Взаимодействие ДОУ с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 00:06, контрольная работа

Описание

Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 82.83 Кб (Скачать документ)

    Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

   Для приобщения родителей к педагогической литературе целесообразно создавать библиотеки-передвижки, подбирая в специальные папки статьи на определенную тематику. Однако следует помнить, что всякий раз нужно побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка.

   Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др.

   Во многих дошкольных учреждениях работает «телефон доверия», проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.

     Таким образом, сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Глава 2.  Практическая часть.

 

Взаимодействие  семьи и детского сада в работе МДОУ «Косланский детский сад»

   Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия каждого ребёнка следует выработать чёткую стратегию сотрудничества с родителями. Внедрение в практику работы МДОУ “Косланский детский сад ” в 2009 году был организован Клуб молодой семьи “Росточки”, который функционирует уже третий год. Практика показала, что большинство родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о закономерностях его психического развития, не владеют даже самыми элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих малышей. Социальный опыт, обретаемый дошкольником в детском саду и в семье, разный: в семье ребенок - объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду - равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия.

Этапы разработки информационно-практико-ориентированного проекта 

                                "Клуб молодой семьи “Росточки”.

1.Целеполагание.

2.Разработка проекта – составление плана деятельности с привлечением специалистов МДОУ.

3.Выполнение проекта – практическая часть.

4.Подведение итогов – задачи для новых проектов.

1-й этап. Целеполагание

   Одна из главных ценностей в жизни – наши дети. Для полноценного формирования личности каждого воспитанника МДОУ мы должны сделать родителей своими единомышленниками, выработать чёткую стратегию и тактику сотрудничества с молодой семьёй, не имеющей опыта воспитательной работы.

Проблема:

Проблемы в общении  между родителями и педагогами.

Недостаточность педагогических знаний родителей для эффективного воспитательного воздействия на ребёнка.

Участники проекта:

   Родители воспитанников, педагоги и специалисты МДОУ “Косланский детский сад”, дети 1 и 2 младшей группы, медицинский персонал, родители детей, не посещающих ДОУ (возраст до 3 лет).

Цель проекта:

  • установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста;
  • возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение родителей в единое образовательное пространство.

Задачи:

1.Установить контакт с родителями до поступления ребёнка в ДОУ с целью заблаговременной подготовки его к жизни в детском саду;

2.Популяризовать деятельность МДОУ среди населения района;

3.Выявить неблагополучные семьи, где есть неорганизованные дети для дальнейшего сопровождения их службой КПДН;

4.Осуществить педагогическое просвещение молодых родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры, изучения закономерностей физического и психического развития ребёнка на разных возрастных этапах;

5.Оказать медико-психолого-педагогическую помощь родителям детей раннего и младшего дошкольного возраста;

6.Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;

Предполагаемые  итоги реализации проекта:

  1. Возникнут первоначальные связи с родителями детей, которые ещё не поступили в детское учреждение. Родители приобретут первые знания об учреждении, в которое они собираются отдать своего ребёнка, его кадровом потенциале, возможностях, особенностях. Будет преодолён барьер настороженности по отношению к ДОУ, установится психологический контакт с семьями. У педагогов появится возможность познакомиться с семьёй будущего воспитанника.
  2. Родители воспитанников, уже посещающих МДОУ, приобретут необходимые знания о закономерностях развития детей на разных этапах дошкольного детства и будут грамотно использовать их в процессе развития своего ребёнка;
  3. Родители будут иметь возможность получения всесторонней квалифицированной помощи в педагогических, медицинских, правовых вопросах.
  4. Положительный семейный опыт будет популяризоваться среди родителей;
  5. Сохранение и укрепление здоровья детей в молодой семье.
  6. Будут выявлены проблемные семьи, в которых есть неорганизованные дети, для дальнейшего контроля за их жизнедеятельностью соответствующими службами.

2-й этап. Разработка  проекта с привлечением специалистов

Заключается в следующих  мероприятиях:

1. Доведение до участников  проекта значимости важности  и актуальности проекта.

2. Разработка схемы взаимодействия  педагогов, специалистов, родителей,  детей в работе над проектом.

 

Схема взаимодействия участников проекта “Росточки”

 

3. Подбор литературы по  выбранной тематике.

4. Разработка “Положения  о проекте “Росточки”.

5. Составление и обсуждение  с участниками проекта поэтапного  плана работы.

6. Консультирование и  обучение педагогов на практических  тренингах.

