Выдающийся педагог 60—80-х годов Илья Николаевич Ульянов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:04, реферат

Описание

И. Н. Ульянов рано выделился среди сверстников большими способностями и страстным желанием учиться. Но вследствие ранней смерти отца он был вынужден много трудиться для осиротевшей семьи. Благодаря большой заботе и отеческому отношению к нему старшего брата Василия, на плечи которого легла основная тяжесть содержания родных, младший Ульянов получил возможность окончить начальную школу и гимназию в г. Астрахани (1843—1850). В свидетельстве об окончании гимназии, подписанном ее директором А. В. Тимофеевым, сыгравшим большую роль в дальнейшей судьбе своего воспитанника, говорилось, что ученик И. Н. Ульянов отличился прекрасным поведением и «большими успехами в преподаваемых предметах». Когда юношу спросили, что он намерен делать дальше, он твердо заявил: «В Казанский университет».

Работа состоит из  1 файл

Ленин.docx

— 20.29 Кб (Скачать документ)

Московский Государственный  Университет

Пищевых Производств

 

Кафедра: «Социология и  социальные технологии»

Сектор: «Социология и  социальные технологии»

 

 

 

Реферат

На тему: «Выдающийся  педагог 60—80-х годов Илья Николаевич Ульянов»

Выполнил студент:

                                                                                       Группы 10-Э-5

                                                                             Линёва А

                                                                                 Проверила:

                                                                                       Чечёткина О.Н.

 

 

 

Москва 2012

 

 

 

Выдающийся педагог 60—80-х годов Илья Николаевич Ульянов.

Илья Николаевич Ульянов (1831—1886), отец В. И. Ленина, родился в          г. Астрахани в семье мастера «портняжьего цеха», как значился его отец в списках людей, пожизненно зачисленных в состав так называемого податного сословия, т. е. людей, обреченных платить обременительные налоги в царскую казну и обязанных выполнять другие повинности. 
И. Н. Ульянов рано выделился среди сверстников большими способностями и страстным желанием учиться. Но вследствие ранней смерти отца он был вынужден много трудиться для осиротевшей семьи. Благодаря большой заботе и отеческому отношению к нему старшего брата Василия, на плечи которого легла основная тяжесть содержания родных, младший Ульянов получил возможность окончить начальную школу и гимназию в г. Астрахани (1843—1850). В свидетельстве об окончании гимназии, подписанном ее директором А. В. Тимофеевым, сыгравшим большую роль в дальнейшей судьбе своего воспитанника, говорилось, что ученик И. Н. Ульянов отличился прекрасным поведением и «большими успехами в преподаваемых предметах». Когда юношу спросили, что он намерен делать дальше, он твердо заявил: «В Казанский университет». 
Однако на пути горячего стремления И. Н. Ульянова к высшему образованию возникли большие трудности, созданные царскими крепостническими законами: в конце 40-х годов XIX века была повышена плата за учение в университетах, и был затруднен доступ в них молодых людей из «податного сословия». Благодаря личной энергии и целеустремленности, заботам старшего брата, хлопотам педагогов Астраханской гимназии и встречного сочувствия со стороны помощника попечителя Казанского учебного округа Н. И. Лобачевского И. Н. Ульянов, успешно сдавший вступительные экзамены, был принят в Казанский университет. Однако, ссылаясь на отсутствие у Ульянова всех положенных документов как у податного человека, Министерство народного просвещения отказало в ходатайстве университета принять его в число «казеннокоштных студентов», т. е. содержащихся на государственный счет. И студенту И. Н. Ульянову пришлось заниматься репетиторством и опять пользоваться материальной помощью брата.

По окончании Казанского университета в 1854 году И. Н. Ульянов  сдал экзамены на право преподавания математики и физики в средних  учебных заведениях и получил  от Н. И. Лобачевского, бывшего в то время помощником попечителя Казанского учебного округа, назначение на должность  учителя математики и физики в  Пензенский дворянский институт. 
С 1855 по 1869 год И. Н. Ульянов преподавал эти предметы сначала в Пензенском дворянском институте (1855—1863), а затем в Нижнем Новгороде в дворянском институте и гимназии (1864—1869). На педагогическом поприще Ульянов проявил себя высококвалифицированным специалистом в области естественных наук, педагогики и методики, прекрасным воспитателем молодежи, инициатором важных общественных начинаний в области просвещения. Но он вынужден был оставить преподавательскую работу в средних учебных заведениях, ввиду несогласия с официальным курсом царизма на принижение естественнонаучного образования в средней школе и внедрения классического. 
С 1869 года И. Н. Ульянову представилась возможность продолжить педагогическую деятельность — теперь уже в сфере народного образования в собственном смысле этого слова.

