Взаимоотношения между детьми в младших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 19:42, контрольная работа

Описание

Целью моей работы является изучение взаимоотношений мальчиков и девочек в младших классах. В своей работе я использовала такую литературу, как “ Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания ”, “Мир детства: младший школьник» / Под ред. А.Г. Хрипковой. и другие источники. Также я провела практическое исследование среди детей младших классов.

Содержание

Введение



Мир эмоций.


Взаимоотношения между мальчиками и девочками в младших классах


Психологические особенности взаимоотношений мальчиков и девочек в младших классах.


Практическая часть



Заключение


Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Взаимоотношения между детьми.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

План

 

Введение 
 

  1. Мир эмоций.
 
  1. Взаимоотношения между мальчиками и девочками в  младших классах
 
  1. Психологические особенности взаимоотношений  мальчиков и девочек  в младших классах.
 
  1. Практическая  часть
 
 

Заключение 

Список  использованной литературы 
 

 

Введение 

 Целью моей работы является изучение взаимоотношений  мальчиков и девочек в младших  классах. В своей работе я использовала такую литературу, как “ Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания ”, “Мир детства: младший школьник» / Под ред. А.Г. Хрипковой. и  другие источники. Также я провела практическое исследование среди детей младших классов.

  Возраст 9—10 лет—это период половой гомогенизации: подражания и привязанности мальчиков  к отцу. а девочек к матери. Иногда переход к этому этапу происходит быстро и изменение привязанностей ребенка особенно разительно. Класс разбиваются на два лагеря—мальчиков и девочек, измена своему лагерю осуждается и презирается. Мальчики играют в военные игры. зачитываются «героической» литературой и подражают героям, рыцарям. Они больше тянутся к отцу, а при отсутствии его—к мужчинам вообще (преподавателям, руководителям «мужских» кружков и секций), проявляют настойчивый интерес к «мужской» работе. Девочки в своем кругу обсуждают первых романтических героев, моды, ведение хозяйства, отдают предпочтение лирической литературе, особо сближаются с матерью и при благоприятных с ней отношениях поверяют ей свои тайны, больше тянутся к учительницам, могут коллективно влюбиться в учителя-мужчину. И для мальчиков, и для девочек это период формирования оценки себя как представителя определенного пола. Поляризация полов—естественная закономерность развития, внешне проявляющаяся нередко действиями агрессивного или оборонительного порядка, которые отражают внутренний интерес к другому полу. В. В. Богословский (1974) приводит пример, когда мальчик дергает девочку за косу и на вопрос учителя, почему он это сделал, отвечает: «Она мне нравится». Будучи в устах ребенка скорее исключением из правила, это объяснение раскрывает истинные мотивы внешне агрессивного или оборонительного поведения. Сколько-нибудь серьезных конфликтов оно, как правило, не вызывает, н мы неоднократно отмечали у девочек чувство обиды и обойденности при отсутствии этих своеобразных знаков внимания. В последнее время все чище приходится наблюдать у девочек этого возраста мальчишески агрессивный стиль поведения, ранее проявлявшийся, и то не всегда и не у всех, лишь в пубертатном периоде. По-видимому, здесь сказываются и акселерация, и некоторое смещение половых ролей н представлений о маскулинности — фемининности в современном обществе и семье.

 Правила поведения школьников, едины для мальчиков и девочек. В школе к ним предъявляются единые требования. Они имеют одинаковые права и обязанности.

 Но  это, разумеется, вовсе не означает, что дифференцированный подход к нравственному воспитанию мальчиков и девочек излишен. Напротив, для успешного нравственного воспитания младших школьников недостаточно знать общие цели и условия этого воспитания, мало учитывать только возрастные особенности детей. Важно представлять себе особенности полового развития детей в этом возрасте, считаться с некоторыми различиями в развитии личности мальчиков и девочек.

 Дети  рано начинают осознавать половые различия. Уже в возрасте 2,5—3 лет они могут задавать вопросы о причинах физических различий мальчиков и девочек. С возрастом интерес к телесным особенностям мужчин и женщин, к особенностям их взаимоотношений, к проблеме рождения детей растет, и он вполне естествен, как и многие другие интересы.

 Присущая  ребенку способность к подражанию позволяет ему рано выбрать определенный образец поведения.  Сначала он имитирует некоторые внешние  признаки по ведения того человека, которого выбирает в качестве образца  для подражания, затем происходит более глубокое "приравнение" себя к личности человека образца. При этом ребенок заимствует не только образцы не которых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость. С ранних лет образцом для подражания мальчики обычно выбирают отца, девочки — мать.

