Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 00:06, контрольная работа
Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других.
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
Для приобщения родителей к педагогической литературе целесообразно создавать библиотеки-передвижки, подбирая в специальные папки статьи на определенную тематику. Однако следует помнить, что всякий раз нужно побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка.
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др.
Во многих дошкольных учреждениях работает «телефон доверия», проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.
Таким образом, сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Взаимодействие семьи и детского сада в работе МДОУ «Косланский детский сад»
Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия каждого ребёнка следует выработать чёткую стратегию сотрудничества с родителями. Внедрение в практику работы МДОУ “Косланский детский сад ” в 2009 году был организован Клуб молодой семьи “Росточки”, который функционирует уже третий год. Практика показала, что большинство родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о закономерностях его психического развития, не владеют даже самыми элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих малышей. Социальный опыт, обретаемый дошкольником в детском саду и в семье, разный: в семье ребенок - объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду - равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия.
Этапы разработки
информационно-практико-
1.Целеполагание.
2.Разработка проекта – составление плана деятельности с привлечением специалистов МДОУ.
3.Выполнение проекта – практическая часть.
4.Подведение итогов – задачи для новых проектов.
1-й этап. Целеполагание
Одна из главных ценностей в жизни – наши дети. Для полноценного формирования личности каждого воспитанника МДОУ мы должны сделать родителей своими единомышленниками, выработать чёткую стратегию и тактику сотрудничества с молодой семьёй, не имеющей опыта воспитательной работы.
Проблема:
Проблемы в общении между родителями и педагогами.
Недостаточность педагогических знаний родителей для эффективного воспитательного воздействия на ребёнка.
Участники проекта:
Родители воспитанников, педагоги и специалисты МДОУ “Косланский детский сад”, дети 1 и 2 младшей группы, медицинский персонал, родители детей, не посещающих ДОУ (возраст до 3 лет).
Цель проекта:
Задачи:
1.Установить контакт с родителями до поступления ребёнка в ДОУ с целью заблаговременной подготовки его к жизни в детском саду;
2.Популяризовать деятельность МДОУ среди населения района;
3.Выявить неблагополучные семьи, где есть неорганизованные дети для дальнейшего сопровождения их службой КПДН;
4.Осуществить педагогическое просвещение молодых родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры, изучения закономерностей физического и психического развития ребёнка на разных возрастных этапах;
5.Оказать медико-психолого-
6.Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
Предполагаемые итоги реализации проекта:
2-й этап. Разработка
проекта с привлечением
Заключается в следующих мероприятиях:
1. Доведение до участников проекта значимости важности и актуальности проекта.
2. Разработка схемы
Схема взаимодействия участников проекта “Росточки”
3. Подбор литературы по выбранной тематике.
4. Разработка “Положения о проекте “Росточки”.
5. Составление и обсуждение
с участниками проекта
6. Консультирование и
обучение педагогов на
Начало разработки проекта – работа с кадрами.
Задачи:
– глубокое изучение тематики проекта, вызвать заинтересованность участников проекта данной темой, пополнение знаний педагогов по теме, поддержать инициативу педагогических кадров.
– создать мотивацию
педагогов, опираясь на
– тактичное рассмотрение
предложенных разработчиками
– создание атмосферы
сотворчества с членами-
– творческий подход
к реализации проекта,
– вовлечение родителей
в совместную работу над
По мере осуществления данных задач были разработаны направления сотрудничества с молодой семьёй.
Направление Сотрудничества |
С какой целью используется |
Форма общения |
1 |
2 |
3 |
Информационно-аналитическое |
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической состоятельности и грамотности. Определение типа семьи. Маркетинговое обследование – что семья хочет от ДОУ? |
Проведение опросов, анкетирование, посещение семьи на дому, наблюдения, беседы с родителями. |
Познавательное |
Ознакомление родителей
с возрастными и |
Родительские собрания, семинары-практикумы, родительский лекторий, встречи со специалистами, использование педагогической литературы. |
Наглядно-информационное |
Просветительско- |
Дни “открытых дверей”, просмотры разных видов деятельности, наглядный материал в уголках, тренинги. |
Досуговое |
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. |
Совместные проведения досуговой деятельности, |
Консультативное |
Получение родителями квалифицированной помощи от специалистов ДОУ, ЦДК, поликлиники по интересующим их вопросам. |
Консультации, беседа, подбор необходимых справочных документов.
|
3-й этап. Выполнение проекта.
4-й этап. Презентация
проекта, определение задач
Осуществляется на заключительном собрании клуба молодой семьи “Росточки” в форме игровых тренингов, выступлений об итогах работы педагогов, специалистов, родителей воспитанников, администрации ДОУ о проделанной работе. Определение задач на новый учебный 2011\12 год по совместному взаимодействию.
Клуб молодой семьи «Росточки» продолжает свою работу. За 3 года деятельности клуб посетило 32 семьи . До 2009 года легко адаптирующихся детей было 25%, со средней степенью- 61,7%, с тяжелой – 13,3%. Анализируя 2009, 2010, 2011 год видна динамика роста : легкая степень адаптации - 63%, средняя – 37%, а тяжелой степени адаптации- нет. Хочется отметить, что дети, посещавшие клуб молодой семьи легко и быстро адаптируются к новым социальным условиям. Семьям детей также требуется минимум времени для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Педагоги видят положительное влияние клуба на повышение психолого- педагогических знаний родителей.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Для достижения воспитательных
целей в семье родители обращаются
к разнообразным средствам
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на поведение ребенка необходимо помнить внутрисемейные факторы, имеющие воспитательное значение: принимать активное участие в жизни семьи; всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; уважать право ребенка на собственное мнение; относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором установления сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.
Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.
Список литературы
1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. - 1998. - №6.
2.Гозман Л. Я., Шлягина Е. И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии – 1985. - №2. – С. 186 – 187.
3. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. – М., 2001. – 240с.
4. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000. – 256с.
5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 351-361.