Выявите механизм влияния закономерностей обучения на формирование сущности, содержания и требований к учебному процессу принципов обуче

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 20:16, контрольная работа

Описание

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.
Качественное своеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с воспитанием, образованием и развитием.

Содержание

Введение
1. Сущность процесса обучения
2. Закономерности процесса обучения
3. Принципы процесса обучения
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Педагогика»

тема: «Выявите механизм влияния закономерностей обучения на формирование сущности, содержания и требований к учебному процессу принципов обучения.»

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Направление Экономика  труда

Профиль

Группа ЭТР-11 КТ

Ф.И.О.  Майер Я.В.

 

 

Краснотурьинск 

2013

Содержание

 

Введение

3

1. Сущность процесса обучения

4

2. Закономерности  процесса обучения

7

3. Принципы процесса  обучения

11

Заключение

14

Список литературы

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важное место  в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Качественное  своеобразие обучения выявляется при  сопоставлении его с воспитанием, образованием и развитием.

В разных видах  обучения его воспитательно-образовательно-развивающая  составляющая представлена не одинаково, но педагог, руководитель знаний, обязан постоянно конструировать ее. Таким  образом, изучение характеристик процесса образования является актуальным вопросом в современной педагогике.

 

1. Сущность процесса обучения

 

Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой  две особые, хотя и взаимосвязанные  формы деятельности учащегося и  учителя и отражают двойственный характер процесса обучения.

Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких  приемов и способов организации  познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное  усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей.

В определении обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркивается взаимодействие учителя и учащегося. Признавая важность и значимость современных тенденций и в понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнуть руководящую и направляющую деятельность учителя, который и при самой высокой активности и самостоятельности учащихся всегда выступает организатором их познавательной деятельности. В его функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов и учебного труда ([2], стр. 203 – 204).

Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Преподавание - это деятельность учителя по:

- передаче информации;

- организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

- оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

- стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

- оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию  как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Учение —  это деятельность ученика по:

- освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

- самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;

- осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

- овладение системами знаний и оперирование ими;

- овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками;

- развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

- овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Эффективность обучения определяется внутренними  и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах ([1], стр. 86 - 88).

Обучаемость — это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность — это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:

- различения или узнавания предмета (явления, события, факта);

- запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей перспектив развития учащегося  является способность ученика к  самостоятельному решению учебных  задач (близких по принципу решения  в сотрудничестве и с помощью  учителя).

В качестве внешних  критериев эффективности процесса обучения принимают:

- степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

- темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;

- уровень образованности или профессионального мастерства;

- готовность повысить образование.

В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической  и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое  созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию ([1], стр. 86 - 88).

 

2. Закономерности  процесса обучения

 

Результатом  познания процесса обучения является выявление объективно существующих законов и закономерностей процесса обучения.

Закономерность – это  результат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь, отношение. Изучение закономерностей обучения - это поиск общих тенденций развития и функционирования педагогических систем.

Закономерности  обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. Такая стратегия обычно обозначается термином подход (например, индивидуальный подход, проблемный подход и т.д.). Подход в педагогике - это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания.

Категории общего, особенного и единичного требуют определения  соотношения общечеловеческого, национального  и индивидуального в отборе содержания образования, его направленности на формирование этнических эталонов, ментальных характеристик, индивидуальных склонностей и способностей личности, а также учета общих и специфических условий функционирования той или иной системы обучения.

Категория меры вводит в теорию и практику обучения принцип оптимальности, или меры, в отборе содержания, методов, форм и способов педагогических воздействий.

Категории сущности и явления  обусловливают необходимость выявления  внутренних характеристик процесса обучения и всего диапазона его особенностей, в своей совокупности характеризующих обучение как педагогический процесс.

Единство содержания и  формы в процессе обучения находит  свое выражение в адекватности содержания образования видам и формам учебной  деятельности, в соответствии методов обучения его техническому оснащению и т.д.

Категория необходимости  требует построения учебного процесса в соответствии с закономерностями обучения, возрастного и индивидуального  развития. Не менее значимой является и категория случайности, в соответствии с которой одно и то же педагогическое воздействие предполагает вариативность ответных реакций обучаемых, не всегда адекватных замыслу педагога.

Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.). К числу значимых условий обучения относятся профессионализм учителя (преподавателей), его творческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств.

Объективной является зависимость  результатов обучения от особенностей взаимодействия развивающейся личности с миром. Сущность этой закономерности состоит в том, что результаты обучения зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается обучаемый. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся.

Названные закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения [8].

Закономерности обучения, рассматриваемые как выражение  действия законов в конкретных условиях, — это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи  между составными частями, компонентами процесса обучения. Большая же часть закономерностей проявляется как тенденция, то есть не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, в некотором множестве случаев. Это характерно для всех общественных процессов, также и для процесса обучения, поскольку он зависит от множества факторов: сознательной деятельности учителя и учеников, культурных, материальных условий и пр.

Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным путем, и таким образом, обучение может строиться на основе опыта, так сказать, по здравому смыслу. Однако построение эффективных систем обучения требует теоретического знания о законах, по которым протекает процесс обучения.

Выделяются  внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, это зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом. Таких закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большая часть из них действует только при создании обязательных условий обучения.

Существует  закономерная связь между обучением  и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя преимущественно  носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых протекает обучение. Описание этих условий характеризует частные проявления указанной закономерности.

Другая закономерность говорит о том, что есть зависимость  между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения. Согласно этому положению обучение не может состояться, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения. Частное выражение этой закономерности состоит в соответствии целей учителя и учеников, при рассогласовании целей эффективность обучения снижается.

Информация о работе Выявите механизм влияния закономерностей обучения на формирование сущности, содержания и требований к учебному процессу принципов обуче