В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевых играх  дети воспроизводят разнообразные  человеческие взаимоотношения в  семье, на работе, во дворе и т. д. Ребенок воспроизводит в игре и некоторые специфические взаимоотношения взрослых: матери и отца, мужчины и женщины, взрослого и ребенка. Об этом необходимо помнить воспитателям, так как эти взаимоотношения взрослых оказывают влияние на понимание ребенком его принадлежности к тому или иному полу и "выбор" им соответствующего типа поведения.

 Представления самих взрослых (родителей в первую очередь) о различиях в поведении  и морали мужчин и женщин так или  иначе проникают в детскую  среду, воспроизводятся и усваиваются в игре.

 Родители, и особенно мать, с первых дней появления  ребенка на свет, чаще всего сами того не сознавая, по-разному обращаются с сыном или дочерью. В первые шесть месяцев матери обычно дотрагиваются  до сыновей значительно чаще, чем  до дочерей, но через полгода картина меняется: мальчиков начинают отучать от излишней ласковости, а девочкам позволяют проводить около матери гораздо больше времени. Ослабление контактов с матерью усиливает самостоятельность ребенка. Именно это качество, по мнению некоторых ученых, матери интуитивно стремятся развить у своих сыновей.

 С возрастом  различия в отношении к мальчикам  и девочкам со стороны взрослых все  более увеличиваются.

 Сравнительно  рано возникают различия в предметном окружении мальчиков и девочек — у них не только разная одежда, но и разные игрушки. Взрослые своим отношением направляют занятия и игры мальчиков и девочек, — скажем, мальчик, играющий в куклы, как правило, вызывает насмешливые замечания окружающих. Взрослые поощряют стереотипы поведения, принятые для данного пола, — так, мальчика стыдят за плаксивость, а девочку порицают за озорство. Чумазый, в царапинах, с ободранными коленками мальчишка нередко вызывает снисходительно-умильное отношение взрослого: "Что делать? Это неизбежное зло". Девочка с таким же внешним обликом вызвала бы, однако, прежде всего недовольство.

      Уже в дошкольном детстве происходит накопление ребенком знаний о типично  мужской или типично женской  роли, о физическом различии мужчины  и женщины, о различии в их поведении, об их взаимоотношениях, о наиболее важных качествах личности. В это время у ребенка формируется чувство половой принадлежности и начинают проявляться характерные формы поведения, связанные с "ролью" мужчины или женщины.

 Придя в школу, ребенок ведет себя сообразно  своим представлениям о том, каким должен быть мальчик и какой должна быть девочка. Так, как правило, девочки ведут себя робко, неуверенно; они более тихие и сдержанные, исполнительные и требовательные к себе и другим. Мальчики же с первых дней пребывания в школе ведут себя свободно, без растерянности, они более шумны, предпочитают нерегламентированную деятельность.

 В любой  ситуации мальчики обычно быстро знакомятся друг с другом, быстро находят общее  дело. Они предпочитают коллективные спортивные или военные игры. Характерно, что мальчики не столь требовательны к постоянству состава группы, охотно принимают в свои игровые коллективы сверстников из других классов, дворов, школ. Девочки вне дома, в новой ситуации теряются, держатся обособленно тогда, когда рядом нет близких или подруги. Они предпочитают общаться в маленьких группах, по два-три человека.

 Мальчики, как правило, избегают девочек, стараются  их не замечать, предпочитают не принимать  их в свои мальчишеские игры. Исключение составляют те мальчики, которые не пользуются особым уважением сверстников. Их часто не принимают в мальчишеские группы.

 Многие  девочки настороженно относятся  к мальчикам. Чувствуется не боязнь, но, скорее, некоторое недоверие  к мальчикам, ожидание агрессивности  с их стороны. В то же время девочки проявляют интерес к мальчикам и к их занятиям. К концу первого полугодия школьницы уже знают всех мальчиков своего класса не только по фамилии, но и по имени. Мальчики, за некоторым исключением, знают лишь некоторых девочек.

 Особенно  большое любопытство и вместе с тем настороженность в отношении представителей противоположного пола проявляют единственные в семье дети, не посещавшие к тому же детского сада. Эти мальчики и девочки больше, чем другие дети, избегают друг друга, когда идут в школу или из школы, на перемене, в играх.

