Взгляд науки на адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:31, реферат

Описание

1. Понятие адаптации. Фазы адаптационного процесса.Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизи

Работа состоит из  1 файл

Взгляд науки на адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ.docx

— 26.63 Кб (Скачать документ)

Взгляд науки на адаптацию  детей раннего возраста к условиям ДОУ

 

 

 

Взгляд науки на адаптацию  детей раннего возраста к условиям ДОУ 

 

1. Понятие адаптации. Фазы  адаптационного процесса.Традиционно  под адаптацией понимается процесс  вхождения человека в новую  для него среду и приспособления  к ее условиям. Адаптация является  активным процессом, приводящим  или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных  изменений организма и психики)  результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных  критерия успешной адаптации:  внутренний комфорт (эмоциональная  удовлетворенность) и внешняя  адекватность поведения (способность  легко и точно выполнять требования  среды).К сожалению, проблемы, связанные  с адаптацией, остаются на уровне  теоретических исследований и  сводятся к рекомендации перед  поступлением ребенка в детский  сад максимально приблизить домашний  режим дня к режиму дошкольного  учреждения.В ходе комплексного  исследования, проведенного учеными  в разных странах (“Социальная  адаптация детей в дошкольных  учреждениях” / Под ред. Р. В.  Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер,  А. Атанасовой-Буковой.— М., 1980), было  выделено три фазы адаптационного  процесса:

 

1) острая фаза, которая  сопровождается разнообразными  колебаниями в соматическом состоянии  и психическом статусе, что  приводит к снижениювеса, частым  респираторным заболеваниям, нарушению  сна, снижению аппетита, регрессу  в речевом развитии (длится в  среднем один месяц);

 

2) подострая фаза характеризуется  адекватным поведением ребенка,  т. е. все сдвиги уменьшаются  и регистрируются лишь по отдельным  параметрам на фоне замедленного  темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными  нормами (длится 3—5 месяцев);

 

3) фаза компенсации характеризуется  убыстрением темпа развития, в  результате дети к концу учебного  года преодолевают указанную  выше задержку темпов развития.Различают  три степени тяжести прохождения  острой фазы адаптационного периода:•  легкая адаптация — сдвиги  нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;•  адаптация средней тяжести —  сдвиги нормализуются в течение  мясяца, при этом ребенок на  короткое время теряет в весе, может наступить заболевание  длительностью 5—7 дней, есть признаки  психического стресса;• тяжелая  адаптация длится от 2 до 6 месяцев,  ребенок часто болеет, теряет  уже имеющиеся навыки, может наступить  как физическое, так и психическое  истощение организма. 

 

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка  в дошкольном учреждении, которая  приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла  бы формировать положительное отношение  к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

 

  

2. Особенности адаптации  детей раннего возраста к условиям  ДОУ. 

 

Проблема адаптации ребенка  раннего возраста остается практически  неразработанной. До сих пор специально не изучалось, как происходит включение  маленького ребенка в новую действительность, какие психологические трудности  он испытывает в процессе адаптации, каким образом можно оценить  его эмоциональное состояние  в этот период, каковы психологические  критерии адаптационных возможностей ребенка раннего возраста и каковы способы установления контакта взрослого.Сегодня  количество детей, имеющих отклонения в поведении (агрессивность, тревожность, гиперактивность и т.д.), невротические  расстройства, продолжает расти. Таким  детям труднее адаптироваться к  новым социальным условиям.Следует  отметить, что невротические расстройства — преходящие состояния, т.е. их отличает динамизм, они могут быстро возникать  при стрессовых ситуациях и достаточно быстро исчезать, даже при небольшой  помощи, устраняющей психогенные  факторы. Особенно это касается невротических  реакций, они являются начальной  формой психической дезадаптации, т.е. поведенческой реакцией, неадекватной внешнему стимулу. Например, ребенок, который  не хочет ходить в детский сад, потому что боится воспитателя, вернулся домой. Там его окружают любящие  родители, он попадает в привычную  ситуацию, но по-прежнему плачет, боится оставаться один, плохо ест и засыпает, хотя до поступления в детский  сад таких изменений в поведении  ребенка в домашних условиях не было. Ориентация педагога на более ласковое отношение к этому ребенку  способствовало его привыканию к  детскому саду и, особенно, к воспитателю. При этом изменения поведения  исчезли без медикаментозной  коррекции.

 При отсутствии своевременной  помощи таким детям невротические  реакции трансформируются в более  стойкие расстройства — неврозы.  При этом усиливаются вегетативные  расстройства, нарушается регулирующая  функция нервной системы, деятельность  внутренних органов и могут  возникать различные соматические  заболевания. Доказано, что более  половины хронических заболеваний  (до 80%) — это психо- и нейросоматические  болезни. Как говорят у нас  в России: «Все болезни от нервов».Исходя  из приведенного определения  психического здоровья при его  оценке не следует ограничиваться  лишь выявлением невротических  расстройств. У ребенка важно  оценивать также показатели нервно-психического  развития: в раннем возрасте детей  (первые 3 года жизни) это, прежде  всего, речевое, моторное развитие, эмоциональное состояние; 

 Следовательно, во все  возрастные периоды при оценке  психического здоровья необходимо  давать характеристику эмоционального  состояния ребенка, его социальной  адаптации.

 Если говорить о  причинах частых нарушений психического  здоровья детей, то среди их  многообразия особо хотелось  бы остановиться на двух аспектах.