Министерство народного  просвещения, создававшее в это  время новую отрасль управления народным образованием — инспекцию  народных училищ, перевело в 1869 году И. Н. Ульянова, по ходатайству руководства  Казанского учебного округа, на высокопоставленные должности — сначала инспектора (1869—1874), а затем директора народных училищ Симбирской (ныне Ульяновской) губернии (1874—1886). 
За 16 лет неутомимой, плодотворной деятельности в качестве руководителя народного образования, осознаваемой им как выполнение долга перед многострадальным народом, И. Н. Ульянов сумел превратить отсталую в культурном отношении Симбирскую губернию в одну из передовых в сфере просвещения. Об И. Н. Ульянове как деятеле народного образования говорили, что он «известен всей России». 
И. Н. Ульянов умер рано, не дожив до 55 лет. Он отдал все свои силы и талант делу просвещения народа, борьбе с косностью и невежеством.

Педагогическая  деятельность

И. Н. Ульянов быстро зарекомендовал себя высокообразованным специалистом в области естественных наук, человеком  редких душевных качеств, скромным и  тактичным педагогом, подававшим своей  деятельностью, поведением, самим обликом  личный пример коллегам и воспитанникам.

По заданию Н. И. Лобачевского он организовал при Пензенском институте  метеорологическую станцию, где  регулярно и квалифицированно вел  наблюдения, а также создал прекрасный физический кабинет. Полезные начинания  И. Н. Ульянова позволили улучшить учебный  процесс в институте, ввести практические занятия по физике, связывать теорию с практикой в преподавании математики, проводить экскурсии, помогающие ученикам глубже и сознательнее усваивать программный материал. В одном из актов проверки работы института об И. Н. Ульянове было записано следующее: «Ульянов, снискавший себе известность отличного педагога, по достоинству занимает принадлежащее ему место между лучшими педагогами. Его мягкое и симпатичное обращение с воспитанниками, всегда ровный благоразумный такт привлекает к нему учеников и заставляет охотно заниматься». С большим терпением «он слабых и менее развитых учеников доводит до полного усвоения преподаваемого». 
Свою учительскую и научную работу И. Н. Ульянов стремился сочетать с активным участием в общественной деятельности в духе требований общественно-педагогического движения 60-х годов и идей его передовых руководителей — революционеров-демократов Добролюбова и Чернышевского. 
Стараниями В. И. Захарова, И. Н. Ульянова, А. В. Тимофеева и других активных педагогов в Пензе удалось открыть библиотеку-читальню на общественные средства. Действуя с большим энтузиазмом, В. И. Захаров и И. Н. Ульянов сумели создать воскресную школу «для мастеровых» — одно из первых учебных заведений для рабочих России, которая очень быстро завоевала большую популярность. Число ее учеников выросло с 40 до 120 человек.

В начале работы И. Н. Ульянова директором народных училищ, когда  была организована дирекция училищ и  увеличено количество инспекторов  из числа ближайших соратников И. Н. Ульянова, в губернии проводились  уездные съезды учителей. 
И. Н. Ульянов деятельно готовил эти съезды, помогал учителям в выборе тем докладов, в определении их идейной, научно-педагогической направленности. Так, на втором съезде в 1874 году в докладе учителя Малеева «О ведении объяснительного чтения» были поставлены вопросы о целях и задачах народной школы: 
«На школу возлагается важная задача: дать нравственное побуждение к борьбе с невыгодными жизненными условиями... возлагается обязанность развить все духовные стороны ученика... приготовить человека, сильного духом, и научить его известным знаниям». 
Эта основная мысль, близкая к целевой установке, сформулированной революционными демократами в отношении школьного образования, была программным направлением деятельности И. Н. Ульянова; она цементировала и объединяла организованных и духовно сформированных им учителей-ульяновцев. 
В 1874 году царское правительство запретило проведение учительских съездов, ссылаясь на то, что они-де приносят вред в политическом отношении и бесполезны в педагогическом. 
И снова И. Н. Ульянов отыскивает формы помощи учительству и школе. При открытой им в 1873 году в селе Порецком учительской семинарии он проводил летние курсы учителей, сохранив здесь то ценное, чего добился на учительских съездах и прежних курсах. 
Симбирский период жизни И. Н. Ульянова наиболее плодотворный и напряженный в его педагогической деятельности. В это время всецело развернулся организаторский талант И. Н. Ульянова, проявились всепоглощающая преданность делу народного образования, любовь к народу и крестьянским детям, характерные для представителей революционно-демократической педагогики России. 
Благодаря энергичной, самоотверженной деятельности И. Н. Ульянова, четкой организации инспекторской и директорской работы, умения установить контакты с крестьянами, привлечь прогрессивных людей края к делу просвещения народа Симбирская губерния вскоре стала одной из лучших по успехам народного образования в России. 
И. Н. Ульянов смело провозгласил курс на учение, развивающее духовные, умственные и нравственные силы учащихся, способствующее подъему народного самосознания. Этому идейному направлению передовых общественных сил России он преданно служил всю свою жизнь.


Информация о работе Выдающийся педагог 60—80-х годов Илья Николаевич Ульянов