   Опыт совместной деятельности  у младших школьников еще ограничен,  особенно за пределами общения  на уроках, экскурсиях, прогулках  и т. п. Порой между ними  возникают конфликты. При этом  у девочек жалоб больше, чем  у мальчиков. Они жалуются не только на мальчиков, но и друг на друга, и часто по пустякам. Анализ этих конфликтов показывает, что в их основе лежит не какая-то преднамеренная отчужденность или неприязнь мальчиков и девочек друг к другу. Чаще всего это просто перенос чисто мальчишеских форм общения в сферу общения с девочками. Мальчики пытаются вступить с ними в борьбу, померяться силой и т. п. Девочки же воспринимают эти не совсем обычные для большинства из них формы общения не как игру, а как попытку обидеть их.

 Отмеченные особенности поведения детей характерны скорее для первого школьного года, чем для младшего школьного возраста вообще. Новый ритм жизни ребенка, новый тип взаимоотношений его с родителями и другими взрослыми, с недавними друзьями по детскому саду преобразуют чисто "мальчишечьи" и "девчоночьи" формы поведения, наполняя их новым и глубоким морально нравственным содержанием.

 Стихийно  сложившиеся житейские представления  ребенка  о мужчине и женщине  именно в школе претерпевают существенные изменения. У детей целенаправленно формируют устойчивые представления о принципах взаимоотношений мужчин и женщин, о морально-нравственных качествах людей: их благородстве, гуманности, особенно в отношении к слабым, защите их, мужской чести и достоинстве, мужественности — для  мальчиков,  гордости,  стыдливости, скромности и нежности — для девочек. Именно в школе закладываются основы глубокого осознания детьми своей личности как личности мужчины или женщины.

 В III и IV классах необходимость особого подхода к воспитанию мальчиков и девочек становится все более очевидной. В это время увеличивается различие в темпах общего физического (в том числе и полового) развития мальчиков и девочек (оно достигает максимума в подростковом возрасте). Девочки раньше и глубже начинают осознавать себя как личность женского типа. У них раньше формируется чувство взрослости. Те же личностные изменения у мальчиков начинаются на два-три года позднее.

 

  1. МИР ЭМОЦИЙ. 

  Имеются  большие различия в психическом  облика малыша, впервые переступившего порог школы, и ученика, стоящего на границе IV и V классов. Поэтому характеристика эмоциональной жизни младшего школьника поневоле оказывается несколько общей. Но при всех различиях между первоклассником и "выпускником" начальной школы можно с достаточной отчетливостью выделить самое характерное.

 Как уже отмечалось, младший школьник должен выполнять ряд ответственных  школьных обязанностей, что влечет за собой соответствующие оценки учителя, коллектива класса, а также  те или иные реакции домашних. И  все это рождает у ребенка определенные переживания: удовлетворение, радость от похвалы, огорчение, недовольство собой, переживание своих недостатков по сравнению с товарищами и т. д.

   Неудачи при выполнении заданий  могут порождать у отдельных  детей чувство раздражения по отношению к окружающим, недоброжелательство, зависть к товарищам, заслужившим похвалу; могут даже породить побуждение досадить учителю или классу. Но если такие неудачи не носят длительного характера и ребенок не чуждается коллектива, то они приводят обычно к возникновению острого желания занять в классе и дома достойное место, вызывают стремление учиться лучше, чтобы добиться успеха.

 В этом случае выполнение учебных заданий  становится основой таких переживаний. как волнение, неуверенность в  себе. радость при наметившемся успехе, беспокойство по поводу того, что дальше пойдет хуже, успокоение в связи с тем, что все-таки удалось выполнить задание, и т. д.

 Именно  небезразличное отношение к успеху или неуспеху объясняет то состояние  волнения, которое обычно испытывает маленький школьник при контрольной письменной работе или устном опросе.

 Младшие школьники могут бурно реагировать  на отдельные задевающие их явления. Показательно эмоциональное поведение  маленьких школьников, когда они  смотрят спектакль: здесь так отчетливо видны резкие переходы от сочувствия герою к негодованию против его недругов, от печали по поводу его неудач к бурным выражениям радости при его успехе. Подвижность, многочисленные жесты, переходы от страха к восторгу, резкие изменения в мимике свидетельствуют о том, что многое затрагивает ребенка и приводит к ярким эмоциональным откликам. Это роднит младшего школьника с дошкольниками.

Информация о работе Взаимоотношения между детьми в младших классах