 

Первый аспект — рост частоты  перинатальных повреждений нервной  системы, возникающих еще в утробе матери или во время родов. Частота  таких повреждений достигает 80%. В большинстве случаев это  легкие повреждения, в основном, проявляющиеся  в первые месяцы жизни ребенка  возбуждением, нарушением сна, изменением тонуса мышц. К году эти расстройства, как правило, проходят (компенсируются). Но это период так называемого  «мнимого благополучия», и уже к  трем годам более чем у половины таких детей появляются изменения  поведения, нарушение развития речи, двигательная расторможенность, то есть появляются синдромы минимальной дисфункции мозга. У этих детей не только нарушается поведение и развитие высших мозговых функций, но и затруднена адаптация  к дошкольным учреждениям и школе, имеются трудности в обучении. Это, в свою очередь, определяет их повышенную склонность к эмоциональным расстройствам  и невротизации. У этих детей очень  рано определяются вегетативные сдвиги и формируются болезни дисрегуляции, так называемая нейросоматическая  патология. Это могут быть различные  заболевания сердечно-сосудистой системы (например артериальная гипо- и гипертензия), пищеварительного тракта (например гастродуоденит), бронхолегочной системы (например бронхиальная астма) и т.д.

 

Второй аспект частых нарушений  психического здоровья — стрессовые ситуации в жизни ребенка. Они  могут быть обусловлены как социально-экономическим  неблагополучием семьи, так и  неправильным воспитанием ребенка. Стрессовые ситуации могут возникать  при отрыве ребенка от семьи, когда  он поступает в дошкольное учреждение или школу. Причиной их может быть и плохая успеваемость, конфликты  со сверстниками и педагогами. Особая роль отводится наказанию ребенка.

 Неблагоприятному течению  адаптации детей часто предшествуют  имеющиеся с раннего возраста  нарушения психического здоровья. Поэтому очень важно как можно  раньше выявлять эмоциональные  нарушения и проводить их коррекцию.

 С другой стороны,  неблагоприятное течение адаптации  к детскому саду ведет к  замедлению интеллектуального развития, негативным изменениям характера,  нарушениям межличностных контактов  с детьми и взрослыми, то  есть к дальнейшему ухудшению  показателей психического здоровья. При продолжительной стрессовой  ситуации у этих детей возникают  неврозы и психосоматическая  патология, а это затрудняет  дальнейшую адаптацию ребенка  к новым факторам среды. Возникает  замкнутый круг. Особая роль в  длительном сохранении стрессовой  ситуации отводится межличностному  конфликту. Неслучайно в последнее  время стали актуальными проблемы  дидактогенных заболеваний, вызванных  непедагогическим поведениемвоспитателя.  Следует отметить, что воспитатели  сами часто имеют нарушения  здоровья, сходные по структуре  с заболеваниямивоспитанников, у  них нередко выявляется неврастенический  синдром. Проводяв детском саду, мы сделали вывод, что воспитатель  и его воспитанники, находясь  в едином психоэмоциональном  кольце, оказывают взаимозаражающее  действие. Поэтому в системе охраны  здоровья детей очень важно  нормализовать психоэмоциональное  состояние воспитателя. 

 Поступление ребенка  в ясли вызывает, как правило,  серьезную тревогу у взрослых. И не напрасно. Известно, что изменение  социальной среды сказывается  и на психическом, и на физическом  здоровье детей. Особого внимания  с этой точки зрения требует  ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Если трехлетний малыш, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, то ребенок младенческого и раннего возраста менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням. 

 

Врачи и психологи различают  три степени адаптации: легкую, среднюю  и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки  нормализации поведения, частота и  длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.

 

При легкой адаптации в  течение месяца у ребенка нормализуется  поведение по тем показателям, о  которых мы говорили выше, он спокойно или радостно начинает относиться к  новому детскому коллективу. Аппетит  снижается, но не намного и к концу  первой недели достигает обычного уровня, сон налаживается в течение одной-двух недель. К концу месяца у малыша восстанавливается речь, игра, интерес  к окружающему миру. Отношения  с близкими людьми при легкой адаптации  у ребенка не нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно  и к концу 2-3-й недели восстанавливается.       Острых заболеваний не возникает. 

 

Во время адаптации  средней тяжести нарушения в  поведении и общем состоянии  ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются  только через 20-40 дней, настроение неустойчиво  в течение месяца, значительно  снижается активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не стремится  исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи. Все эти изменения держатся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это может быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, «тени» под глазами, «пылающие» щечки, могут усиливаться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции.

 

Особую тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок  начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма  подорваны и уже не выполняют  свою роль – не предохраняют организм от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться. Это неблагоприятно сказывается  на физическом и психическом развитии малыша. Другой вариант течения тяжелой  адаптации: неадекватное поведение  ребенка настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим  состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, у ребенка может  возникнуть стойкий отказ от еды  или невротическая рвота при  попытке его накормить. Малыш  плохо засыпает, вскрикивает и  плачет во сне, просыпается со слезами. Сон чуткий, короткий. Во время бодрствования  ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей  или агрессивен по отношению к  ним; постоянно плачущий или безучастный, ничем не интересующийся, судорожно  сжимающий в кулачке свою любимую  домашнюю игрушку или носовой  платочек. Нам, взрослым, трудно осознать степень его страданий. Ребенок, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, громким  плачем, капризами, цепляющийся за маму, падающий в слезах на пол, неудобен и тревожен для родителей и  воспитателей, но вызывает меньше беспокойства у детских психологов и психиатров, чем ребенок, впадающий в оцепенение, безразличный к тому, что с ним  происходит, к еде, мокрым штанишкам, даже к холоду. Такая апатия является типичным проявлением детской депрессии. Страдает общее состояние организма: наблюдается потеря в весе, беззащитность  перед инфекциями, появляются признаки детской экземы или нейродермита. Улучшение состояния происходит крайне медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются, появляется отставание в речи, игре, общении. Иногда на восстановление здоровья такого ребенка требуется несколько  лет. Желательно ли привыкание к яслям  такой ценой?

Информация о работе Взгляд науки на адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