Взамодействие ДОУ и семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание

Цель исследования - проанализировать особенности формирования социально-нравственной личности в условиях сотрудничества детского сада и семьи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект формирования социально-нравственной личности в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи 5
1.1. Особенности формирования личности в дошкольном возрасте 5
1.2. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка 8
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Опыт сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в социально-нравственном формировании личности ребёнка 16
2.1. Взаимодействие семьи и детского сада в работе «звёздочка» №2 ЯНАО Тазовского района 16
2.2. Особенности работы с молодыми родителями по проблеме нравственного воспитания детей 20
Выводы по главе 2 26
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 58.52 Кб (Скачать документ)

3. Игра. Известно, что в  дошкольном детстве наиболее  близкой и понятной для ребенка  деятельностью является игра. В  общении с детьми родителями  теперь чаще используются игры - занятия, игры - упражнения, сюжетно - ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки, для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками, взрослыми.

Например, игры и упражнения:

  • направленные на развитие эмоциональной осведомленности («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты» и т.д.);
  • направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Подарок другу», «Ладошки» и т.д. );
  • направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай кто я?», «Зоопарк», «Где мы были вам не скажем, а что делали - покажем» и т.д.);
  • направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Подари цветок», «Игра интонациями» и т.д.);
  • направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают?» и т.д.).

Такова специфика работы с молодой семьей по организации  социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи  с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции  различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного  поведения детей, ускоряет процесс  усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых -- родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Очень эффективны различные  методы развития у родителей рефлексии  собственных воспитательных приемов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исследовании на тему «Особенности формирования социально-нравственной личности в условия сотрудничества детского сада и семьи» нами были рассмотрены  вопросы о том, как семья и  детский сад связаны в процессе формирования социально-нравственной личности ребенка. Семья и детский  сад имеют свои особые функции  и не могут заменить друг друга. Важным условием формирования личности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским  садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Семья является институтом первичной социализации. Детский  сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка  и представляет собой институт вторичной  социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между  собой.

В настоящее время необходимость  общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В  последние годы к дошкольным учреждениям  предъявляются повышенные требования.

Поставленная цель исследования достигнута - проанализированы особенности  формирования социально-нравственной личности в условиях сотрудничества детского сада и семьи.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии  открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный  процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).

Если в советский период наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного  учреждения - освобождение женщины-матери для участия в общественном производстве, то сегодня во главу угла ставится педагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями; идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с  семьей - установление доверительных  отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности  делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Таким образом, вычленение проблемы сотрудничества воспитателей дошкольного  образовательного учреждения и родителей  в процессе социально-нравственного  воспитания современных дошкольников из общего тематического поля исследований, посвященных развитию личности и  нравственному развитию детей, позволит более глубоко осмыслить пути, средства, возможности и специфику  педагогической работы с детьми.

В настоящее время идет поиск новых путей сотрудничества детского сада и семьи как в исследованиях ученых, так и в практике детского сада, разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе детского сада и семьи. Сущность подходов состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова Т., Волкова  Е., Мишина Н. Проблемы и поиск  современных форм сотрудничества  педагогов детского сада с  семьей ребенка // Дошкольное воспитание. - 2008. - №6. – с. 43-47

2. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. - 2010. - №9. – с. 45-47

3. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2009. - 224 с.

4. Белоногова Г., Хитрова  Л. Педагогические знания - родителям  // Дошкольное воспитание. - 2009. №1.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 352 с.

6. Взаимодействие образовательного  учреждения с семьей как с  главным партнером в организации  воспитательного процесса (методические  рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2010. – 120с.

7. Данилина Г.Н. Дошкольнику  - об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной  программы «Патриот». - М.: Аркти, 2009. – 283с.

8. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей <Из детства - в отрочество> // Дошкольное воспитание. - 2010. - №3. – с. 12-13

9. Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Автор-составитель  В.А. Титов. - М.: Приор-издат, 2011. - 192 с.

10. Дошкольное учреждение  и семья - единое пространство  детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс, 2010. – 382с.

11. Закон Российской Федерации <Об образовании>. - М.: ООО <Издательство Астрель>: ООО <Издательство АСТ>, 2009. - 78 с.

12. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.

13. Козлова С.А., Куликова  Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 2010. - 416 с.

14. Куликова Т.А. Семейная  педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 2009. - 232 с.

15. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. - 2001.- №8. – с. 11-12

16. Мудрик А.В. Социальная  педагогика: Учеб. Для студ. Пед. Вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр <Академия>, 2009. - 200с.

17. Нравственное воспитание  в детском саду / под ред. В.Г.  Нечаевой и Т.А. Марковой.- М., 1975. – 211с.

18. Павлова Л.О взаимодействии  семейного и общественного воспитания  детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2011. - №8. – с. 13-14

19. Рождественская Е.А,  Рощина Н.А. Возрастная психология. - М., 2009. – 381с.

20. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2009. - 672 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Список рекомендуемой  литературы для проведения этических  бесед

  • Л.Толстой «Котенок»
  • А.Н.Толстой «Золотой ключик»
  • К.Чуковский «Айболит»
  • С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Счастливый день»
  • Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Снежная Королева» и другие
  • В.Драгунский «Друг детства», «Он живет и светится», «Тайное становится явным», книга «Удивительный день» и т.д.
  • М.Зощенко «Рассказы для детей»
  • Н.Н.Носов «Рассказы для детей»
  • С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса»
  • В.Бианки книга «Рассказы и сказки», «Как муравьишко домой спешил»
  • Э.-Т.- А. Гофман «Щелкунчик»
  • С.Аксаков «Аленький цветочек»
  • Сказки: «Сивка - бурка», «Хаврошечка», «Заяц - хвастун», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и другие

Информация о работе Взамодействие ДОУ и семьи