Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:56, контрольная работа
Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности.
|
Задачи, встававшие
перед школой, существенно менялись
на разных этапах развития общества. Этим
объясняется периодический
Выделение педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского, теоретические идеи которого, получили широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняют свою научную ценность.
Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он создал знаменитый труд по теории педагогики под названием "Великая дидактика" (1632 г.), разработал основы классно-урочной системы обучения. Он написал десятки учебников для школы, которые были переведены на многие языки мира и на протяжении полутора веков служили своеобразными эталонами для создания учебников в других странах, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога. В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» ему посвящена специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.
Я.А.
Коменский утверждал новый, прогрессивный
взгляд на учителя. Эта профессия
была для него "превосходна, как
никакая другая под солнцем". Он
сравнивал учителя с
Его религиозное образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданную этим выдающимся педагогом.
Основные положения его учения:
Принцип природосообразности
Принцип
природосообразности
Коменский считал, что человек, как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Он указывает, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдений «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях». Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными «основоположениями», законами природы. Следует отличать правильные дидактические соображения Коменского от формы, в которой они изложены.
На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную обоснованность) Коменский объяснял тем, что обеспечивалось соответствие педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению» человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на рациональную организацию «массовой школы».
Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи.
Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:
В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.
Дидактические принципы Яна Коменского
Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени.
В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.
Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:
1)
принцип сознательности и
2) принцип наглядности;
3)
принцип постепенности и
4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.
Итак,
1) Принцип сознательности и активности
Этот принцип предполагает
Коменский считает главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: Коменский также считает основным свойством сознательного знания не только понимание, но и использование знаний на практике. Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное обучение. Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. Воспитание активности и самостоятельности в обучении Коменский считает важнейшей задачей: «Необходимо, чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять…».
2) Принцип наглядности
Принцип наглядности
Он считал наглядность не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:
3) Принцип постепенности и систематичности знаний
Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности.
Коменский формулирует ряд
4) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками
Показателем полноценности
Во времена Коменского в школах господствовавшее положение занимали формализм и зубрежка. Коменский же ввел в понятия упражнения и повторения новое содержание, он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся.
Семейное воспитание в педагогике Коменского
Воспитанию в семье Коменский придает огромное значение. “Показав, что райские растеньица - христианское юношество - не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни”.
Семья, по мнению Коменского, является главным средством нравственного воспитания. Важной функцией семейного воспитания для Коменского является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться.
Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания, Коменский в “Великой дидактике” создает образ материнской школы, как первой ступени образовании.