, чтобы помочь воспитанникам осознать свои достоинства и недостатки, стимулировать или сдерживать определенное поведение, развивать навыки самоконтроля и самооценки.
Поощрение — метод воспитания, целью которого является обучение ребенка следованию общепринятым нормам поведения без использования физического воздействия, лишения ребенка чего-либо, а с помощью положительного подкрепления одобряемого поведения. Формами поощрения являются одобрение, похвала и награда.