 

Начало разработки проекта – работа с кадрами.

Задачи:

– глубокое изучение тематики проекта, вызвать заинтересованность участников проекта данной темой, пополнение знаний педагогов по теме, поддержать инициативу педагогических кадров.

 – создать мотивацию  педагогов, опираясь на возникающие  в работе с родителями проблемы.

 – тактичное рассмотрение  предложенных разработчиками вариантов  проекта по педагогическому взаимодействию  с родителями (каждый имеет право  на ошибку и может высказать  своё мнение).

 – создание атмосферы  сотворчества с членами-участниками  проекта.

 – творческий подход  к реализации проекта, ориентированность  на использование полученных  практических знаний, использование  передового педагогического опыта  коллег.

 – вовлечение родителей  в совместную работу над проектом, создание атмосферы сотворчества  с детьми и педагогами МДОУ.

 

По мере осуществления  данных задач были разработаны направления  сотрудничества с молодой семьёй.

 

Направление Сотрудничества

С какой целью используется

Форма общения

                          1

2

                          3

Информационно-аналитическое

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической состоятельности и грамотности. Определение типа семьи. Маркетинговое  обследование – что семья хочет  от ДОУ? 

Проведение опросов, анкетирование, посещение семьи на дому, наблюдения, беседы с родителями.

Познавательное

Ознакомление родителей  с возрастными и психологическими особенностями детей раннего  и младшего дошкольного возраста.

Родительские собрания, семинары-практикумы, родительский лекторий, встречи со специалистами, использование педагогической литературы.

Наглядно-информационное

Просветительско-ознакомительное. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Дни “открытых дверей”, просмотры разных видов деятельности, наглядный материал в уголках, тренинги.

Досуговое

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Совместные проведения досуговой  деятельности,

Консультативное 

Получение родителями квалифицированной  помощи от специалистов ДОУ, ЦДК, поликлиники  по интересующим их вопросам.

Консультации, беседа, подбор необходимых справочных документов.

 


 

 

3-й этап. Выполнение  проекта.

 

 

4-й этап. Презентация  проекта, определение задач для  новых проектов.

     Осуществляется на заключительном собрании клуба молодой семьи “Росточки” в форме игровых тренингов, выступлений об итогах работы педагогов, специалистов, родителей воспитанников, администрации ДОУ о проделанной работе. Определение задач на новый учебный 2011\12 год по совместному взаимодействию.

 

 

 

    Клуб молодой семьи «Росточки» продолжает свою работу. За 3 года деятельности клуб посетило 32 семьи . До 2009 года легко адаптирующихся детей было 25%, со средней степенью- 61,7%, с тяжелой – 13,3%.  Анализируя 2009, 2010, 2011 год видна динамика роста : легкая степень адаптации - 63%, средняя – 37%, а тяжелой степени адаптации- нет. Хочется отметить, что дети, посещавшие клуб молодой семьи легко и быстро адаптируются к новым социальным условиям. Семьям детей также требуется минимум времени для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Педагоги видят положительное влияние клуба на повышение психолого- педагогических знаний  родителей.

                                                 

 

 

 

 

                                                        Заключение

 

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что  ребенок в детские годы приобретает  в семье, он сохраняет в течение  всей последующей жизни. Важность семьи  как института воспитания обусловлена  тем, что в ней ребенок находится  в течение значительной части  своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются  основы личности ребенка, и к поступлению  в школу он уже более чем  наполовину сформировался как личность.

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся  стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений  развитие детей как личности можно  ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает  нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания  по возможности должны следовать  непосредственно за заслуживающим  их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать  положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи  на поведение ребенка необходимо помнить внутрисемейные факторы, имеющие  воспитательное значение: принимать  активное участие в жизни семьи; всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие  в его жизни сложности и  помогать развивать свои умения и  таланты; не оказывать на ребенка  никакого нажима, помогая ему тем  самым самостоятельно принимать  решения; иметь представление о  различных этапах в жизни ребенка; уважать право ребенка на собственное  мнение; относиться к ребенку как  к равноправному партнеру, который  просто пока что обладает меньшим  жизненным опытом.

     В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором установления сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.

    Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. - 1998. - №6.

2.Гозман Л. Я., Шлягина Е. И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии – 1985. - №2. – С. 186 – 187.

3. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. – М., 2001. – 240с.

4. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000. – 256с.

5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 351-361.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Взаимодействие ДОУ с семьей